Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Возглавившему Черноморский флот в 1834 году вице-адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву предстояло реорганизовать, модернизировать и улучшить вверенную ему обширную структуру.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Айвазовский И. К. Смотр Черноморского флота в 1849 г.

Лазарев встал у руля в сложный с административной и экономической точки зрения этап, принял флотское и портовое хозяйство далеко не в лучшем виде. До самой своей смерти в 1851 году он исправно сидел над их совершенствованием. Лазарев оставил флот в гораздо более пригодном состоянии, чем он был в начале его руководства. И именно таким, прошедшим нелегкую и строгую «лазаревскую школу», Черноморский флот и вступил в Крымскую войну.

Старые задачи и новые корабли

Вторая половина нахождения на места Главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала Алексея Самуиловича Грейга оценивается неоднозначно. При всех его неоспоримых совершенствах, выдающемся аналитическом уме, способностях и трудолюбии – Черноморский флот вступил в русско-турецкую войну недоукомплектованным по штатам и с низкой технической готовностью.

Огромные суммы, испрашиваемые у Петербурга, таяли, как облачка над сухой летней степью. Отчеты основного черноморского командования стали вызывать все больше вопросов и недоумения в столице. Особенно запутанной выглядела финансовая часть. Когда число загадок, удивительных ребусов и поразительных неясностей достигло критической массы, морское министерство настоятельно попросило Грейга привнести ясность. Дело в том, что в бумагах 1830 и 1831 гг. были найдены вопиющие несоответствия. Одни и те же отчеты, проходившие по документам различных экспедиций, разнились на десятки и даже сотни тысяч рублей.

В ответ на просьбу министерства с юга ответили витиеватым отказом, сославшись на занятость. Тогдашний морской министр фон Мюллер был вырван представить Николаю I доклад о сложившейся непростой и щекотливой ситуации. Император был вынужден лично написать Грейгу, напомнив вице-адмиралу, что он как командующий отвечает за тяни Черноморский флот, в том числе и за его финансовую деятельность и отчетность.

Алексей Самуилович пошел на повышение ставок, отписав императору, что «…к проверке таковых… не имел и не имеет никаких оружий». Очевидно, именно в этот период Николай Павлович посчитал, что Грейг засиделся на жарком юге, и ему необходимо охлаждение воздухом столицы. Было зачислено решение направить для проверки состояния дел Черноморского флота и портов капитана 1-го ранга Казарского и назначить в качестве дополнительной меры новоиспеченного начальника штаба в лице контр-адмирала Лазарева. В итоге попытка прикоснуться к тайнам николаевского адмиралтейства стоила Казарскому существования. Михаила Петровича же ждала карьера командующего.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Айвазовский И. К. Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева, 1839 г.

Босфорская экспедиция, блестяще проведенная Лазаревым, преподнесла ему вице-адмиральские эполеты и место генерал-адъютанта. В августе 1833 года его назначают исправляющим должность командира Черноморского флота и портов. Формально находившийся у руля Грейг отошел от дел, ссылаясь на заболевание. Понимая, что его карьера в этих местах подходит к завершению, Алексей Самуилович готовил дела к передаче.

Одновременно он не переставал хлопотать за своего обер-интенданта Критского, с каким у Лазарева был критический уровень отношений. Не без основания подозревая Николая Дмитриевича в хищениях, Михаил Петрович желал рассмотрения дела в суде. Сложные взаимоотношения у Критского бывальщины и с морским ведомством, у которого к обер-интенданту было не меньше вопросов, чем у мадридского двора к Колумбу после возращения из первого плавания к «Индиям».

Не было секретом, что Критский неоднократно отказывал флотским офицерам в ответ на их мольбы и требования выделить положенные суммы на ремонт и обслуживание кораблей. «Все по штату!» – увещевал их непоколебимый обер-интендант, поэтично указуя на то, что по штату человеку надеется два глаза, а у него, Критского, имеется только один. Потерю своего глаза потомок греческих корсаров скромно объяснял участием в баталии, однако злобные языки поясняли кулуарно, что утрата одного из органов зрения произошла при более тривиальных обстоятельствах, то есть во время свалки в не совсем трезвом виде.

