«Стройкой столетия»: как Сталин хотел проложить тоннель до Сахалина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Стройкой столетия»: как Сталин хотел проложить тоннель до Сахалина

«Стройкой столетия»: как Сталин хотел проложить тоннель до Сахалина

Сталинская эпоха хранит много тайн. Среди них – проект тоннеля, посредством какого планировали соединить остров Сахалин с материком.

Секретное постановление

Идея строительства такого тоннеля выдвигалась еще в конце XIX столетия. Но тогда проект был признан экономически нецелесообразным.
В вытекающий раз тему подняли уже в 1929-30 годах. Однако серьезно вопрос рассмотрели лишь в 1950 году по инициативе Иосифа Сталина. 5 мая 1950 года было зачислено секретное постановление Совета министров СССР о сооружении
железнодорожной ветки «Комсомольск-на-Амуре – Победино», частью которой должен был сделаться сахалинский тоннель, а также резервной паромной переправы между Сахалином и материком. Длина путей по проекту должна была составлять 327 километров. Завершение строительства намечалось на конец 1953 года, запуск в эксплуатацию – на конец 1955 года.

Стройка в тайге

Увы, информации о ходе стройки не так уж много.
Так, житель подмосковного Дзержинска Николай Семенович Силиков поведал прессе, что в 1950 году он и еще 32 москвича бывальщины завербованы на Дальний Восток. Все они были специалистами в сфере строительства. В октябре того же года их высадили в глухой тайге, в зоне мыса Лазарева, на берегу Татарского пролива, который отделял остров Сахалин от материка. Объяснили задачу – проложить тоннель под водой от материковой доли к острову. Жить пришлось сначала в палатках, затем в этих местах вырос поселок для строителей… Работы возглавил генерал-лейтенант НКВД А.А. Ермолов.
Начали с прокладки телефонного кабеля. Ермолов регулярно содержал связь Сталиным, лично докладывая ему о ходе работ и заказывая необходимые стройматериалы.
Через месяц после начала стройки в тайгу барыши бывшие заключенные сибирских лагерей. Всех их по документам досрочно освободили, однако не разрешили вернуться домой, а отправили на стройка тоннеля. Всего бывших зэков на стройке насчитывалось около 6 тысяч. Были среди строителей и вольнонаемные, в основном из городов Сибири.
По-видимому, в стройка были вложены огромные средства. Сюда прибыла тяжелая техника: экскаваторы, бульдозеры, самосвалы. В Японии заказали особый энергопоезд. Платили строителям очень хорошо. Силиков рассказал журналистам, что с первой получки запросто мог купить себе легковой автомашина.
На высоте было и продовольственное снабжение. Когда поселок разросся, в нем даже открыли ресторан. Все это являлось компенсацией за тяжелейший труд в таежных условиях.
На территории Хабаровского кромки было проложено 120 километров железнодорожного полотна по правому берегу Амура. В районе предполагаемой паромной переправы возвели дамбы. На мысе Лазарева строители поспели пробить первые шурфы и начать сооружение входов в тоннель с двух концов – на острове и на материке.
Скорее всего, благодаря ударному труду стройка удалось бы завершить в рекордные сроки. Все изменила смерть Сталина. Сначала стройка была заморожена, а впоследствии, когда большинство строителей-зэков угоди под амнистию, ее и вовсе свернули.

Заброшенная шахта

Сегодня следы незавершенных работ сохранились на Сахалине в районе мыса Погиби. Истина, разглядеть их за зарослями травы и кустарника нелегко.
На материке же проводят даже экскурсии для желающих посмотреть на сталинский подводный тоннель. Маршрут возлежит от поселка Лазарев к мысу Лазарева. Дорожный серпантин ведет к заросшей кустарником поляне. Если раздвинуть заросли, вы очутитесь на утрамбованной площадке и увидите перед собой вертикальную шахту 10-метрового диаметра. Это и есть заброшенный вход в тоннель.
Броня шахты выложена чугунными тюбингами, какие в те годы обычно использовались также при прокладке метро. В 600 метрах от обрыва виден небольшой искусственный остров – одна из ключевых «точек» проходки тоннеля. Сохранились и останки дамбы, соединяющей мыс с Сахалином. Правда, увидеть их можно только во время большого отлива.

Символ советской мощи

Зачем же Сталину необходим был тоннель под Сахалином? Историки считают, что многие проекты сталинской эпохи диктовались вовсе не практическими, а идеологическими соображениями: вождь обожал демонстрировать мощь советской державы и потому испытывал тягу ко всему помпезному и монументальному. Отсюда роскошные станции Московского метрополитен, ВДНХ, знаменитые «высотки», Беломорканал, проект поворота сибирских рек…
Такой «стройкой века» предстояло стать и сахалинскому тоннелю, какой, однако, существенно облегчил бы связь между островом и материком. Правда, пресса того времени о нем ничего не сообщала – объект был чересчур уязвим с военно-стратегической точки зрения. Писать о недостроенном тоннеле стали только в 90-е.
Кстати, идея строительства транспортного перехода, связывающего материк с островом Сахалин, все еще актуальна. По информации пресс-службы правительства Сахалинской области, оно может начаться в 2021 году.

>