Сталин потребовал прибрать романтику. Как менялся образ Нахимова в кино
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Сталин потребовал прибрать романтику. Как менялся образ Нахимова в кино

Как менялся манер адмирала Нахимова в советском кино Сталин потребовал прибрать романтику. Как менялся образ Нахимова в кино  Семьдесят лет назад, в 1946 г., знаменитый кинорежиссер Всеволод Илларионович Пудовкин осуществил постановку историко-биографической полотна "Адмирал Нахимов", сформировавшей представления о легендарном флотоводце у нескольких поколений советских людей.

Возрождение "распроклятого прошлого"

Герой Наваринского сражения (1827), Синопского боя (1854) и обороны Севастополя (1854 – 1855) царский адмирал Павел Степанович Нахимов (1802-1855) для советских граждан сделался значимой фигурой не сразу. Спустя десять лет после революции, в 1928 г., в ходе борьбы с "проклятым прошлым" воли снесли величественный памятник ему (скульпторы А.А. Бильдерлинг и И.Н. Шредер), открытый в 1898 г. у Графской пристани Севастополя. Остался только пьедестал. Через четыре года на постаменте появилась бронзовая фигура В.И. Ленина (скульптор В.В. Козлов)1.

Прошло еще десять лет, и имя Нахимова вновь сделалось популярным. Большую роль в этом сыграл академик Е.В. Тарле, написавший двухтомную монографию "Крымская война", впервые изданную в годы брани. Еще до выхода в свет этой работы Тарле в 1940 г. издал отдельной книгой исторический очерк об адмирале2. Книга сделалась популярной и выдержала несколько переизданий. Писатель С.Н. Сергеев-Ценский также использовал свой литературный талант для создания позитивного манеры Нахимова. В 1939-1940 гг. в свет вышел его роман-эпопея "Севастопольская страда", где отдельная глава посвящалась Павлу Степановичу и заключительным дням его жизни. Тогда же впервые вышел роман А.И. Зонина "Адмирал Нахимов", получивший отрицательные отзывы3.

Среди популяризаторов личности Нахимова очутился драматург И.В. Луковский, написавший пьесу об адмирале, которая накануне войны шла в театре им. Ленсовета, севастопольском театре им. А.В. Луначарского и московском государственном Камерном арене. Последняя постановка под руководством режиссера А.Я. Таирова, как отмечали критики, оказалась более удачной. Таиров в процессе подготовки постановки даже пригласил академика Тарле для консультации актеров. В целом, за исключением некоторой доли критики, спектакль имел позитивные отклики4.

Однако против драмы Луковского выступил Сергеев-Ценский, обвинив автора в исторической "халтуре" и плагиате. Сергеев-Ценский полагал, что драматург многое заимствовал из его романа-эпопеи "Севастопольская страда". Беллетрист считал, что Луковский принизил образ Нахимова. Последний со своей стороны ссылался на мнение историков Е.В. Тарле, А.В. Предтеченского и литературных критиков, какие позитивно восприняли пьесу. Конфликт в феврале – марте 1941 г. разбирала специальная комиссия Ленинградского отделения Союза советских беллетристов, которая сочла претензии Сергеева-Ценского необоснованными5.

В годы войны все чаще стали упоминать о деятелях дореволюционной России в позитивном ключе. Одной из таких фигур являлся адмирал Нахимов. Во пора войны среди матросов и солдат, оборонявших Севастополь, даже ходили слухи о призраке адмирала, сутулая фигура какого появлялась по ночам и обходила передовые позиции6.

Символическим шагом официального признания заслуг Нахимова стал указ Президиума Верховного Рекомендации СССР от 3 марта 1944 г. об учреждении ордена его имени (1-й и 2-й степени) и медали7. Военно-морские училища для подростков, открытые в годы брани, получили наименование "Нахимовских". В 1944 г. писатель А.И. Зонин издал новый вариант своего романа о Нахимове, а Сергеев-Ценский опубликовал исторический очерк "Синопский бой"8. Проект по установке монументов адмиралам Ушакову и Нахимову в Севастополе появился в последний год войны9. Однако идею тогда не реализовали.

