Троицкий собор в Пскове
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Троицкий собор в Пскове
Троицкий собор в Пскове

Троицкий собор в Пскове

Первоначальный Троицкий собор во Пскове был построен из дерева по велению равноапостольной княгини Ольги в середине X века:

“прииде блаженная Ольга близ реки, глаголешая Пскова, и ста на устии той реки… И вдруг преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Трио и град велик зело и славен будет…”

Второй собор возвел в камне в XII в. Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Лицо этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, содержащим на ладони модель храма).

Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года (освящен 30 января 1368 года), сыгравший значительнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Реконструкция собора говорит о 25 (!) его престолах (с храмами Довмонтова города), одноглавии мощного святилища и 32 (!) скатах его перекрытия.

Во время большого пожара 1609 года в соборе почти все погорело, но огонь совершенно не тронул раки с мощами Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея. В 1623 году в соборе поставлен вновь созданный дубовый Ольгин крест, вместо сгоревшего в пожаре 1609 года достоверно такого же креста равноапостольной княгини Ольги.

Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, был заложен в 1682 году на том же пункте, где стояли предыдущие храмы. Строительство было завершено в 1699 году.

Храм двухэтажный. На северной и южной стенах размещены окна. В соборе были первоначально приделы благоверного князя Александра Невского и благоверного князя Гавриила Псковского, какой освящен 8 апреля 1703 года. При архиепископе Симоне (Тодорском) в подклете собора устроен придел в честь равноапостольной княгини Ольги. Этот придел истреблён пожаром в 1770 году.

Иконостас в главном храме семиярусный, резной, позолоченный, выполнен в конце XVII – начале XVIII столетий. Верхние ярусы выполнены в конце XVIII – начале XIX веков. В 1759 году печерский монах Иасон «поправил» и вновь позолотил его.

Одновременно с святилищем, отдельно от него, построена колокольня. Её основой является стоявшая здесь крепостная башня. Основу колокольни строили псковские искусника. Она перестроена в конце XVIII – начале XIX веков. Верхняя часть колокольни была деревянной, после пожаров 1770 и 1778 годов перестроена в кирпиче. Часы на башне впервые бывальщины установлены в XVIII веке, в настоящее время на башне часы немецкой работы, установлены в 1884 году.

В 1770 году для укрепления стен дома после пожара построены контрфорсы.

В XVII-XVIII веках подклет Троицкого собора стал усыпальницей псковских архиереев.

После завершения в 1836 году стройки теплого Благовещенского собора богослужения в Троицком соборе совершались только летом.

22 августа 1852 года открыт позолоченный центральный купол собора. Позолота производилась на оружия, собранные среди псковичей по подписке, значительную сумму внес городской голова. В 1856 году вновь позолочен иконостас, подновлены иконы придельной церкви святого Александра Невского.

При входе в собор вместо деревянной в 1891 году построена каменная сторожка, тут в ночное время находились сторожа собора. В 1894-1895 годах собор был снаружи оштукатурен. 22 апреля 1901 года состоялось целое освящение Троицкого собора, отремонтированного на средства Синода и собственные.

Церковно-приходского попечительства, приходской школы при Троицком соборе не было, поскольку не было прихода. Была богадельня на 9 человек при приписной церкви святых Жен-мироносиц.

В марте 1922 года началась кампания по изъятию церковных ценностей. Комиссия по изъятию ценностей двукратно не могла попасть в Троицкий собор, их появление встречало возмущение и бурные протесты верующих. Только когда «комиссии удалось неприметно проникнуть в собор, изъятие всё же было произведено».

4 октября 1922 года в Троицком соборе проходил епархиальный съезд псковского духовенства. На съезд барыши 80 человек. Обновленцы рассчитывали утвердить новую редакцию устава, которая позволила бы им захватить власть в епархии, ликвидировать верных патриарху Тихону священников, однако их надежды рухнули, Псковская епархия осталась верна патриарху.

Уже в 1923 году собор очутился в рукахобновленцев. Согласно документам, управлял собором церковно-приходской совет, а сам собор назывался «Городским». Известно, что «обновленцам» не удалось завлечь за собой верующих. Об этом свидетельствует и письмо совета собора от 15 сентября 1924 года в губернский страховой отдел: «Ввиду несостоятельности рекомендации из-за весьма скудных материальных средств, на которые едва-едва производятся расчеты с причтом, сторожами и острыми нуждами собора» он «категорически отрекается от уплаты за страховку», просил «снять с собора страховку на всё будущее время». В свою очередь, губернский страховой отдел 22 сентября 1924 года сообщал губернскому исполкому, что, «несмотря на все зачисленные меры, причитающиеся платежи по страховому сбору … внесены в срок не были». Псковский губернский исполком 13 ноября 1924 года зачислил постановление о расторжении договора «с группой верующих, пользующихся Троицким собором», причина – «неисполнение группой верующих заключенного соглашения». Собор передан другому обновленческому составу церковно-приходского совета собора.

