Стальные монстры: какими бывальщины самые крупные боевые корабли XX века

Новость опубликована: 14.01.2019

Стальные монстры: какими бывальщины самые крупные боевые корабли XX века

Стальные монстры: какими бывальщины самые крупные боевые корабли XX века

Зимой 1906 года был спущен на воду линейный корабль «Дредноут», имя какого стало не только нарицательным,  но и явилось олицетворением мощи флотов первой половины ХХ века.

«Дредноут»

“Дредноут» – английский линейный корабль, имя какого стало нарицательным. Принципиально новым стало размещение артиллерии главного калибра в пяти двухорудийных башнях, трех в диаметральной плоскости и двух бортовых. Разом после появления «Дредноута» все броненосцы со стандартным по тому времени  вооружением из четырех  орудий главного калибра моментально устарели. Другой особенностью «Дредноута» стал отказ от среднего калибра — на тот момент 152-мм орудий, которые до этого устанавливались в башнях или казематах. Для отражения штурмов миноносцев корабль нес двадцать четыре 76 мм орудия. На момент начала Первой мировой войны флоты ведущих краёв мира обладали куда более мощными линейными кораблями, нежели их английский предшественник. Единственную свою победу «Дредноут» одержал не над закованным в панцирь линкором, а над немецкой подводной лодкой U-29, которая 19 марта 1916 года попала под таранный удар гиганта. Примечательно, что подлодкой командовал  капитан Веддиген, потопивший осенью 1914 года в течении двух часов одинешенек за другим три английских крейсера.  В 1921 году «Дредноут» был исключен из состава флота и спустя два года разрезан на металл.

«Карманный линкор»

Если попытаться отметить самый маленький по водоизмещению линейный корабль, то  с определенными оговорками им может быть назван карманный линкор “Адмирал граф Шпее” и два однотипных с ним корабля. «Карманный линкор» «Адмирал граф Шпее» был выстроен в рамках ограничений Версальско-Вашингтонской системы. И хотя в Германии  (впрочем, как и в других странах мира) превысили допустимый тоннаж на 11 %, корабль вышел весьма скромного водоизмещения, но с мощным, как потом на беду англичан оказалось, вооружением. Поскольку было не вполне понятно, к какому классу эти  три немецких корабля отнести — броненосным крейсерам или линкорам (броненосцам в немецкой классифицированию), в Англии возник термин “Pocket battleship” – “карманный линкор”. В 1939 году жертвами «Адмирала Шпее» в Атлантике сделались одиннадцать торговых судов. 13 декабря 1939 года «карманный линкор» вступил в бой с тремя английскими крейсерами.  В ходе напряженного боя обе сторонки получили серьезные повреждения. Невозможность быстро исправить повреждения и опасность подхода других английских кораблей вынудила командира «Адмирала Шпее» после консультации с Берлином  истребить корабль. 17 декабря 1939 года «Адмирал Шпее» был взорван на рейде Монтевидео. По иронии судьбы,  за 25 лет до этого так же в Юго-Западной доли Атлантики (район Фолклендских островов) погибла немецкая эскадра  вице-адмирала Шпее, имя которого и носил «карманный линкор».

«Марат»

В России незадолго до Первой всемирный войны началось строительство линейных кораблей типа «Полтава». Каждый из них нес по три 305 мм орудия в четырех башнях. По опыту Русско-японской брани был усилен противоминный калибр, состоявший  из шестнадцати 120 мм орудий. И если в Первой мировой войне корабли на Балтике себя не обнаружили, то в в дальнейшем активно участвовали в Великой Отечественной войне. Линейный корабль “Марат” (до 1921 года «Петропавловск») использовался при обороне Кронштадта.  В сентябре 1941 года «Марат» был всерьез поврежден во время немецкого авианалета, когда немецкая тонная бомба оторвала всю носовую часть до второй башни. Корабль сел на грунт, а затем использовался как недвижимая огневая батарея. В 1943 году линкору было возвращено его первоначальное имя. А в 1950 году линкор был переклассифицирован  в несамоходное учебное корабль и вновь переименован в «Волхов», но спустя уже три года исключен из состава флота и сдан на слом.

 «Парижская Коммуна»

Однотипным с “Маратом” советским линкором был линейный корабль «Парижская Коммуна» («Севастополь» до 1921 года), работавший в годы Великой Отечественной войны на Черном море. За время войны линкор совершил  15 боевых походов,  произвел 10 стрельб по  позициям противника. В то же пора сам корабль отразил 20 вражеских авианалетов, уничтожив три немецких самолета.  31 мая 1943 года линкору было возвращено имя «Севастополь».  8 июля 1945 года линейный корабль  был награжден орденом Алого Знамени. В послевоенный период «Севастополь» использовался как учебный корабль, а в 1956 году был исключен из состава ВМФ и разобран на металл.

«Ямато»

Самыми крупными из числа выстроенных в мире линейных кораблей стали два японских линкора типа “Ямато”. «Ямато» и однотипный с ним «Мусаси» несли по девять 460 мм орудий. Водоизмещение достигало рекордных для линкора 72 тыс. тонн. Однако военная биография гиганта оказалось намного скромнее. Линкор стал активно использоваться только с 1944 года, когда японское командование, утеряв значительную часть авианосцев, пыталось активизировать действия крупных артиллерийских кораблей. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 года «Ямато» в составе ударного соединения адмирала Куриты прорвался к группе американских эскортных авианосцев и лишь нерешительность японского адмирала, который в критический для американцев момент вывел свое соединение из боя, спасла американский флот от немало значительных потерь. В апреле 1945 года «Ямато» был включен в группу японских кораблей, которая должна была намести удар по американским силам у Окинавы. Самоубийственный поход японского соединения (кроме «Ямато» – легкий крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев) завершился крушением, когда 7 апреля 1945 года  японские корабли, шедшие без  воздушного прикрытия, были атакованы американской авиацией. Получив повреждения 10 торпедами и 13 бомбами японский линкор затонул с вящей частью экипажа. Вместе с линкором погибли 3061 человек; спаслись только 269 . Потери американцев составили 10 аэропланов. Еще во время войны в Японии сложилась мрачная поговорка: «На свете есть три бесполезные вещи –  египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато».

Линкор «Ришелье»

Порой  линкоры французские типа «Ришелье» (две единицы)  оцениваются как самые совершенные в истории кораблестроения. При относительно небольшом водоизмещении корабли имели неплохую броневую защиту и мощную артиллерию. Особенностью стало размещение артиллерии главного калибра  в двух башнях в носовой доли корабля по четыре орудия в каждой. Судьба линкора, впрочем как и большей части французского флота во Второй мировой брани, оказалась непростой. В Дакаре линкор подвергся нападению английской авиации,  выдержал артиллерийскую дуэль с английскими линкорами и после линии перипетий экипаж линкора перешел на сторону союзников.  «Решилье» был направлен на ремонт в США и затем включен в состав британского флота, а после завершения  брани возвращен Франции.

Линкор «Аризона»

С именем этого линкора связана одна из самых  главных трагедий японского авиаудара по Перл-Харбору. Во пора авианалета  линкор получил четыре прямых попадания авиабомб. В результате детонации боезапаса в носовых погребах «Аризона» раскололась на две доли и затонула в течение нескольких минут. Из примерно 1350 человек, находившихся на борту, 1177 человек погибли. В память о потерянном почти со всем экипажем линкоре в 1962 году над местом гибели «Аризоны» был сооружен специальный мемориал.


Стальные монстры: какими бывальщины самые крупные боевые корабли XX века