1941-й. С небосвода” />
8 августа 1941 года была проведена уникальная операция, равных которой военная наука еще не знала.
Пятнадцать советских бомбовозов впервые с момента вероломного нападения на Советский Союз нанесли ответный удар по самому сердцу гитлеровской Германии.
Психологический удар
Продуманное до мелочей налет на Советский Союз реализовывалось для Гитлера и всего немецкого генералитета как нельзя лучше: германские танки и авиация с первых дней брани продавливали оборону и километр за километром, несмотря на ожесточенное сопротивление, продвигались вглубь СССР.
Казалось, о нанесении психологического удара по столице противника не могло шагать и речи: сил и средств едва хватало, чтобы сдерживать противника по фронтам.
Однако 27 июля 1941 из Ставки Верховного Главнокомандования 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота приходит несложный и в то же время чрезвычайно сложный приказ за подписью Сталина о нанесении бомбового удара по Берлину.
Историки отмечают, что целей такого ответа надвигающейся вглубь СССР Германии было несколько и не все они крылись в сугубо материальной плоскости.
«Причины, которые озвучиваются в качестве очевидных и удобопонятных, – это, конечно, удар по военным и промышленным объектам Берлина.
Но больше, конечно, была психологическая составляющая.
Наверняка ведь Гитлер и в ужасном сне себе представить не мог, что противник, которого давят изо всех сил, сумеет ответить, да еще и столицу атаковать решит», – отмечает военный историк Константин Афанасьев.
Произнесено – сделано!
Составить такой план – дело выучки и знаний, а вот осуществить…
Трудностей, которые нужно было преодолеть, хватало с излишком.
Общая дальность полета до цели – 1765 километров, из которых 1400 нужно было лететь над морем. Высота полета – 7000 метров.
Адские обстоятельства с точки зрения самочувствия летчиков: температура за бортом минус 45 и целых восемь часов в дороге.
Таких вылазок в самое логово противника никто и никогда не выполнял.
Не было ни людей, ни талантливых стратегов, способных спланировать подобное.
Но произнесено – сделано.
Вечером 7 августа один за другим с аэродромов начали взлетать бомбардировщики ДБ-3Ф, снаряженные фугасными «подарками» для Гитлера самолеты выстроились в ромб и взяли курс на Германию.
Поясняя, как сложной с точки зрения навигации была задача, авиационные специалисты отмечают, что малейшая погрешность в расчетах и пилотировании могла стоить экипажу существования.
«Это ведь не по спутниковым данным лететь – и маршрут, и скорость, и много чего еще просчитывалось по несколько раз, ведь любое отклонение от маршрута могло обернуться тем, что самолету запросто могло не хватить топлива.
И что тогда делать? Героически умирать, не выполнив поставленную задачу?» – поясняет авиационный инженер Виктор Логинов.
Пламя в сердце Германии
Над территорией Германии три звена по пять бомбардировщиков, навьюченных ФАБ, впервые попадает в поле зрения германских военных.
Ожидалось, что, увидав бомбардировщики, немцы тотчас начнут вести огонь, но по странному стечению обстоятельств огня с земли советские летчики так и не дождались.
Военные историки объясняют, что группу из 15 бомбовозов, летящих ровным строем, никто не ждал и, более того, саму возможность такого нападения немцы отвергали в принципе.
«Один-единственной попыткой выяснить принадлежность самолетов были запросы по радио, но, понятное дело, летчики молчали», – подчеркивают эксперты. Первым под раздачу угодил портовый город Штеттин и объекты, расположенные вокруг.
Успешно отбомбившись по городу, десять самолетов начинают уходить назад, однако еще пять хватают курс на Берлин.
Размеренный ритм жизни столицы Третьего рейха был нарушен взрывом первой же 250-килограммовой бомбы.
Израсходовав боезапас, радист Василий Коротенко доносит: «Мое место – Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу».
Разрывы бомб и паника среди ночи, сдобренные радиообменом на русском стиле, взрывают ночное небо – германские зенитчики судорожно рассекают его прожекторами, а орудия молотят наугад, стараясь задеть участников ночного нападения, однако никакого вреда аэропланам зенитные орудия в ту ночь не причинили: снаряды разрывались на высоте не более пяти километров.
С рассветом перед жителями Берлина отворилась страшная картина: следы ночного возмездия были видны повсюду, а ошарашенные люди никак не могли понять, кого же все-таки благодарить за такую неслыханную грубость.
Ведомство Геббельса тотчас принялось за работу, и, чтобы успокоить жителей, вину за ночную бомбардировку решили возложить на… британцев.
Это, по мнению историков, в сложившейся ситуации могло сыграть на руку.
Не меньше немцев удивились и сами англичане, заявившие, что в ту ночь над Германией их не было.
Тогда же германские стратеги на всех степенях признали, что в ту ночь операцию возмездия осуществляли те самые «люди третьего сорта», которых вся германская военная машина влеклась раздавить.
Жители Германии после известия о том, что «их достали русские», навсегда перестали жить с ощущением безопасности и каждый вечер, укладываясь почивать, не знали, останется ли их дом стоять наутро.
Брешь в наследственной памяти и теории о собственном превосходстве арийской расы советская авиация пробивала вплоть до сентября 1941 года, свершив 86 боевых вылетов в логово врага, а группа, первой разбомбившая Берлин, почти в полном составе вернулась на свои аэродромы.
Не повезло лишь самолету под командованием лейтенанта Дашковского: пилотам попросту не хватило топлива на обратную дорогу.