«Сейчас мы сможем заглянуть в глаза дьяволу»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Сейчас мы сможем заглянуть в глаза дьяволу»

Рудольф Сланский

В Чехии отысканы кинокадры показательного процесса над руководителем местной компартии Рудольфом Сланским, казненным в 1952 году. Кадры могут пролить свет на одинешенек из самых громких показательных процессов сталинизма.

«Сейчас мы сможем заглянуть в глаза дьяволу»

Санкции против России

Читайте также

  • Возвратить нельзя оставить

  • «Роскосмос» против частников: куда улетели 300 миллионов

  • Вкалывают роботы, а не человек

  • Базар лома оздоровился

  • Москва: будут нам сугробы и потопы

В Чехии случайно обнаружены кинопленки, проливающие свет на один самых популярных и загадочных открытых процессов в советском блоке в середине XX века. В течение десятилетий так называемый процесс против Рудольфа Сланского, генерального секретаря коммунистической партии Чехословакии, и еще десятерых глав КПЧ оброс мифами и домыслами, поскольку после его окончания почти не осталось никаких документальных источников.

Реклама

Однако сейчас этот громкий процесс, завершившийся 65 лет назад, вновь привлек повышенное внимание историков в связи с появлением новоиспеченных свидетельств –

недавно были обнаружены кинопленки и аудиозаписи, на которых отражен ход судебных заседаний.

Пленки, частично подпорченные плесенью, по предварительным оценкам, кормят многие часы записей, которые велись на протяжении восьми дней процесса. Пленки вместе с миллионами документов о труду Чехословацкой коммунистической партии были найдены спрятанными в фундаменте разрушенного здания в Паненске-Бржежани — общине в Среднечешском кромке Чехии, неподалеку от Праги.

Историки считают, что эти записи были сделаны по приказу коммунистических властей при подготовке пропагандистского кинофильма, который так и не был снят после смерти Сталина, отмечает Guardian.

Непосредственно эти 16 коробок случайно обнаружил некий специалист по банкротствам, какой разгребал хлам в старом здании и обратил внимание на надписи, недвусмысленно указывавшие на их содержимое. По странному стечению обстоятельств, обанкротившийся завод был рядом с замком, который во времена оккупации Чехословакии служил резиденцией Рейнхарда Гейдриха, одного из архитекторов Холокоста, исполнявшего долги рейхспротектора Богемии и Моравии.

По предположению историков,

кинопленки были вывезены из хранилищ коммунистической партии и спрятаны после «Бархатной революции» в декабре 1989 года,

в итоге которой произошел мирных демонтаж социалистического режима в Чехословакии, который существовал 41 год. Историки не берутся сказать, бывальщины эти архивы увезены с целью сохранить документы для дальнейшей продажи или же с целью сохранить уникальные материалы, проливающие свет на одну из самых беспросветных страниц в истории компартии ЧССР.

Новости smi2.ru

В коробках обнаружена 35-миллиметровая кинопленка хронометражом шесть часов и порядка 80 часов аудиозаписей — сейчас все это передано в Национальный архив кинодокументов Чехии, какой уже обратился к правительству с просьбой выделить порядка 360 тыс. евро, требующихся для аккуратного восстановления пленки и подготовки к ее оцифровке.

Михал Брагант, глава архива, назвал находку «великой удачей», поскольку она позволит чешским историкам воссоздать кинозапись, запечатлевшую один из популярнейших сталинских показательных процессов, лишь малая часть которых была запечатлена на кинопленке. «До сих пор мы мало знаем о событиях XX столетия. Чем больше люди узнают об этом и об ужасах показательных процессов, тем в большей безопасности будем мы сами, — считает Брагант. — Раз, когда мы сможем сделать запись доступной для общественности, вы сможете увидеть выражения лиц, движения людей, язык тела… Ведь это не имело ничего всеобщего с честным процессом. Все было отрепетировано».

Рудольф Сланский был чехословацким государственным деятелем еврейского происхождения. В годы Второй всемирный войны он боролся с фашизмом, был одним из руководителей Словацкого национального восстания 1944 года, когда часть армии Чехословацкой республики поднялась против Вермахта.

После войны он участвовал в Москве в переговорах о послевоенном устройстве Чехословакии. В апреле 1945 года Сланский сделался Генеральным секретарем Коммунистической партии Чехословакии.

В июне 1948 года в международном коммунистическом движении начался раскол. Лидер Югославии Иосип Броз Тито находил, что Югославия должна доминировать в Балканской федерации, государстве, создание которого активно обсуждалось после Второй мировой брани, Сланский поддерживал его от лица КПЧ. Сталин же не желал ослабления влияния СССР. Произошел разрыв межгосударственных и межпартийных связей Югославии с СССР. В 1949 году советское руководство порвало Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией. Поддержка Югославии послужила для руководства СССР одним из предлогов обвинить Сланского в государственной измене.

На протяжении нескольких следующих лет Сланский неоднократно посещал Москву и вел со Сталиным переговоры о перспективах расширения социалистического сектора в экономике Чехословакии и развитии военного сотрудничества между СССР и Чехословакией. В крышке июля 1951 года партийные и государственные органы Чехословакии устроили почетное празднование 50-летнего юбилея Сланского. Было издано его собрание сочинений, в честь Сланского наименовали несколько заводов, он был награжден Орденом Социализма

А уже спустя несколько месяцев Сланский был арестован по обвинению в заговоре с целью свержения коммунистического порядка и реставрации капитализма. 3 декабря 1952 года он был казнен.

По словам Мартина Вадаса, ветерана чешской киноиндустрии, какой помогал идентифицировать найденные материалы, они помогут ученым заполнить многие исторические пробелы: «О процессе Сланского существует распространенное заблуждение, что мы давным-давно знаем все или почти все. Серьезной проблемой является то, что не сохранилось протоколов суда. Официальная стенограмма пропала. Теперь же, с появлением пленки, мы сможем заглянуть в очи дьяволу».

>