Загадочные низкорослые обитатели холмов
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

<hr/>

Загадочные низкорослые обитатели холмов  Произнесите, без чего в настоящее время не обходится ни одна мало-мальски популярная сказка или роман в стиле фэнтези? Правильно, без присутствия представителей так именуемого «маленького народца», то есть эльфов, фей, гномов.

Эти малорослые существа появились в арсенале современных писателей-фантастов, придя из далекой древности, из преданий и преданий.

И вот что интересно: существуют места, где к упоминанию о странном народце относятся весьма серьезно и даже с опаской.

Что это? Суеверие? Или отголосок чего-то довольно опасного, хотя и удаленного от нас во времени? Естественно, любое упоминание о «невысокликах» у подавляющего большинства людей вызывает лишь легкую усмешку, но, тем не менее, некоторые археологи советуют подождать с выражением скептицизма, напоминая о поговорке: «Сказка — ложь, да в ней намек».

Если вы побываете на норде Ирландии, то услышите, как взрослые, здравомыслящие люди, почтенные отцы и матери семейств, солидные специалисты говорят, что некогда на их земле подлинно жил маленький народец. И это, мол, вовсе не сказки. Затем вашему вниманию предложат пару десятков рассказов о том, как кто-то из предков вашего собеседника сталкивался с лилипутами или сам узнал о такой встрече от кого-то из приятелей.

Но в конце беседы обычно звучит фраза: «Эти странные существа уже давно вымерли или удалились из Ирландии». Однако порой местные жители все же добавляют: «Но кто знает, может быть, кто-то из маленького народца в местных холмах все же остался». Так, владелица одного из коттеджей на норде страны, миссис Барнхэм, утверждает, что она сама видела одного из карликов. И было это относительно недавно — лет 15 назад.

В тот день 15-летняя девица вместе с младшим братом резала торф неподалеку от родительского дома. Когда мальчик устал, он пошел передохнуть, покинув сестру одну. Спустя несколько минут ей вдруг стало очень неуютно: ирландка буквально кожей ощущала чей-то пристальный взор.

Подняв глаза, будущая миссис Барнхэм онемела от неожиданности: прямо перед ней на некотором удалении стояло необычное создание. Это был маленький человечек в зеленой одежде и малиновой остроконечной шапочке. Девушка закричала и стала звать брата, однако тут человечек отступил назад и пропал.

Загадочные низкорослые обитатели холмов

Следует сказать, что рассказы подобного типа едва ли не повсеместно звучат не только в Северной Ирландии, но и в Шотландии, Уэльсе и на Оркнейских островах, то кушать там, где, согласно традиционным представлениям, и обитал маленький народец. Да что там говорить! В Британии очень редко встречаются легенды и сказки, в каких бы отсутствовали маленькие человечки.

Даже в английских балладах хватает упоминаний об этих существах (например, в «Вересковом меде» говорится о «малютках-медоварах», занимавшихся производственной деятельностью необыкновенно в «пещерах под землей»).

Жители этих мест с пеленок знают: в холмах — основной достопримечательности тамошнего пейзажа — некогда существовали таинственные создания, владевшие магией, умевшие неожиданно появляться и исчезать как ночью, так и при свете дня.

Ученые, которые занимаются изысканием мифов, объясняют, что это — остаточная память наших современников о древних культах, связанных с поклонением духам земли. Порой истории о лилипутах списываются на не в меру разбушевавшуюся фантазию «очевидца». Но все ли так просто.

Серьезный удар по позициям скептиков нанес ураган 1850 года, «прогулявшийся» по побережью Оркнейских островов. Ураган натворила немало бед и, кроме того, походя, небрежно снесла верхушку одного из холмов у местечка Скара-Брей. Таких возвышений, поросших зеленой травой, на побережье немало. Но, как оказалось, они представляют собой не только земляную насыпь.

Загадочные низкорослые обитатели холмов

Когда ветер стих, жители местечка обнаружили, что буря открыла для обозрения… скрытое в холме жилище, внутреннее убранство которого было в целом порядке! Опешившие люди с изумлением рассматривали каменную кладку стен, кровати, столы, полки для утвари.

Вот только нутро холма напоминала не внезапно оставленное хозяевами человеческое жилище, а кукольный домик, поскольку высота потолков, размер дверных проемов и меблировки говорили: всем этим могли пользоваться существа ростом не выше одного метра. Кем были хозяева «дома в холме», что с ними случилось, не ведает никто. Но их стараниями Скара-Брэей стал одной из самых больших загадок современной археологии, «головной болью», уже много десятилетий не подающей покоя исследователям.

