Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (доля 3)
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Мы продолжаем наш рассказ о деятельности величайшего из объединителей Японии Токугава Иэясу. В прошедший раз мы оставили его победителем на поле Сэкигахары, но что он делал, уничтожив своего главного врага Исида Мицунари?

Прежде всего Иэясу озаботился экономикой и наново переделил земли (и доходы), принадлежавшие побежденным им даймё. Себе он взял лучшие земли, и своих приверженцев не обидел. Затем земли получили вассалы Тоётоми, примкнувшие к Токугава прямо перед битвой при Сэкигахара, то есть вроде бы как одумались и вот за это им и заплатили. Оставались кланы Тоётоми, причем сам Иэясу все еще по иронии судьбины оставался его вассалом, кланы Мори и Симадзу. Предатель Кобаякава Хидэаки, поступок которого решил судьбу битвы и края, земель, однако, не получил. Иэясу, видимо, не хотел создавать прецедент и поощрять такого рода предательство.

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (доля 3)

Вот таким был Иэясу Токугава. А еще он обожал соколиную охоту. Поэтому изображен с соколом на руке.

В 1603 году 60-летнему Иэясу император наконец-то даровал вожделенный им титул «Великого сёгуна победителя варваров», после чего он тут же создал новоиспеченное правительство страны – сёгунат в городе Эдо (современный Токио). Новый сёгунат стал третьим и последним сёгунатом в истории Японии, после сёгунатов Минамото и Асикага. Но он же очутился и самым долговечным и правил страной 250 лет.

Однако Иэясу недолго держался за этот титул и в 1605 году передал его своему старшему сыну Токугаве Хидэтаде. Он чересчур хорошо помнил судьбу Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси, своевременно не позаботившихся о преемниках и пустивших это важное дело на самотек. Однако воля по-прежнему принадлежала Иэясу. Ведь по японской традиции сын не имел права ослушаться отца. Тот мог приказать ему убить любимую супруга и детей и… сын, если только он не хотел потерять лицо в глазах общества, должен был это сделать немедля. Причем это было отнюдь не несложное порицание. Такому господину никто бы не стал служить, ибо беспрекословное почитание родителей являлось неписанным законом японского общества.

В 1607 году Иэясу разрешил вернуться в город своей молодости – Сунпу, и сделать его своей новой резиденцией, а сына оставить в замке Эдо. Здесь бывший сёгун занялся разработкой подобный государственной системы, которая позволила бы его сёгунату сохранить власть на века. И сразу скажем, что это ему удалось!

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (доля 3)

«Совренный Иэясу» (в середине) в окружении своих полководцев.

В 1611 году будучи на коронации императора Го-Мидзуноо Токугава сделал важный политический ход. Он добился, чтобы его формальный сюзерен, Тоётоми Хидэёри, пришёл в столицу по его приглашению. А в Японии было принято, что высший не может посещать низших по их приглашению. Только… «выразив свое жажда». Поэтому все японцы восприняли этот визит, как своего рода признание кланом Тоётоми превосходства клана Токугава.

Затем Иэясу занялся ограничением прав столичной знати куге и самого императорского двора, часто вмешивавшихся в политику ради собственной выгоды и провоцировавшие самурайские кланы на вражду товарищ с другом.

Формально Токугава Иэясу передал свой титул сёгуна сыну, но власть по-прежнему была в его руках. Но независимого времени у него стало значительно больше, и он воспользовался им для составления «Уложения о самурайских родах» («Букэ сёхатто»), каким были определены нормы жизни и поведения самурая не только на службе, но и в личной жизни, и в которых в сжатой форме бывальщины изложены все традиции военно-феодального сословия Японии, до этого передававшиеся в устной форме. Вот это «уложение» и стало тем самым знаменитым кодексам Бусидо, по какому теперь и стали жить самураи. Он стал основой поведения самураев на все последующее время. Но самое главное, что в соответствии с ним самураи бывальщины превращены из воинов-землевладельцев в лишенных земли городских чиновников.

Теперь у Иэясу не было иных противников, кроме рода Тоётоми.
Он имел масса влиятельных вассалов, а главное был третьим центром силы в стране. И если бы Иэясу вдруг умер, Тоётоми вполне могли бы вернуть себе воля в стране. Поэтому он решил от своего юного противника избавиться раз и навсегда.

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (доля 3)

Костюмированный парад в честь Иэясу Токугава.

Для основы он начал истощать казну Тоётоми, предлагая ему разные затратные строительные проекты. И Хидэёри не смог от них отказаться. Есть люд, для которых мнение большинства имеет большое значение, и вот, видимо, по молодости и неопытности он оказался в их числе. Между тем в жизни значительно только одно – кто кому и сколько платит. И получалось так, что Хидэёри платил из своего же кармана себе же во вред.

А затем Иэясу спровоцировал конфликт, предлогом для которого стала… надпись на колоколе для храма Хоко-дзи, восстановленного на деньги самого Тоётоми Хидэёри. Пользуясь тем, что одни и те же иероглифы на китайском и японских стилях имеют разное значение, Иэясу увидел в сделанной надписи проклятие в свой адрес. Причем Токугаву тут поддержали киотские монахи (и как бы, увлекательно, они этого не сделали?), которые не только подтвердили его безосновательное толкование, но и обвинили род Тоётоми в святотатстве.

