Угон самолета СССР в Турцию: отчего два советских студента хотели бежать на Запад
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Угон самолета СССР в Турцию: отчего два советских студента хотели бежать на Запад

Угон самолета СССР в Турцию: отчего два советских студента хотели бежать на Запад

Угон воздушного судна – это всегда ЧП государственного масштаба. Тем не менее в Советском Альянсе долгое время считалось, что подобные инциденты могут происходить только на загнивающем Западе. События 1970-х годов остро изменили это мнение, а угон самолета в Турцию студентами и вовсе шокировал всю страну.

Подготовка преступления

Попытки угонов штатских самолетов из СССР предпринимались и до 1970-х годов, но злоумышленники, как правило, терпели фиаско. Первый успешный угон воздушного корабли за рубеж был осуществлен отцом и сыном Бразинскасами в 1970 году с территории Крыма. При захвате самолета была убита стюардесса. Очевидно, этот случай и подтолкнул двух студентов из Керчи – Виталия Поздеева и Николая Гилева – к принятию решительного решения о давно планировавшейся акции аналогичного характера. Отлично понимая, что после преступления литовцев меры безопасности в аэропортах Крыма будут существенно усилены, молодые люд ускорили подготовительные мероприятия к собственному угону самолета. В то же время студенты поступили намного умнее своих предшественников. Они не собирались связываться с крупным пассажирским лайнером. Молодые люд отлично знали, что между Керчью и Краснодаром регулярно курсируют небольшие гражданские самолеты Let L-200 (чешского производства), рассчитанные лишь на пилота и четверых пассажиров. Билеты на такие перелеты стоили копейки, а научиться управлять подобным самолетом можно было на курсах в ДОСААФ.

Николай Гилев слетал на рекогносцировку в Краснодар. В преступный замысел молодых людей входил угон самолета, перелет через Черное море в Турцию и намерение упрашивать политическое убежище в США. Преступление наметили на 27 октября 1970 года. Чтобы избежать возможных жертв, молодые люд приобрели на нужный им рейс три билета. Два для себя и один для несуществующего пассажира с ребенком. Таким образом, в самолете должны бывальщины оказаться только пилот и двое угонщиков. Однако в самый последний момент в планы злоумышленников вмешалась сама судьбина. В кассе аэропорта заметили, что регистрацию прошли только два человека, и продали билет на свободное место спешившему в Краснодар Юрию Дербеневу.

Отросток

Едва самолет поднялся в воздух с аэродрома «Морава» в Керчи, угонщики приняли решение действовать по обстановке не взирая на наличие третьего пассажира. На голову пилоту был наброшен мешок, а Юрий Дербенев под угрозой ножа оказался крепко связан веревкой. Угонщики принудили пилота отдать им штурвал, направив воздушное судно в сторону Турции. Правда, злоумышленники быстро сообразили, что самостоятельно долететь до Турции у них не выйдет. Под угрозой расправы молодые люди заставили пилота вернуться к управлению самолетом, взяв курс на Синоп. Перелет прошел успешно. Воздушное судно совершило посадку на военной базе США. При этом необходимо отметить, что как впоследствии отмечали следователи, серьезных предлогов для побега у Виталия Позднеева и Николая Гилева не было. Они оба были из приличных семей и обладали многими материальными благами, какие не могли себе позволить другие студенты Советского Союза: дорогой одеждой, магнитофонами, мотоциклами. На преступление их толкнул обыкновенный авантюризм и желание шикарной жизни, которая, как думали студенты, ждала их с распростертыми объятиями, едва они пересекут границу СССР. Самое увлекательное, что молодые люди и до своего воздушного побега пытались бежать из страны, но безуспешно. Николай Гилев неудачно пробовал сделаться участником океанографической экспедиции. В свою очередь Виталий Позднеев, за год до угона самолета пробрался на теплоход «Армения» следующего в Турцию. Вероятно, он и достиг бы вожделенного берега, но оказалось, что у него морская болезнь. Студент был вынужден сойти на берег в Одессе. Была и третья совместная попытка достигнуть Турции на круизном лайнере, но злоумышленников заметил матрос, и они бежали.

Разочарование

Первое, что ощутили угонщики после приземления, было страшное разочарование. Их никто не бежал встречать с красками и не предлагал каких-либо дивидендов за побег из СССР. Разумеется, о беглецах писали турецкие, европейские и американские газеты, но достаточно вяло, поскольку молодые люд не были, ни шпионами, ни деятелями культуры или учеными. Двое студентов из Керчи на Западе не были никому интересны. Вместо казино, дам, дорогих ресторанов и иных атрибутов шикарной жизни Виталия Поздеева и Николая Гилева ожидал лагерь для перемещенных лиц, барак и мизерное пособие. Это было совершенно не то, на что они рассчитывали, решаясь на свою авантюру. С ними, правда, провели беседу представители разведки НАТО. Однако как только выяснилось, что студенты ничего не ведают о военных объектах СССР, расположенных в Крыму, интереса к ним больше не проявляли. Пока горе угонщики ждали визы в США, им передали послания родных с просьбой вернуться домой. Разочарованные холодным приемом на Западе, молодые люди в ответных письмах заявили, что каются в содеянном и готовы вернуться. Спустя девять месяцев после угона самолета Виталий Поздеев и Николай Гилев сквозь советское консульство в Турции были успешно переправлены на родину. Тем не менее, власти не простили беглецов, предав их справедливому суду. За угон воздушного корабли студенты получили 10 и 12 лет колонии. Отбыли они свое наказание «от звонка до звонка». При этом гражданские рейсы легких Чехословацких аэропланов спустя несколько лет после преступления студентов отменили из-за многочисленных попыток их угона.

>