Схватка в Атлантике. Таран в ночи
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

С дробовиками и ножом

История подводного флота цела трагических событий, которые случались на всех океанах и морях во время Второй мировой войны. Особняком стоит ночной бой в шторм между американским эсминцем “Бори” (DD-215 “Borie”) и немецкой подводной ладьёй U-405 в водах Северной Атлантики.

Схватка в Атлантике. Таран в ночи

Подводные лодки и эсминцы обычно использовали торпеды и глубинные бомбы. Но рано поутру 1 ноября 1943 года в ходе боя в качестве оружия были использованы таран, дробовики, гильзы и даже нож. Драматический единоборство, во время которого экипаж каждого судна продемонстрировал мастерство, смелость и упорство.

Тридцатилетний капитан

Осенью 1943 года “Бори” входил в поисково-ударную группу, созданную кругом авианосца “Кард” (CVE-11″ Card”). Командиром “Бори” был 30-летний капитан-лейтенант Чарльз Г. Хатчинс, самый молодой капитан эсминца на флоте в то пора. После сопровождения конвоев в Атлантике группа в конце октября направилась на север, мимо Азорских островов, в качестве охотников на подводные ладьи.

Эсминец “Бори” (DD-215 “Borie”) имел полное водоизмещение 1699 т; скорость хода — 35уз; орудия главного калибра — 4х102 мм. Вспомогательная / зенитная артиллерия заключалась из 1×76-мм орудия, 6×7,62-мм пулеметов. Минно-торпедное вооружение: 4х3 x 533-мм TА. Команда — 122 чел. Заложен 30.04.1919, вступил в строй 24.03.1920.

Схватка в Атлантике. Таран в ночи
Borie (DD-215) на пирсе Сан-Франциско в 1930-х годах

1 ноября 1943 года на экране радара эсминца “Бори” показалось яркое пятнышко на дальности 7300 м: радиолокационный контакт с подводной лодкой! Хатчинс увеличивает скорость судна до 27 узлов, скача вверх и вниз по волнам, высота которых достигала 4 м, удерживая сигнал до его потери на 2500 м. “Бори” замедляет ход до 15 узлов и устанавливает звуковой контакт при поддержки сонара на 1800 м. Сократив расстояние до 450 м, команда эсминца “Бори” проводит бомбометание глубинными бомбами. Когда эсминец отплыл от точки штурмы, во время процедуры восстановления звукового контакта было замечено, что после характерного шипения на поверхности воды, освещенной прожектором, показалась подводная лодка.

Схватка в Атлантике. Таран в ночи
Borie (DD-215) 1942 год.

Эсминец будет держать U-405 освещенной в течение всего боя, за одним коротким исключением. Освещение позволило увидать на рубке светло-серой подводной лодки эмблему 11-й флотилии подводных лодок Кригсмарине, белого медведя.

Хатчинс открыл пламя из 102-мм орудий и 20-мм автоматов с дистанции 1300 метров и пошел на сближение, лодка тоже начала стрельбу. Так начался бой, одинешенек из самых странных во время войны, настолько же жестокий, насколько и необычный.

Ночь и волны

Подводная лодка U-405, серии VIIC, надводное водоизмещение 769 т, скорость хода 17/7,5 уз., 4 назализованных и 1 кормовой торпедный аппарат, 1х88мм + 1х20мм орудия.

На момент потопления экипаж составлял 49 человек. Заложена 08.07.1940, вступила в построение 17.09.1941.

Командир U-405 — корветен-капитан Рольф-Генрих Хопман.

Схватка в Атлантике. Таран в ночи

В то время как снаряды пролетели над рубкой подводной лодки, а пули 20-мм автоматических пушек “Эрликон” рвали металл обшивки, артиллерийский расчет субмарины побежал к пушке. Очередности шести 20-мм пушек, установленных на корме рубки, проделали дыры в мостике и средней части корпуса эсминца.

Ночь, 4-метровые валы, корабли швыряет как щепки, темноту разрезают сполохи сходящихся потоков из 20-миллиметровых пуль и грохот орудий, крики умирающих и раненых.