А им есть чему удивляться: комнаты странного обиталища явно не предназначены для людей, хотя и имеют вполне пристойную площадь — от 24 до 36 м2. Да и потолки на уровне от силы полутора метров подтверждают это предположение. Примечательно, что «хоромы» в холмах изначально строились собственно как подземные сооружения: сначала возводились стены из каменных плит, затем наступала очередь создания на них настила из бревен и камней.

Готовую конструкцию запорошили землей и торфом, а в самом конце «отделочных работ» кто-то старательно обкладывал новосозданный холм дерном. В итоге, отличить ненастоящее сооружение от природного могла помочь только одна деталь — тщательно замаскированное входное отверстие.

Внутри холма царил его величество камень. Любая комната этого жилища, возможно, и впрямь принадлежавшего маленькому народцу, имела очаг, расположенный посередине помещения и обложенный камнями. Вдоль стен стояли махонькие шкафчики для предметов быта и безделушек, также сделанные из каменных плит, и каменные кроватки. Кстати, над последними сохранились даже останки балдахинов.

Загадочные низкорослые обитатели холмов

Изрядно покопавшись в изувеченном холме, археологи установили, что в данном случае ни о каком розыгрыше речь не идет. Замеченное жилище было построено в период позднего неолита, причем его создатели понятия не имели о металле и изделиях из него, а посему пользовались необыкновенно каменными орудиями труда.

Тут же было выдвинуто предположение: кельты, некогда пришедшие на Британские острова, вынудили маленький народец, извечных жителей завоеванных территорий, бросить насиженные места и уйти в северные земли. Но спустя пять столетий с востока в Британию ворвались англосаксы. Они, в свою очередь, оттеснили из центра на периферию «обидчиков» маленького народца, кельтов, и две расы оказались соседями, будет долго прожив рядом.

Естественно, что люди периодически видели необычных существ и сделали их героями сказок и мифов. Значит, предания о низкорослых созданиях, обитающих внутри холмов, — а это неотъемлемая часть английского фольклора — создали кельты.

Интересно, что махонький народец, несмотря на свои незначительные «габариты», считался могущественным и опасным соседом. Карлики якобы обладали властью над мочами природы, повелевали ветром, а посему могли как усмирить шторм, так и заставить разыграться страшную бурю.

Очень часто в общенародных преданиях рассказывалось о том, что они заманивали людей к себе в подземные жилища. Когда же похищенные по прошествии нескольких дней находили возможность вернуться назад, они с ужасом показывали, что на земле уже прошли годы. Неудивительно, что жители тех мест, где якобы обосновался маленький народец, с опаской относились к своим непредсказуемым соседям и усердствовали держаться от них подальше.

А маленький народец и сам не особенно горел желанием общаться с людьми. Его представителям, похоже, хватало общества себе подобных. В том же Скара-Брей археологи заметили, что искалеченный холм — далеко не единственное в здешней округе покинутое обиталище неведомых существ. От «дома», услужливо продемонстрированного ураганом, подземные переходы вели к нескольким другим холмам-«квартирам». Видимо, человечки не любили прогуливаться на глазах у людей, предпочитая ходить к соседям подземными коридорами.

И все же, что случилось с загадочными жильцами холмов Скара-Брей? В их покинутых домах царит почти идеальный порядок, на вещах нет ни малейших следов повреждений. Не видать ни следов сражения, ни буйства стихии, ни лихорадочных поспешных сборов. В каменных шкафчиках по сей день хранятся аккуратно расставленная посуда, тщательно уложенные украшения.

Лишь на полу, у выхода из вскрытого ураганом жилища обнаружили оброненное в спешке ожерелье. Нет, похоже, никто и ничто не вторгалось в размеренную житье «народца холмов». Они просто навсегда покинули наш мир, в одночасье исчезнув. Почему? Ответа на этот вопрос нет.

Интересно, что на полу в ходах и комнатах подземных жилищ археологи обнаружили довольно аккуратные кучки песка. Можно, конечно, предположить, что сюда его занес вихрь. Это утверждение могло бы показаться единственно верным, если бы не один момент. Дело в том, что в коридоры потоком воздуха частицы песка заносить могло, а вот в горницах он в этом случае был бы лишь вблизи порога, не дальше.

К тому же вряд ли можно представить себе ветер, который будет прилежно сносить песчинки в аккуратные кучки, не засыпав ими при этом пол. Зато в связи со странной находкой невольно вспоминаются древние поверья: всякий, кто рискнет без спросу залезть в жилье «народца холмов», превратится в песок, а свидетели этого забудут обо всем увиденном, забудут свое собственное имя и родных и отправятся кочевать по свету.