Сталин потребовал прибрать романтику. Как менялся образ Нахимова в кино

Худсовет рекомендовал исправиться

В пыл Великой Отечественной Луковский выступил в качестве автора сценария фильма о Нахимове. Первоначально планировалось поручить сценарий К.Г. Паустовскому. Но, познакомившись с жизнеописанием адмирала, писатель пришел к выводу, что у него практически отсутствовала интересная личная жизнь. Видимо, поэтому драматургу Луковскому пришлось придумывать эпизоды из частной жития Нахимова. Относительно его военной деятельности драматург консультировался с академиком Тарле и капитаном 1 ранга Н.В. Новиковым10. Позднее, уже после выхода полотна на большой экран, в 1951 г., на основе своих предыдущих текстов Луковский издал повесть об адмирале11.

Пудовкин к этому поре уже был известен и как создатель историко-биографических фильмов "Минин и Пожарский" (1939) и "Суворов" (1941). По словам режиссера, замысел полотна о Нахимове родился после того, как он обратил внимание на некролог адмиралу, написанный историком М.П. Погодиным, назвавшим погибшего героя "душой Севастопольской обороны"12. Но, скорее итого, на Мосфильме уже имелся перечень тех исторических деятелей, которые заслуживают внимания кинематографистов.

Подготовительный этап занял много поре. Пудовкин начал знакомство с периодом Крымской войны с чтения "Севастопольских рассказов" своего любимого беллетриста Л.Н. Толстого13. Съемки проходили в течение 1945 г. в Одессе, Севастополе и в павильонах Мосфильма. Возникли трудности с декорациями, техникой, вооружением, потому пришлось обращаться к командующему ВМФ адмиралу Н.Г. Кузнецову, который дал соответствующие распоряжения. Командование Черноморского флота в лице адмирала Ф.С. Октябрьского предоставило баржу и трехмачтовый парусный барк, а также возле 200 матросов для массовых сцен. Помимо этого Пудовкин обращался за консультациями к военно-морским специалистам14.

После завершения съемок и монтажа в начине января 1946 г. картину посмотрели и обсудили на художественном совете Мосфильма под председательством режиссера М.К. Калатозова. Отзывы были либо нейтральными, либо критическими. Высказывались предложения привнести в картину исправления. Пудовкин сопротивлялся, ссылаясь на технические трудности15.

Отзыв главного кинокритика

Вскоре "Адмирал Нахимов" получил критические замечания от основного кинозрителя страны И.В. Сталина, позднее оформленные как Постановление ЦК ВКП(б) от 4 сентября 1946 г. "О фильме "Большая жизнь"", в каком досталось и творению Пудовкина, "снявшего фильм о личной жизни Нахимова, а не об исторических событиях". Вождю не понравились "сентиментальные" бытовые и романтические эпизоды из частной жития морских офицеров с участием адмирала Нахимова, отсутствие больших батальных сцен и эпизода о взятии русскими Синопа. Отдельный киноведы считали это результатом неудачного сценария16. Кроме того, не был учтен политический фактор в связи с начавшейся "морозной войной" (с пропагандистской точки зрения требовалось рельефнее изобразить противника – Великобританию, Францию и Турцию).

По мнению беллетриста К.М. Симонова, Сталин "брал готовую фигуру в истории, которая могла быть утилитарно полезна с точки зрения нынешней идейной борьбы. Это можно проследить по выдвинутым им для кино фигурам: Александр Невский, Суворов, Кутузов, Ушаков, Нахимов"17.