U-405 отчаянно билась, расчет орудия лежал убитый, так и не успев сделать ни одного выстрела, к нему бросились другие члены экипажа, когда залп из 102-мм орудий эсминца храбр пушку с палубы подводной лодки.

Схватка в Атлантике. Таран в ночи

Крутясь как угорь, корветен-капитан Хопман, используя превосходную маневренность лодки, попытался отколоться, Хатчинс продемонстрировал прекрасное мореплавание, и “Бори” не выпускал из света прожектора противника, безжалостно избивая его. В какой-то момент на рубке ладьи появился матрос, размахивая руками, словно прося американцев не стрелять. Лейтенант Хатчинс приказал прекратить огонь. Но наводчик одного расчета 20-мм машин снял наушники и продолжая вести огонь, буквально разорвал жестикулирующего немецкого моряка. U-405 снова начала маневрировать, и бой продолжился.

Пушка на корме

Боб Махер, член экипажа “Бори”:
…незадолго до этого провода телефонной черты командира орудия запутались в пустых гильзах, которые катались по всей палубе. Разозлившись, он оторвал телефоны и бросил их на палубу. Увидав махавшего человека на палубе U-405, капитан Хатчинс приказал: “Прекратить огонь”, но пушка на корме продолжала стрелять. Хатчинс пытался докричаться до команды орудия, “Кончи огонь, прекрати огонь”, к сожалению, его не было слышно. Видеть этого единственного человека, стоящего в одиночестве, среди разрушений и пальбы, было потрясающе. Это не продлилось долго, так как через несколько мгновений тело продолжало еще стоять, руки вытянуты, но голова пропала. Если бы запутанная телефонная линия не вызвала смерть этого человека, это был бы самый смелый из команды, чтобы так добровольно под огнем, подать сигнал о сдаче.

Разрешив не допустить, чтобы U-405 скрылась, Хатчинс увеличил скорость до 25 узлов и пошел на таран. Хопман попытался избежать удара, но начинов маневр уклонения влево слишком поздно.

Внезапная волна подняла “Бори” вверх, и он упал на палубу U-405 в назализованный части подводной лодки, под углом 30 градусов. В течение следующих десяти минут они были бы заперты в смертельных объятиях.

Орудия эсминца сейчас не могли стрелять по лодке. В американском обзоре этого боя, опубликованного Адмиралтейством США, говорится:
…лейтенант Браун ведет огонь по рубке и палубе из “Томми-гана”, Стоук Саутвик уложил немца брошенным ножом, Уолтер С. Круз сбивает немецкого матроса с палубы гильзой от 102-мм снаряда.

Моряки эсминца били из всего, что было под рукой: автоматов, сигнальных пистолетов, винтовок.

Немецкие подводники безуспешно пытались добраться до своих 20-мм орудий. Когда одного убивали на его пункт, из рубки выбегал следующий. Храбрость или отчаяние?

Вдруг волны, которые раньше сцепили корабли вместе, резко их разделили. Это позволило эсминцу и субмарине продолжить схватку. Когда смертельно раненая лодка отошла, Хатчинс понял, что и его корабль всерьез пострадал. Переднее машинное отделение было полностью затоплено, но противник еще был жив, и Хатчинс повел поврежденный эсминец в погоню.

Погоня

Корветен-капитан Хопман предпринял серию манёвров уклонения, пытаясь отколоться и удалился на расстояние от эсминца на 350 м. Это позволило “Бори” открыть огонь из главного калибра. Один из снарядов попал в дизельный выхлоп правого борта субмарины и, вероятно, повредил кормовой торпедный аппарат. Затем эсминец выпустил торпеду по U-405, но безуспешно.

Подводная лодка начала обращаться по кругу, и эсминец из-за его очень широкого радиуса поворота не успевал за ней. Во время этого маневрирования лейтенант Хатчинс приметил, что U-405 постоянно пытается развернутся кормой по направлению к “Бори”, возможно, собираясь атаковать “Бори”. Он приказал потушить прожектор, чтобы не выдавать месторасположение корабля. Подводная лодка попыталась скрыться в ночи. Эсминец, увеличив скорость до 27 узлов, отслеживал положение ладьи с помощью радара, выходя на выгодную позицию для атаки.