Ирландцы, живущие на севере страны, уверены: еще недавно остатки некогда многочисленного племени маленьких человечков обитали рядышком с людьми и даже предпринимали отчаянные попытки сохранить свой род. Ради этой цели они якобы даже порой похищать из люлек человеческих младенцев.

Загадочные низкорослые обитатели холмов

Сохранились и свидетельства появления таких детей спустя много лет в мире людей. Однако никто из «возвращенцев» счастья уже не обрел. Во-первых, их чистосердечно побаивались свои же соплеменники. Во-вторых, они сразу начинали серьезно болеть и редко выживали. А те, кому удалось перебороть недуги, нехорошо приживались среди людей.

В начале XX века одна из девушек, утверждавшая, что ее похитил маленький народец, после длительной тяжкой болезни прожила относительно долго, при этом, по словам родных и близких, оставаясь «не от мира сего». Так можно ли упрекать обитателей Северной Великобритании за то, что они и по сей день потихоньку кладут в постель младенцам кусочки железа? Ведь, по преданию, металл обладает магической волей над жителями холмов.

А теперь «прогуляемся» в Донскую лесостепь. А вы думали, что маленький народец облюбовал для обитания только Британию, Шотландию да Ирландию?! Ничуть не случалось! Курганов и на берегах Дона хватает, но археологи считали, что это либо погребения эпохи бронзы, либо сарматские могилы, либо захоронения средневековых кочевников.

Однако во пора раскопок в районе Второго Власовского могильника (Воронежская область), которые производились около 30 лет назад, археологов ожидал сюрприз. После снятия насыпи при зачистке материковой глины отворилась странная картина: вместо темных, строго оконтуренных пятен от погребения обнаружился подземный разветвленный лабиринт.

Власовский лабиринт

Загадочные низкорослые обитатели холмов

Карта лабиринта в краеведческом музее Грибановки

Загадочные низкорослые обитатели холмов

Гладкие полы и стены говорили об искусственном происхождении пустот; при работе землекопы явно пользовались факелами, поскольку на полу ходов остались бесчисленные вкрапления угольков. Вскоре стала просматриваться стройная система туннелей с вертикальными колодцами (видимо, для вентиляции).

Но удивительнее итого то, что даже Ирина Писарева — самая маленькая участница экспедиции, рост которой равнялся метру сорока восьми сантиметрам при весе сорок два килограмма, — с трудом могла протиснуться в эти ходы, да и то ползком. Исследователи пробовали обрисовать существо, которое могло бы прокладывать эти ходы. Так вот, его рост должен был быть не выше 80 сантиметров, а вес — около 25 килограммов!

Наконец сделалось ясно, что все туннели ведут к одной прямоугольной яме, в середине которой исследователи обнаружили глубокую ямку, засыпанную щебнем. Очутилось, что это — остаток конструкции, некогда накрытой земляным купольным сводом. В центре «холма» когда-то, по всей видимости, располагался большенный каменный либо деревянный объект.

После того как глубже обнаружился скелет человека (он, кстати, имел нормальный рост — возле 1,6 метра) с треугольным отверстием в теменной области черепа, археологи посчитали, что в «холме» скрывался идол, которому приносили жертвы. Тем немало что вскоре по периферии лабиринта обнаружилось довольно много жертвенников с останками животных. Почему-то в большинстве своем это были башки лошадей. Одна из почивших коняг оказалась украшена отлично сохранившимися железными удилами VIII века н.э.

Простите, но пантеон народов, населявших в те поры бассейн Дона, тщательно изучен! Ни славяне, ни тюрки, ни алано-болгары, ни угрофинны подземные капища не сооружали! Да и не отличались жители этой места малым ростом. Выходит, на Дону незамеченной обитала раса карликов? Или капище построили таинственные буртасы, которых описывали арабские географы преходящ похождений Синдбада-морехода?

Невероятную находку пришлось оставить в покое, поскольку средств на проведение дальнейших работ не было. Однако спустя несколько лет семеро бывших студентов — участников экспедиции, поспевшие стать преподавателями либо предпринимателями, встретились опять. Им не давала покоя тайна древнего кургана.

Один из собравшихся, Николай Прохоров, предложил любопытную версию: капище выстроили дети. И сделали они это в подражание взрослым. А значит, где-то неподалеку должен находится еще один полый курган «с секретом», лишь большего размера. Прохоров умудрился даже достать фотографии района раскопок, сделанные из космоса. Оказалось, что в данном зоне имеются даже три подобных холма.

