Схватка двух Ту-134: как погибли советские футболисты
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Схватка двух Ту-134: как погибли советские футболисты

40 лет назад над Украиной столкнулись два советских самолета Ту-134А. Погибли все, кто был на обоих бортах, в том числе — 17 членов футбольного клуба Узбекской ССР «Пахтакор». О винах трагедии вспоминает «Газета.Ru».

    11 августа 1979 года на Украине в небе над Днепродзержинском (ныне — Каменское) столкнулись два самолета Ту-134А. Одинешенек летел из Челябинска в Кишенев, второй — из Ташкента в Минск. Все 178 человек, находившихся на бортах обоих самолетов, погибли.

    По числу жертв эта авиакатастрофа в истории Ту-134 занимает первое пункт в истории СССР и Украины среди столкновений в воздухе, в мире — второе, а среди столкновений самолетов вообще — третье.

    Среди потерянных оказались 17 членов узбекской футбольной команды «Пахтакор».

    Футболисты «Пахтакора» летели в Минск, чтобы зачислить участие в матче чемпионата СССР с местным клубом «Динамо». Там их уже ждали вратарь команды и дублирующий состав.

    Маршруты обоих аэропланов пролегали над территорией Украины. Погода в том день была не слишком благоприятной — в зоне ответственности диспетчеров Харьковского середины управления находились кучевые облака, наблюдались грозовые очаги.

    Однако контроль за самым сложным сектором достался неопытному Николаю Жуковскому, отработавшему итого несколько смен.

    Следить за его действиями старший смены поручил более квалифицированному Владимиру Сумскому, что было против правил — этим должен был заниматься сам старший смены либо глава полетов.

    Диспетчеры рассчитывали взаимное расхождение самолетов вручную, исходя из данных, которые сообщал экипаж. По расчетам Жуковского, лайнеры должны развестись в небе, пройдя одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле разница составила меньше 60 секунд. Оба самолета возвысились на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу. Кроме того, поблизости находился Ил-62, тоже подвигавшийся в их сторону.

    Сумской заметил ошибку Жуковского вовремя. Перехватив управление, он срочно сообщил экипажам об угрозе и выдал директивы относительно того, какие эшелоны они должны были занять. Летящий в Минск самолет должен был подняться на высоту 9000 метров. Подвигавшийся ему навстречу Ил-62 — на 9600 метров.

    Услышав в ответ неразборчивое «Понял… 8400…», Сумский было утих, решив, что ему ответили с белорусского борта. Однако на самом деле из-за помех в эфире следовавший в Минск самолет так и не получил извещение и продолжал следовать прежним курсом. Ответ же прозвучал с борта Ил-62.

    В 13:35 молдавский Ту-134А врезался в белорусский лайнер почти под ровным углом. Самолеты шли в облаках, пилоты не могли увидеть угрозу. Шансов выжить не было ни у кого.

    Белорусский борт рассёк кабину молдавского, пилоты погибли мгновенно. Он почти сразу разрушился на несколько частей. Пилоты белорусского лайнера, утерявшего хвостовое оперение, один из двигателей и часть правого крыла, пытались совершить аварийную посадку. Но на высоте около 4 км аэроплан потерял управление и сорвался в пике.

    Обломки самолетов упали рядом с селами Куриловка, Николаевка и Елизаветовка. Почти разом сбежались мародеры, разыскивавшие уцелевшие вещи и детали самолетов.

    Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа на Боткинском погост в Ташкенте. Советские СМИ не стали широко освещать произошедшее. Тем не менее, на церемонии прощания присутствовало все партийное руководство Узбекистана. Вначале траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Жители выходили коротать футболистов в последний путь.

    Новую команду собрали за несколько дней из футболистов советских клубов. Первый матч состоялся уже 23 августа.

    В ходе расследования, какое продлилось 9 месяцев, выяснилось, что Жуковский допустил сразу несколько ошибок, самовольно меняя эшелоны самолетов и отказывая в их смене пилотам. По его вине едва-едва не произошло еще одно столкновение, которого удалось избежать лишь потому, что один из самолетов отклонился от курса, обходя облачность. Сумский же, желая и имел опыт работы, неоднократно получал выговоры за нарушение правил.

    «Причиной катастрофы явились ошибки и нарушения заявок НПП ГА-78, допущенные диспетчером Юго-Западного сектора и диспетчером-инструктором в части назначения эшелонов и обеспечения установленных интервалов между воздушными кораблями, соблюдения правил фразеологии радиообмена», — заключила в итоге комиссия.

    По итогам суда Сумской и Жуковский получили по 15 лет колонии сурового режима.

    Сумской вышел через 6,5 лет за хорошее поведение. Жуковский покончил с собой. Привлекался ли к суду начальник смены, назначивший новенького ответственным за столь сложный участок — неизвестно. По крайней мере, к тюремному сроку его не приговаривали.

    В августе 2009 года к 30-летию крушения на месте падения белорусского Ту-134 был установлен памятник в виде черной вертикальной плиты с надписью: «Памяти футбольной команды «Пахтакор» и всем жертвам, потерянным в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. От футбольного братства бывшего СССР». Одновременно был открыт мемориал в Куриловке. Инициатором проекта сделалась Алла Шулепина-Тазетдинова, вдова одного из погибших тренеров.

    Источник

    >