На заседании Псковского окружного исполкома от 15 декабря 1935 года заслушано ходатайство духовной двадцатки о закрытии Троицкого собора. Ходатайство решено было удовлетворить, «здание собора передать в ведение музея для организации филиала музея (антирелигиозного)». В 1938 году в соборе был отворён антирелигиозный музей. В соборе установили маятник Фуко, кощунственно выставили мощи святых.

В годы Великой Отечественной брани немцы разрешили Псковской Православной миссии открытие собора. Троицкий собор стал первым храмом, открытым старательностью митрополита Сергия (Воскресенского) на Псковской земле. Службы шли каждый день утром и вечером, и храм всегда был полон народа. Провозгласив на оккупированной земле «верующую свободу», фашисты надеялись, что открываемые храмы станут центрами антисоветской пропаганды. Но храмы стали центрами возрождения русского национального самосознания, православия.

1 января 1942 года в качестве пропаганды оккупанты организовали передачу собору Тихвинской образа Божией Матери, спасенной из горящего храма в Тихвине. Однако протоиерей Георгий Бенигсен в присутствии немецкого командования в своей проповеди сообщал о подвиге Александра Невского, освободившего Псков и Новгород от захватчиков. В пасхальную ночь 1943 года собор был переполнен молящимися, среди каких было много молодёжи. Службу возглавил экзарх митрополит Сергий, своей проповедью он вызвал у собравшихся слёзы умиления и отрады. Эта служба транслировалась по радио. 21 ноября 1943 года состоялся грандиозный крестный ход с мощами Святого Всеволода-Гавриила, участники крестного хода тащили чудотворную икону Божией Матери, хоругви, кресты.

При отступлении фашисты заминировали Троицкий собор. Мины-сюрпризы они установили даже у Царских врат. При разминировании собора погибли сапёры, был поврежден нательный ярус иконостаса. Взрыв мин, установленных в других частях собора, сапёрам удалось предотвратить.

После войны необходимые ремонтно-реставрационные труды в соборе проведены на церковные средства под руководством Юрия Павловича Спегальского. В официальных отчетах особо подчеркивалось, что «В плане трудов на 1946 год Троицкий собор не числился».

Впервые после 1917 года в Троицком соборе встречали 23 июля 1946 года патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Бесчисленные толпы народа с цветами пришли приветствовать Патриарха. Патриарх освятил вновь открытый в годы войны собор.

Директор краеведческого музея в докладной писульке в областной комитет КПСС от 18 апреля 1962 года предлагал вновь превратить храм в музей под названием «Дом научно-технической пропаганды». Предлагалось вернуть в собор маятник Фуко, «покинув иконостас, оставить на месте мощи, оборудовать планетарий, создать выставочный зал». Однако закрыть собор советские власти не решились, собор оставался работающим.

В 1980-е годы вновь освящен придел святого Серафима Саровского, всё убранство придела выполнено по проекту архитектора С. П. Михайлова. Утраченная к этому поре часть изразцов снаружи восполнена петербургскими керамистами Е. Перлом и В. Цивиным.

В настоящее время кроме главного храма в соборе три придела: Казанской образа Божией Матери, благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского. Южный придел в честь Казанской образа Божией Матери освящен после уничтожения в 1960 году Казанской церкви. В этот придел перенесено все имущество Казанской храмы. Трехъярусный иконостас перенесен из церкви в с. Кунесть.

Собор построен в общерусских московских традициях: это многоярусный (72 метра), шестистолпный, пятиглавый святилище, с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). Архитектурное решение достаточно сурово: четкий объем храма, беленые стены, немного декора (в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов — в первом ярусе). Несмотря на перестройки в XVIII столетье (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца XIX века, собор сохранил первоначальное решение.

Колокольня построена на пункте древней башни «на Радчине всходе» Квадратная в плане, многоэтажная, завершена ярусными пролетами звона, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом. Верхние ярусы надстроены в XVIII-XIX вв.

Троицкий собор совместно с колокольней имеет значение центрального, заглавного элемента, высотной доминанты в градостроительной структуре Пскова, он остается действующим кафедральным собором Псковской епархии.

>