Но были также и свидетели, утверждавшие, что контр-адмирал и его хорошие знакомые: эффективные собственники из Одессы – оперировали между собой совершенно уж «нештатными суммами». Вице-адмирал Грейг, используя все имеющиеся у него рычаги, смог выхлопотать Критскому, чье положение становилось все немало пикантным, «чистую» отставку.

9 октября 1833 года после прощального обеда Алексей Самуилович Грейг навсегда покинул Николаев. Свидетели утверждали, что проводы его были довольно многолюдными. В тот же день, но через Одесскую заставу, из города выехал и отделавшийся легким испугом Николай Петрович Критский. Он направлялся в Полуденную Пальмиру, где его ждало новое место жительства, старые деловые партнеры и, конечно же, самые выгодные предложения. В завершение своей карьеры флотского обер-интенданта Критский попытался заключить любопытный контракт на поставку для флота парусины, выделявшейся внушающей уважения ветхостью, однако эта попытка сколотить «выходное пособие» была пресечена вице-адмиралом Лазаревым.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Айвазовский И. К. Вид города Николаева, 1843 г.

19 декабря 1834 года Лазарев был решительно утвержден на должности командующего Черноморским флотом. Перед новым командиром лежало безбрежное море работы. Одной из первейших задач было, наконец, приведение численности Черноморского флота к штатной. К весне 1834 года в нем значилось 12 линейных кораблей и 9 фрегатов. Однако часть из них нуждалась в ремонте. Состояние двух линейных кораблей было таковым, что на ремонт их еще при Грейге упрашивали более миллиона рублей. При этом срок нахождения в строю после ремонта определялся в два-три года. Столь порядочные суммы при таких ненадежных результатах вызывали сомнения, и Лазарев распорядился переоборудовать эти корабли в блокшивы.

Тщательный осмотр состояния иных кораблей показывал, что в ближайшие четыре года придется списать еще четыре линейных корабля и пять фрегатов. Таким манером, флот в короткое время угрожал сократиться почти наполовину. Новое руководство было вынужденно доложить в Петербург о нужды принятия срочных мер. Имевшихся мощностей Ингульской верфи было явно недостаточно в силу совершенной нехватки рабочих рук.

Поре тоже было в обрез, поскольку благодарность Блистательной Порты за спасение своего султана от войск восставшего правителя Египта Мухаммеда Али-паши могла растаять с стремительностью облачка благовоний в гареме Топкапы. Лазареву пришлось просить у императора самого необходимого ресурса: как и его предшественник, новый командующий упрашивал для флота денег.

Николай I распорядился выделить всё необходимое, чтобы ежегодно в Николаеве строили новый линейный корабль и любые два года – фрегат. В Петербурге, справедливо решив, что на месте виднее, предложили черноморскому морскому управлению самому разработать необходимые корабельные штаты, исходя из здешних реалий и возможностей. Осенью 1834 года Главному морскому штабу были представлены сформулированные Лазаревым и его помощниками соображения по численности и составу флота. Они бывальщины тщательнейшим образом изучены и проанализированы.

Предполагалось полностью отказаться от постройки 74-пушечных линейных кораблей, поскольку теперь в числе вероятных противников рассматривались не лишь тускнеющие военно-морские силы Блистательной Порты, но и флоты ее вероятных союзников. Нашла свое отражение и идея Грейга строить фрегаты двух образов: большие 60-пушечные для боя в линии и многоцелевые 44-пушечные.

В мае 1835 г. новые штаты Черноморского флота были утверждены. Согласно им в ближайшие годы планировалось иметь в строю два 120-пушечных и двенадцать 84-пушечных линейных кораблей, четыре 60-пушечных и пять 44-пушечных фрегатов, пять корветов и корабли иных классов. Общая численность кораблей была несколько сокращена по сравнению с предложением черноморцев из-за необходимости более экономного финансирования.

Традиция стройки 120-пушечных кораблей в Николаеве была продолжена. В начале 1832 года, еще при Грейге, началось проектирование трехдечного линейного корабля водоизмещением 4700 тонн и экипажем в 950 человек. Теоретический чертеж корпуса был разработан прямо самим Алексеем Самуиловичем, а над рангоутом, парусным вооружением и такелажем работал тогдашний начальник штаба Михаил Петрович Лазарев.