Несмотря на повреждения корабля, Хатчинс хотел повторить еще одну попытку тарана. Включили прожектор, и он опять оказался на пути столкновения U-405, которая, в свою очередь, пыталась таранить “Бори” в правый борт. Хатчинс остро разворачивает эсминец влево и проводит атаку глубинными бомбами перед носом субмарины. Подводную лодку буквально выбрасывает из воды и она останавливается в двух метрах от правого борта “Бори”.

Развязка

Это был крышка? Нет! U-405 развернулась к корме эсминца и попыталась уплыть, но со значительно сниженной скоростью. Маневрируя, Хатчинс снова выпускает торпеду, какая проходит в 3-х метрах от лодки. Только после града новых ударов из 102-мм орудий, попавших в правый борт, подводная ладья остановилась. В небо с U-405 взвился поток белых, красных и зеленых ракет. В этот раз лейтенант Хатчинс довел распоряжение прекратить огонь до всех расчетов орудий. Стрельба затихла после часового боя. Один или два человека появились из рубки и начали кидать в воду желтые резиновые спасательные плоты. Они были связаны вместе и создавали видимость очень больших хот-догов. U-405 скоро оседала на корму, и то, что осталось от экипажа, около15-20 человек, сумело сойти и перебраться на плоты. Подводная лодка вертикально окунулась в холодные воды Атлантики. Немецкие подводники на своих плотах продолжали выпускать сигнальные ракеты, пока эсминец медлительно двигался к ним, чтобы их подобрать. Внезапно звукооператор эсминца передает, что слышит шум торпеды. Эсминец проводит противоторпедный маневр, в итоге которого проходит по спасательным плотам выживших и уходит с максимально возможной скоростью.

К рассвету 1 ноября работал только одинешенек двигатель, и соленая вода загрязнила судовое топливо. Нижняя броня эсминца в носовой части и по бокам была мощно повреждена. Пулевые отверстия от снарядов U-405 зияли повсюду на корабле, в трюме стояла вода. Переднее машинное филиал было окончательно затоплено, что привело к остановке генераторов и потере электроэнергии. Потеря всей электроэнергии делала чрезвычайно тяжелым управление кораблем и ремонт. Аварийное радио отключалось, был сильный туман, судно быстро набирало воду. Все оставшиеся топливо необходимо было использовать, чтобы насосы работали, пытаясь опередить поступающую воду. Чтобы помочь удержать корабль на плаву, Хатчинс отдал распоряжение облегчить судно. Все, что было можно выбросить, выбрасывалось за борт. Но корабль продолжал медленно оседать в воду. Только в 11 час. 10 мин. авианосец “Кард” получил сигнал бедствия с эсминца. На поддержка были отправлены эсминцы “Гофф” (DD-247 “Goff”) и “Барри” (DD-248″ Barry”). В воздух с авианосца поднялись “Мстители”, экипажи каких и обнаружили “Бори”.

Схватка в Атлантике. Таран в ночи

В 16 час. 10 мин. из-за угрозы внезапного опрокидывания корабля лейтенант Хатчинс отдал приказ покинуть эсминец. Экипаж надел спасательные жилеты и перебрался на спасательные плоты. Из-за низенькой температуры воды (+7 °C), 4-метровых волн и сильного истощения три офицера и 24 матроса так и не дождались помощи.

“Гофф” и “Барри” на свету 2 ноября пытались потопить DD-215 с помощью торпед, но безуспешно. Только после бомбардировки “Мстителей” “Borie” окончательно затонул в 09 час.55мин. 2 ноября 1943 года.

Схватка в Атлантике. Таран в ночи
Бомбардировка Borie (DD-215)

Это ожесточенное сражение между эсминцем ВМС США и подводной ладьёй Кригсмарине в ноябре 1943 года наряду с аналогичным ожесточенным боем 6 мая 1944 года к западу от островов Кабо-Верде между американским эсминцем “Бакли” и U-66 улеглось в основу сценария для художественного фильма “Дуэль в Атлантике” (в оригинале: ” Под нами враг”).

В 1958 году фильм получил «Оскар» за лучшие спецэффекты.

Схватка в Атлантике. Таран в ночи
Кадр из кинофильма “Под нами враг”

По материалам: wikipedia, usni.org, litresp.ru.

Источник

>