Новая экспедиция прибыла в пункт назначения 6 июля 2001 года и разбила преходящий лагерь, поскольку до ближайшего села было около девяти километров. Интересовавший энтузиастов курган оказался небольшим помостом посреди леса.

Странности начались сразу же. Оказалось, что местные жители, которых собирались нанять в качестве чернорабочих, желая и нуждались в деньгах, в лес идти отказывались категорически — там «нечисто», «плохо», и вообще, лучше «искать древности в другом пункте». Прохоров насторожился. В свое время он написал работу о связи суеверий с реальностью и знал, что дыма без огня, и правда, не случается. Скорее всего, некогда лес являлся запретной зоной и память об этом оказалась очень живуча.

Археологи проверили курган металлоискателями: прежде, чем хвататься за заступ, нужно быть четко уверенным, что не напорешься на мину, которых в воронежской земле полно и по сей день. Наутро разрешили приступить собственно к раскопкам, а чернорабочих привезти на место из удаленных сел.

Утро началось с того, что у постели Прохорова обнаружилась свежая конская башка. При этом дежурный по лагерю ничего не слышал, да сам инициатор работ тоже, хотя он отличался очень чутким сном, а стенки и отлог палатки остались неповрежденными. Затем оказалось, что абсолютно все аккумуляторы и батарейки в лагере внезапно разрядились. «Нива» и грузовичок «УАЗ» потому не заводились, фонарики, приемник и часы не работали, да и позвонить кому-либо археологи утратили возможность.

Прохоров не стал выяснять, кто так зло трунит над ним и его людьми, отдал команду свернуть лагерь. «УАЗ» завели старым дедовским методом, вторую машину взяли на буксир и отбыли в город.

Загадочные низкорослые обитатели холмов  До Воронежа экспедиция добралась в шесть часов вечера; ее члены отправились по домам передохнуть, но вместо этого пятеро из семи человек уже ночью оказались…в реанимации токсикологического отделения городской больницы.

Ритуальные объекты, найденные в Власовском лабиринте

Несмотря на все усилия, реаниматологам удалось спасти только двоих — Прохорова и Ирину Писареву. Это было сильнейшее отравление. Наутро сделалось известно, что остальные два члена экспедиции также скончались у себя дома: ввиду отсутствия телефонов и соседей они не имели возможности потребовать «скорую помощь».

Медики клялись, что археологи отравились грибами. Однако выжившие твердили: ничего подобного, грибы они не лишь не ели, но даже и не собирали.

Позже, те, кто пытались изучить, на чем основана эта мистическая история, расспросили Арсена Тиграновича Синюка – профессора Воронежского педагогического университета. По словам Синюка, в прессе после раскопок Власовского лабиринта подлинно была опубликована статья о гибели студентов-археологов от “колдовства карликов”, но она была заказной с целью саботажа его исследовательских работ в этих пунктах. На самом же деле, по его словам, никаких проблем во время раскопок не было.

Валерий Березуцкий, кандидат исторических наук, археолог, устроитель и участник раскопок у с. Власовка с 1985 по 1996 гг. и исследователь власовского лабиринта тоже недоумевает над этими рассказами. Он рассказывал, что изначально вся эта история о лилипутах и аномалиях появилась в газете «Аномальное Черноземье» в 2008 в статье краеведа Александра Елецких. Отрицает Березуцкий и находку костяка с черепом со следами трепанации и само существование студентки Ирины Писаревой.

Так что верить или не верить этой истории, личное дело любого.

Тем ни менее с Власовским лабиринтом все еще связано множество загадок, в том числе о том, какие обряды там проводили. Но их уже никому не раскрыть. Сегодня старательностями невежд лабиринт фактически уничтожили, распахали, и земля опять схоронила тайны тысячелетней давности.

Загадочные низкорослые обитатели холмов  Чеберяйчики – маленькие зайцеподобные созданья из украинского фольклора

Были ли это действительно постройки древнего маленького народца, скрытно обустроенные в холмах как в Скара-Брей? Официальная наука вяжет лабиринт и святилище с тюркским этнокультурным миром, считая, что он вполне соответствует устройству святилищ по принципу «квадрат в квадрате», зачисленному в среде ранних болгар.

Однако, есть любопытное совпадение. В украинском фольклоре (Воронежская область на юге граничит с Украиной) были рассказы о неких «чеберяйчиках» — то ли маленьких человечках, то ли странного вида зайцах, обладавших речью, которые избегали общения с людьми, владели волшебством и жили под землей.

Чеберяйчики описывались как добрые, милые существа из лесов и полей. Любимое занятие – петь песенки, сидя на камешках и размахивать в такт ножками – чеберять.

>