Намечалось строить такие корабли серией. Первый был заложен на большом эллинге Ингульской верфи в Николаеве 30 марта 1832 года и получил наименование «Варшава». Длина по нижней палубе составляла 63,8 метра, ширина с обшивкой – 17,2 м, осадка в полном грузу – 7,7 м. Спуск на воду «Варшавы» состоялся в ноябре 1833 года, когда долги командующего флотом исполнял уже вице-адмирал Лазарев.

Артиллерийское вооружение нового линкора, по всей видимости, комплектовалось из уже имевшихся на верфи дул и состояло из десяти типов различных орудий. На «Варшаву» установили четыре пудовых единорога, пятнадцать каронад калибром от 8 до 36 фунтов, шестнадцать длинноствольных и десять короткоствольных 36-фунтовых пушек. К этому числу прибавилось тридцать четыре 24-фунтовых, тридцать две 18-фунтовых и десять 12-фунтовых пушек.

Поскольку при проектировании «Варшавы» уделялось немало внимания ее мореходности, на ходовых испытаниях линейный корабль показал весьма порядочные результаты. Примечательно, что его постройкой руководил полковник корпуса корабельных инженеров Иван Яковлевич Осминин, какой в 1820 году строил в Севастополе бриг «Меркурий». А «Варшава» стала его последним кораблем. После вступления в строй этот линейный корабль получил статус флагманского, и вице-адмирал Лазарев регулярно поднимал на нем собственный флаг.

После спуска «Варшавы» на освободившемся месте заложили линейный корабль меньшего размера. Им была двухдечная 84-пушечная «Силистрия» водоизмещением 3540 тонн. 6 декабря 1835 года она была спущена на воду. В отличие от «Варшавы», имеющей будет широкую номенклатуру артиллерийского вооружения, «Силистрия» получила 88 орудий 24- и 36-фунтового калибра. Командиром корабля уже спустя месяц после закладки сделался капитан 2-го ранга Павел Степанович Нахимов. Он командовал этим линейным кораблем почти двенадцать лет до сентября 1845 года.

Кораблестроительный процесс продолжался, набирая витки. В 1835 году после спуска «Силистрии» в Николаеве закладывается еще один 120-пушечный линкор «Три Святителя», который убранству с «Варшавой» изначально рассматривался как флагманский. В другом эллинге осуществилась закладка 84-пушечного линейного корабля с нехарактерным для русского флота наименованием «Султан Махмуд», прямо указывающем на успешный итог недавней Босфорской экспедиции.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Линейный корабль «Султан Махмуд». Литография Подустова с рисунка В. А. Прохорова

Однако проведенный разбор показал, что даже при таких высоких (относительно недавнего времени) темпах строительства линейных кораблей находящиеся в строю будут стариться и списываться ранее, чем для них подоспеет смена. При личной встрече с Николаем I вице-адмирал Лазарев убедил императора в необходимости новых оружий на развитие флота. В октябре 1836 года вышло соответствующее постановление о выделении Николаевскому адмиралтейству дополнительных 4 миллионов рублей за счет сумм из турецких контрибуционных денежек.

На эти деньги планировалось построить один 84-пушечный линейный корабль и еще три – при помощи подрядчиков. При составлении окончательной сметы выяснилось, что имеющихся финансовых ресурсов достанет лишь на три корабля: на один казенный и два частных. Пришлось обратиться к хозяину частной верфи в Николаеве могилевскому купцу Шлеме Рафаловичу, узко сотрудничавшему еще с прежней администрацией.

Дело в том, что после отъезда Грейга из Николаева свернули дела и уехали многие деловые люд, предполагая, что Лазарев не будет давать достаточно частных подрядов. Однако Рафалович, обладающий терпением и выдержкой старого нильского крокодила, не торопился с выводами и в итоге получил заказ на два 84-пушечных линейных корабля «Уриил» и «Гавриил». На протяжении конца 30-х и в сороковые годы Черноморский флот получал от николаевского адмиралтейства 84-пушечные и 120-пушечные линейные корабли, 44- и 60-пушечные фрегаты, ряд каких, например, линейный корабль «Париж» и «Двенадцать Апостолов», считались эталонными по качеству.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Линейный корабль «Двенадцать Апостолов» пятерни Айвазовского

«Николаевская верфь никогда пасть не должна»