Министерство кинематографы составило целый список дополнений и изменений. Предлагалось добавить сцену пленения турецкого адмирала и двух английских офицеров в Синопском бою. Нахимов должен произнести слова о том, что Турции вытекает дружить с Россией, иначе – война. Требовалось показать масштабный план Синопской бухты перед морским сражением и после него вделать сцену возвращения русской эскадры в Севастополь. Нахимов в разговоре с адмиралом С.А. Меньшиковым (эту роль сыграл сам Пудовкин) должен был произнести фразу о незамедлительном захвате проливов Босфор и Дарданеллы, чтобы остановить англо-французский флот и не пустить его в Черное море. Предписывалось дополнить сцену военного совещания о затоплении русских кораблей в Севастопольской бухте с ударением на угрозу со стороны англо-французского флота, "ярче показать оборону Севастополя и роль Нахимова", включить подмостки с захватом в плен английского офицера матросом П. Кошкой18.

Четыре месяца доработок

По вопросу доработки фильма состоялось новоиспеченное заседание худсовета Мосфильма под председательством министра кинематографии И.Г. Большакова с участием режиссеров В.И. Пудовкина, М.И. Ромма, И.А. Пырьева, Г.В. Александрова, артистов В.В. Ванина, А.Д. Дикого, беллетристов Л.М. Леонова и Н.С. Тихонова. Пудовкин сообщил о включении в фильм атаки англичан на оборонительные позиции Севастополя и контратаки русских матросов во главе с адмиралом Нахимовым. Участники заседания зачислили решение: съемочной группе продолжить работу19.

Затем досняли сцены Синопской битвы и пленения Осман-паши (артист Р. Симонов). Сжали эпизоды с балами и любовными историями, расширили сцены, показывающие Нахимова как флотоводца. Доснимали картину в течение четырех месяцев. В Одессе выстроили макет корабля, с помощью которого реконструировали события Синопского боя, были изготовлены и модели парусных судов для съемок в большенном бассейне20.

Просмотр и обсуждение нового варианта фильма состоялись в октябре 1946 г. на заседании художественного совета при Министерстве кинематографы СССР с участием министра И.Г. Большакова, режиссеров С.А. Герасимова, М.И. Ромма, М.К. Калатозова, И.Г. Пырьева, В.И. Пудовкина, артистов Б.П. Чиркова, Н.П. Охлопкова, А.Д. Дикого, беллетриста Л.С. Соболева и других. Теперь фильм, в основном, хвалили. Однако в заключении совета отмечалось, что по сравнению с Синопским боем, "оборона Севастополя выглядит крайне неярко". И все же фильм рекомендовали к прокату21. Изменения пошли на пользу картине22. Но на экранах страны зрители увидали адмирала как военачальника и государственного деятеля, а не как живого человека. Между тем Пудовкин изначально стремился показать Нахимова с разных сторонок23.

Что должны были увидеть советские зрители

Роль адмирала, на которую пробовались несколько артистов, исполнил театральный артист А.Д. Дикий. До этого он сыграл Кутузова в одноименном фильме режиссера В. Петрова, а впоследствии неоднократно играл роль Сталина. Судя по воспоминаниям артиста, он стремился соединить в Нахимове, с одной стороны, образ человека умного, храброго, заботившегося о нижних чинах, а, с другой – фанатика своего дела, рационалиста, морского служаку, сурового и требовательного к подчиненным24.

Фильм через фигуру Нахимова, флотоводца-героя и любимца матросов подчеркивал культ вождя, от которого зависело утилитарны все. Нахимов, все рассчитав, как на шахматной доске, выигрывает Синопский бой, разгромив турецкую эскадру. В критический момент боя он личным примером подымает бойцов в атаку и с саблей наголо ведет матросов на врага, штурмующего бастионы Севастополя. В то же время Нахимов заботится о простых бойцах. Есть в картине и сентиментальная сцена, когда адмирал, возвращаясь с эскадрой из похода в Севастопольскую бухту, признается в своей влюбленности к этому удивительному городу.

