«Край садов»: как зороастрийский утопический город Согдиана пал жертвой арабской жадности

Новость опубликована: 25.01.2019

«Край садов»: как зороастрийский утопический город Согдиана пал жертвой арабской жадности

"Край садов": как зороастрийский утопический город Согдиана пал жертвой арабской жадности

В священной книге зороастрийцев «Авеста» об этой чудесной краю говорится так: «Я, Ахура Мазда, создал несравненную Согдиану, богатую садами», где «высокие горы изобилуют пастбищами и водой, подающими скоту обильный корм, где глубокие озера с обширной водной гладью и судоходные реки с широкими руслами».
Согдиана – это древняя историческая район, располагавшаяся на территории современных Узбекистана и Таджикистана. Именно здесь в 742 году до н. э. был основан город Мараканда (Самарканд).

Независимость вероисповедания

Подавляющее большинство согдианцев исповедовали зороастризм. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках статуи зороастрийской богини воды и плодородия Анахиты, бесчисленные оссуарии – сосуды для хранения останков огнепоклонников, а также росписи на стенах с изображением колесниц – именно на колеснице ездил бог Солнца.
В первых столетиях нашей эры в Согде появляются и другие учения – буддизм и христианство, которые мирно сосуществовали с зороастризмом. Но с пришествием арабом со независимостью вероисповедания было покончено.

Искусные ремесленники

В Согдиане процветало земледелие, успешность которого была обусловлена искусственным ирригацией земли. Оросительные сооружения в этой стране не уступали римским акведукам. В городах были выстроены водопроводы, покрытые сверху свинцом. Круглые сутки водопроводы стерегли специальные надсмотрщики.
Жители Согды преуспели и в животноводстве (особенно в коневодстве), изготавливали шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные ткани, занимались гончарным делом, изготовлением изделий из цветного стекла и бумаги.
Также Согдиана гремела своей письменностью, культурой, искусствами и литературой.

Звезда Шелкового пути

Через города Согдианы проходил знаменитый Шелковый линия, а потому не мудрено, что жители «страны садов» слыли знатными торговцами. Новорожденным мальчикам мазали язык каменным медом (его собирают дикие пчелы, откладывая в расщелинах каменных утесов), а ладонь – клеем, чтобы речи были сладкими, а к рукам прилипали деньги. Сызмальства детей обучали различным наукам. Когда юноше исполнялось двадцать лет, он пускался торговать самостоятельно.
В Согде были самые большие ярмарки. Каждый год туда приезжали купцы из разных стран.

Обеспеченность

На картинах, написанных искусными согдианскими художниками в период расцвета страны, были изображены благородные особы в роскошных платьях, увешанные золотом и драгоценностями. Арабы восхищались богатством Согдианы и намерились завладеть им. Один из участников похода – Кутейбы – так строчил о Самарканде: «Он по зелени своей, словно небо, а дворцы его, словно звезды на небесах, а река его – зеркало для просторов, а стена его – солнце для горизонтов».

Согдианы вяще нет

Борьба оказалась долгой. В 612 году арабы добрались до Согдианы, но смогли взять ее только в 712-м. Согдийский царь Диваштич отказался подчиниться противнику и укрылся в замке на скорбь. А арабы тем временем разрушили согдианские дворцы и храмы, разбили статуи, уничтожили рукописи и картины.
Диваштич был распят. Государственной верой Согдианы стал ислам, а согдианскую письменность сменила арабская графика.

Материал полезен?

«Край садов»: как зороастрийский утопический город Согдиана пал жертвой арабской жадности