Именно такими словами вице-адмирал Лазарев характеризовал роль и смысл судостроительного центра в Николаеве в одном из частных писем.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Луиджи Премацци. Эллинг №4 Николаевского адмиралтейства

С 1838 г. завязалась масштабная перестройка Николаевской адмиралтейской верфи. Были построены более пяти десятков зданий различного назначения, в том числе канатный и литейный заводы. Возведены три новоиспеченных эллинга, достроечная пристань, множество мастерских, включая и физическую. В ней началось изготовление термометров, барометров, штурманских готовален и иных приборов. Это было важнейшее начинание, поскольку еще в недавнем прошлом подобную аппаратуру приходилось закупать за границей по баснословным стоимостям.

Большая работа была проведена и с кадрами: их подготовка осуществлялась через специальные учебные экипажи, выпускавшие квалифицированных мастеровых. При Лазареве был возведен большенный комплекс казарм для флотских экипажей, сохранившийся до наших дней.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Лазаревские казармы для флотских экипажей. Сейчас здесь краеведческий музей

Масштабная реконструкция верфи продолжалась вплоть до половины 40-х гг. XIX века. Примерно в эти годы в Николаеве были проведены опыты с новейшими крупнокалиберными 68-фунтовыми бомбическими орудиями с диаметром канала дула 214 мм. Проведенные сравнительные испытания со стандартными для линейных кораблей и фрегатов 36-фунтовыми длинноствольными орудиями показали ощутимое огневое перевес бомбических орудий. При сопоставимых дистанциях стрельбы в 14 кабельтовых новые артсистемы могли вести стрельбу в два раза немало тяжелыми бомбами, причинявшими бо́льшие повреждения цели.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Луиджи Премацци. Эллинг №7 Николаевского адмиралтейства

В 1839 г. на заложенном линейном корабле «Двенадцать Апостолов» намечалось установить двадцать восемь таких орудий. В дальнейшем бомбические орудия устанавливали на всех линейных кораблях и фрегатах, строящихся в Николаеве перед Крымской бранью. Главным и практически единственным поставщиком увеличивающегося и количественно, и качественно артиллерийского вооружения для Николаевской верфи был олонецкий Александровский завод.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Спуск на воду линейного корабля «Двенадцать Апостолов»

Убранству с повышением огневой мощи новых кораблей шло совершенствование их конструкции – обводы корпусов стали более острыми с прямой чертой верхней палубы. В наборе находили все большее применение металлические изделия: ридерсы, пиллерсы, кницы и крепеж. Подводная доля кораблей уже в обязательном порядке обшивалась медными листами.

Лазарев, ставший в 1843 году полным адмиралом, придавал большенное значение находившим все большее распространение пароходам. Всего при его командовании в Англии было закуплено 15 пароходов, в том числе будет крупные – «Тамань», «Бердянск» и «Еникале» с машинами мощностью по 180 лошадиных сил. В 1848 году на Черное море пришёл построенный в Англии пароходофрегат «Владимир» с силовой установкой 400 л. с.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Пароходофрегат «Владимир»

Понимая возрастающее значение кораблей с паровыми двигателями в грядущих войнах, Лазарев и его ближайшие помощники и ученики Владимир Алексеевич Корнилов и Владимир Иванович Истомин пришли к мнению о нужды создания при Николаевском адмиралтействе специального завода по строительству пароходов. Тем более, это было значительно дешевле, чем покупать готовые корабли за рубежом. Так, стоимость постройки пароходофрегата «Владимир» составила более 400 тысяч рублей.

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Лазаревская школа

Луиджи Премацци. Летнее морское собрание в Николаеве

Правительство дало добросердечно на этот проект и закупку в Англии различного оборудования на сумму в 300 тысяч рублей. Начало работ планировалось не ранее 1851 года. Однако эти планы не исполнились. 11 апреля 1851 года адмирал Михаил Петрович Лазарев скончался после тяжелой болезни. На его должность был назначен член Адмиралтейств-совета генерал-лейтенант Мориц Борисович Берх, какому на тот момент было уже 75 лет.

Трудно переоценить вклад Михаила Петровича Лазарева в развитие николаевской верфи и флота. Его трудами было взращено цельное поколение офицеров, которых ждало впереди пламя Синопа и бастионы Севастополя, где многие из них останутся навечно.

Источник

>