Одной из ключевых является сцена совещания командования по поводу затопления кораблей в Севастопольской бухте в качестве преграды вражьим судам. Нахимов, взяв слово, поддерживает приказ адмирала В.А. Корнилова (артист Н. Чаплыгин) о затоплении флота и своим весом убеждает выполнить столь трагическое дело. Когда корабли идут на дно, на глазах адмирала появляются слезы.

Фильм заканчивался летальным ранением героя на бастионе и последующей кончиной. Дальнейшая история с оставлением Севастополя русскими войсками в картине не представлена. Но зрители могли сделать вывод, что после кончины вождя держать оборону стало уже невозможно, и Севастополь пришлось оставить.

Награды нашли героев

Только в январе 1947 г. кинофильм вышел на экраны страны. В середине февраля Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал И.С. Юмашев своим приказом выразил благодарность съемочной группе за создание "примечательного художественно-исторического фильма"25. Вскоре картина получила международное признание на Венецианском кинофестивале: премия за батальные подмостки и почетный диплом актеру Дикому. Помимо этого создатели фильма (режиссер, сценарист, композитор и некоторые актеры) получили Сталинскую премию 1й степени (за 1947 г.)26.

Кинофильм, бесспорно, повлиял на мемориализацию образа Нахимова в советском культурном пространстве. В 1952 г. торжественно отмечалось 150летие Нахимова27. Запоздалее, в 1957 г., на Малаховом кургане в Севастополе восстановили памятный знак (архитектор А.Л. Шеффер) на предполагаемом месте смертельного ранения Нахимова. Завязалась активная работа по восстановлению большого памятника Нахимову в Севастополе, открытого 5 ноября 1959 г. на прежнем месте (памятник Ленину был демонтирован немцами после взятия Севастополя в 1942 г.). Фигура адмирала сейчас была повернута не к морю, как раньше, а к городу, на постаменте появилось три бронзовых горельефа, изображающих эпизоды из жизни Нахимова. За создание монумента скульптору Н.В. Томскому присудили золотую медаль Академии художеств СССР28. Площадь, на которой установили монумент, наименовали именем адмирала. Историки и писатели также не забывали о Нахимове. В 1954 г. в свет вышел сборник документов, посвященных деятельности адмирала, затем в 1950 – 1970е гг. показалось несколько научных, публицистических и художественных книг (в том числе для детей) о Нахимове, а также биография адмирала в серии "Существование замечательных людей"29.

Советский кинематограф создал образ Нахимова как военного теоретика, смелого и строгого флотоводца, папу матросов, офицера без личной жизни, чьей семьей являлся флот. В свои последние месяцы, возглавив оборону, он сделался признанным "хозяином Севастополя" (эпитет одного из мемуаристов, который использовал Тарле). Именно такой манер адмирала остался в памяти нескольких поколений советских людей.

Публикация подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта N 15-01-00219.