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (доля 3)

Вот такой примерно колокол, правильнее, надпись на нем, использовал Токугава в качестве «казуса Белли», чтобы начать войну с Тоётоми.

Хидэёри попытался объяснить, что смысл надписей другое, но кто бы стал его слушать?! Тогда он объявил о том, что приглашает всех ронинов в свой замок в Осаке. А Иэясу лишь этого было и надо. Он объявил Хидэёри в том, что он готовит войну, мятеж, заговор и… начал против него военные поступки, объясняя всем и каждому, что «он первым начал».

В ноябре 1614 года Иэясу наконец-то смог приступить к самому значительному делу своей жизни – осаде Осакского замка – главной цитадели клана Тоётоми. Армия Иэясу насчитывала немало 200 тысяч человек. Осада свелась к локальным боям за форты, находившиеся по его периметру. Никакие другие виды войны были невозможны из-за труднодоступности осакского замка, со всех сторон окруженного рисовыми полями.

Такой характер ведения военных поступков был выгоден Иэясу, поскольку успех или неуспех зависели главным образом от численного превосходства. Хотя в боях за редут Санада, обороной какого руководил Санада Юкимура, отряды Токугавы потерпели поражение.

Наступила зима, а замок все еще держался. Тогда Иэясу подвез артиллерию и начинов бомбардировку замка. Огонь вели голландские пушкари и стреляли так метко, что чуть было не снесли голову ядром самому Хидэёри, тогда как иное ядро угодило в комнату его матери, принцессы Едогими, и убило двух ее служанок. В итоге Хидэёри испугался (или это мать его напугалась, а он ее послушал!) и предложил начать переговоры о мире. В итоге стороны договорились о том, что прекратят военные действия, но Хидэёри должен был к тому же снести внешние укрепления замка и распустить свои армии. Солдаты Иэясу тут же принялись за работу и в результате уже к январю 1615 года вся внешняя линия обороны Осаки была ликвидирована.

Сообразив, к чему такое поза может привести, Тоётоми принялись за восстановление укреплений. Этим самым они дали Иэясу повод вновь предъявить им ультиматум: восстановление замка кончить, отряды ронинов распустить, но, самое главное, покинуть замок в Осаке и жить в том замке, который укажет им сёгун. Удобопонятно, что Хидэёри на это согласиться не мог и Токугава во второй раз объявил ему войну.

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (доля 3)

Памятник Иэясу Токугава в парке Окадзаки.

Вновь началась осада, но сейчас уже всем было ясно, что поражение Тоётоми дело лишь времени. Было решено атаковать Иэясу и – будь, что будет. И, да, подлинно, отрядам Хидэёри удалось пробиться до самого штаба Иэясу. Но сил ему все равно не хватило, и его армия потерпела сокрушительное поражение. Угодив в безвыходное положение, и Тоётоми Хидэёри и его мать совершили сэппуку. Вот так род Тоётоми и прекратил свое существование!

Теперь Иэясу являлся основным властителем Японии, а его сын – сёгуном! Император пожаловал ему должность главного министра страны дайдзё-дайдзин. Но не прошло и нескольких месяцев после этого, как он тяжко заболел. Точно чем – неизвестно. Токугава любил вкусно поесть, имел 18 наложниц, так что совсем не удивительно, что его здоровье таких чрезмерных для его года нагрузок просто не выдержало.
Умер Иэясу Токугава 1 июня 1616 года, в 10 часов утра, в замке Сумпу в году 73 лет.

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (доля 3)

Литые ворота в храме Никко Тосё-гу, ведущие к могиле Токугава.

Похоронен он был в храме в Никко Тосё-гу и получил посмертное имя Тосё-Дайгонгэн («Великий бог-спаситель, что озарил Восход»), под которым и был занесен в список японских божественных духов ками.

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (доля 3)

Могила Иэясу Токугава.

Интересно, что в отличие от Оды Нобунаги, поддерживавшего взаимоотношения с Португалией и Испанией и не возражавшего против миссионерской деятельности иезуитов, распространявших в Японии католицизм, Токугава предпочитал строить взаимоотношения с Нидерландами, исповедовавших протестантизм. А с 1605 года советником Иэясу по вопросам европейской политики и вовсе стал английский моряк и голландский торговый агент Уильям Адамс. Почитается, что это он подбил Иэясу и его сына начать гонение на католическую религию в Японии, что в итоге привело к практически полному закрытию края для Запада. Право торговать с Японией имели только голландцы. Уже в 1614 году Иэясу своим указом запретил пребывания миссионеров и обращенных христиан в краю. На верующих обрушились репрессии с показательными массовыми распятиями на крестах. Небольшой части христиан удалось перебраться в испанские Филиппины, но всех оставшихся силою обратили в буддизм. Но все же небольшой группе японцев удалось сохранить верность христианству, которое они исповедовали в глубокой тайне до 1868 года, когда в Японии в ходе реформ Мейдзи наконец-то провозгласили независимость вероисповеданий.

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (доля 3)

Собственноручно написанные советы Иэясу, о том, как самураю преуспеть в его делах. Из коллекции храма Никко.

П.С. История Токугава Иэясу и английского моряка Уильяма Адамса отбита в романах Кристофер Николь «Рыцарь золотого веера» и Джеймса Клавелла «Сёгун».

Источник

>