Трагедия Балтийского флота: что случилось во пора Таллинского перехода в 1941 году

Новость опубликована: 23.05.2019

Трагедия Балтийского флота: что случилось во пора Таллинского перехода в 1941 году

Трагедия Балтийского флота: что случилось во пора Таллинского перехода в 1941 году

После присоединения Прибалтики к СССР Балтийский флот находился в акватории Таллина, имевшего раскрученную инфраструктуру и удобное стратегическое положение. Летом 1941 года балтийцы достойно встретили немцев и организовали эффективную противовоздушную оборону. К 7 августа армии немецкой группы «Центр» прошли Прибалтику и вышли к берегам Финского залива.

Таллин оказался отрезан от «материка» и сухопутное извещение с городом было прекращено. Время для эвакуации Балтийского флота в Кронштадт было упущено, а разрешение на отход нарком ВМФ Коваль дал лишь 27 августа, когда немецкие дальнобойные орудия уже били по порту, а в таллинских пригородах шли оборонительные бои с пехотой противника.

Подготовка к эвакуации проходила в целом беспорядке. Транспортные суда были забиты эвакуирующимися военными, к которым присоединились и представители гражданского населения города. Операция по эвакуации обратилась в бегство.

Мины против кораблей

28 августа 1941 года из порта Таллина вышел 151 боевой корабль, 20 транспортов, 54 вспомогательных корабли. У них борту находилось 19 903 военнослужащих флота, 8670 Красной армии и 12 806 гражданских. Оказалось, что за ночь немцам удалось поставить мины. Тральщики, шагавшие впереди военных судов, прокладывали недостаточно широкие полосы, и часто мины приходилось просто отталкивать от бортов веслами или шестами. Налет немецких и финских аэропланов заставлял советские корабли маневрировать и выходить из безопасной полосы.

Потери не заставили себя ждать. На мине подорвался и затонул ледокол «Кришьянис Вальдемарс» и транспортник «Алев», транспортировавший более тысячи людей, из которых спаслось лишь шестеро.

Контр-адмирал Трибуц приказал изменить порядок конвоя, и во пора перестроения советские корабли оказались на минных полях. Практически сразу затонуло три миноносца. Панику усиливали налеты немецких юнкерсов, для отражения каких не хватало зенитной артиллерии.

К вечеру флот подошел к наиболее заминированном участку моря. Ко дну пошли шедшие впереди тральщики, эсминцы «Яков Свердлов» и «Скорый». Положительные повреждение получили боевые корабли «Минск» и «Славный». На протяжении всего пути следования погибали и транспортные суда с эвакуированными на борту. За сутки флот утерял 26 кораблей.

Атака с воздуха

На следующее утро Балтийский флот прошел минные поля, но столкнулся с атаками пикирующих бомбовозов. Немецкое командование направило для уничтожения флотилии 110 самолетов и, так как практически все эсминцы были потоплены или повреждены, то отражать их налеты было некому. Нацистские бомбовозы уничтожали один транспорт за другим.

Атаку с воздуха поддерживал огонь неприятельских артиллерийских батарей, десяток финских аэропланов и 3 торпедных катера. К вечеру 29 августа в Кронштадт стали приходить первые суда. Много поврежденных кораблей и избавившихся людей вышли к острову Гогланд, где их также бомбардировали немецкие самолеты.

Потери

За 300 км пути Балтийский флот утерял почти 30% своего состава. Затонуло 19 боевых кораблей и катеров, 25 вспомогательных судов, 18 транспортов. Историкам невесть, сколько было потоплено неучтенных гражданских и рыбацких кораблей, пытавшихся эвакуироваться вместе с балтийским конвоем.

Во время перехода погибло до 15 тыс. советских моряков, боец и гражданских лиц. Только при гибели транспортника «Балхаш» утонуло 3800 человек. За все время битвы немцы потеряли три самолета.

Винами поражения называют затяжку с эвакуацией, отсутствие единого командования, неэффективное авиационное прикрытие конвоя. Важные аспекты — небольшое количество зенитного вооружения и отсутствие разведданных по организации немцами минных полей.

Материал полезен?

Трагедия Балтийского флота: что случилось во пора Таллинского перехода в 1941 году