1. Государственный архив города Севастополя (ГАГС). Ф. Р-183. Оп. 1. Д. 498. Л. 4; Там же. Оп. 2. Д. 280. Л. 2-3.
2. Тарле Е.В. Нахимов. М., 1940.
3. Сергеев-Ценский С.Н. Севастопольская страда: в 3 т. М., 1985. Т. 3. С. 303-330; Зонин А. Адмирал Нахимов. М.-Л., 1940; Матусевич Н.Н. А. Зонин. Адмирал Нахимов. Отзыв // Морской сборник. 1941. N 2. С. 149-159.
4. Орлов И. "Адмирал Нахимов". Новая постановка Камерного арены // Красная звезда. 1941. 5 июня; Чапкевич Е.И. Пока из рук не выпало перо… Жизнь и деятельность академика Е.В. Тарле. Орел, 1994. С. 130-131.
5. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 10. Д. 30. Л. 166-227.
6. Шигин В. Севастополь. История. Предания. Предания. М., 2008. С. 428.
7. Колесников Г.А., Рожков А.М. Ордена и медали СССР. М., 1974. С. 60-63, 108-109.
8. Зонин А.Д. Адмирал Нахимов. Исторический роман. М.-Л., 1944; Сергеев-Ценский С.Н. Синопский бой. Исторический очерк. М., 1944.
9. РГАЛИ. Ф. 2458. Оп.8. Д. 2167. Л. 1-4.
10. Луковский И. Адмирал Нахимов. Киносценарий. М., 1944.
11. Луковский И. Адмирал Нахимов. Историческая повесть. М., 1951.
12. Пудовкин В.И. Собр. соч.: в 3 т. М., 1975. Т. 2. С. 88.
13. Головня А. Молодой человек великой эпохи // Искусство кино. 1973. N 2. С. 61.
14. Головня В.Н. Всеволод Пудовкин. Отдельный впечатления // Пудовкин в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 331-332; Пудовкин В.И. Собр. соч.: в 3 т. М., 1975. Т. 2. С. 92-93, 97.
15. РГАЛИ. Ф. 2453. Оп.2. Д.1. Л. 6, 13.
16. Марьямов А. Общенародный артист СССР Всеволод Пудовкин. М., 1951. С. 206; Караганов А. Всеволод Пудовкин. М., 1973. С. 203; Юренев Р. Книга кинофильмов. Статьи и рецензии разных лет. М., 1981. С. 90, 92; Добренко Е. Музей революции: советское кино и сталинский исторический нарратив. М., 2008. С. 153.
17. Симонов К.М. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине. М., 1990. С. 165.
18. РГАЛИ. Ф. 2456. Оп.1. Д. 1236. Л. 2-3.
19. Там же. Л. 2-3, 5, 19.
20. Караганов А. Всеволод Пудовкин. С. 204; Пудовкин В. Как снимался кинофильм // Огонек. 1947. N 5. С. 28; Пудовкин В.И. Собр. соч.: в 3 т. М., 1975. Т. 2. С. 96-97.
21. РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 1234. Л. 18-19, 26-27, 52, 64.
22. Караганов А. Хирург и адмирал // Отечество. 1995. N 3-4. С. 135; Добренко Е. Указ. соч. С. 154 .
23. Пудовкин В. Собр. соч.: в 3 т. М., 1975. Т. 2. С. 87, 91-92; Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 380.
24. Алексей Дикий. Статьи. Переписка. Мемуары. М., 1967. С. 189-191.
25. РГАЛИ. Ф. 2376. Оп.1. Д. 234. Л. 3.
26. Марьямов А. Указ. соч. С. 212, 236.
27. Мазунин Н.П. Адмирал Нахимов. М., 1952; Найда С.Ф. Выступающий русский флотоводец – адмирал П.С. Нахимов. М., 1952; Владимирский Л. Выдающийся русский флотоводец // Красный флот. 1952. 15 июня; Большаков Н. Адмирал Нахимов – устроитель боевой подготовки // Красный флот. 1952. 4 июля; Головко А. Выдающийся русский флотоводец // Правда. 1952. 5 июля; Исаков И. Адмирал Нахимов // Новоиспеченный мир. 1952. N 7. С. 205-238; Мусьяков П. Выдающийся русский флотоводец П.С. Нахимов // Пропагандист и агитатор. 1952. N 12. С. 18-26.
28. РГАЛИ. Ф. 2458. Оп.1. Д. 95. Л. 1, 4, 34, 35, 72, 115, 118-123, 177-178; Швецов И.М. Монумент адмиралу Нахимову в Севастополе. М., 1960.
29. П.С. Нахимов. Док. и мат. М., 1954; Зверев Б.И. Выдающийся русский флотоводец П.С. Нахимов. Смоленск, 1955; Яхонтова М.С., Волшебников С.А. Сигнал полдня. Повесть о П.С. Нахимове. М., 1957; Поликарпов В.Д. Павел Степанович Нахимов. М., 1960; Давыдов Ю.В. Нахимов (ЖЗЛ). М., 1970.

>