В 1999 году произошел уникальный морской бой
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
В 1999 году произошел уникальный морской бой
В 1999 году произошел уникальный морской бой

В 1999 году произошел уникальный морской бой югославского (российской постройки) и американского военных кораблей. В нынешнем ключе ситуация стала очень актуальной…

К началу военных действий (24 марта 1999 г.) Северо-Атлантический альянс сосредоточил против Югославии объединенную группировку, заключающуюся из военно-воздушного и военно-морского компонентов, включив в них более 370 самолетов от 13 государств и 35 боевых кораблей от 9 государств НАТО. В основу военно-воздушного компонента взошли 14 стратегических бомбардировщиков ВВС США (В-52Н-8, В-2А-6) и 276 боевых самолетов.

6 апреля 1999 г. (“Д-13”) в зону Балканского вооруженного конфликта пришла авианосная ударная группировка 2-го флота ВМС США в составе авм «Теодор Рузвельт» с 8-м авиакрылом на борту (всего 79 боевых самолетов и вертолетов), крейсеров УРО «Лейте Галф» и «Велла Галф», эм УРО «Росс», эм «Петерсон», фр УРО «Хэлибертон», пла «Альбукерк», транспортов снабжения «Арктик», «Детройт» и «Сатурн».

В этап с 1 апреля Российская Федерация приступила к насыщению Адриатического Моря своими боевыми кораблями с целью разведки и тренировки экипажей в условиях, ускоренных боевым. В составе группировки ЧФ РФ из 8 кораблей находилось три СКР проекта 61СК – “Решительный”, “Сдержанный” и “Славный”. По согласованию с турецким правительством российские военные корабли преодолевали проливы по одному, ежедневно с 1 по 8 апреля.Югославский СКР проекта 61СК получил во флоте СРЮ наименование СКР «БЕОГРАД» и 7 апреля 1999 года был на государственных испытаниях, причем экипаж включал в себя военнослужащих СРЮ, четырех российских заводских специалистов и двух представителей МВФ РФ.
В нейтральных водах Черноволосого Моря экипаж неожиданно для российских специалистов застопорил ход и встретил поднявшуюся на поверхность югославскую подводную лодку типа Герой П-822.
С подводной ладьи на корабль поднялись представители Генштаба СРЮ и передали пакет командиру корабля. В пакете командиру от лица Генштаба СРЮ были переданы соболезнования в связи с крахом его семьи (жены, матери, отца и двоих маленьких детей) в результате разрыва КР Томагавк. Командованию предписывалось избегать появления вблизи АУГ 2-го флота США (координаты в полуденной части Адриатическго моря были определены достаточно точно), испытания прервать и передать корабль российскому ВМФ. Однако, сквозь час командир корабля принудительно эвакуировал российских граждан на подводную лодку, и через сутки П-822 без происшествий доставила их к популярным болгарским пляжам «Золотые пески».Тем временем, незаконно нанеся наименование и бортовой номер российского СКР «Славный» (переход какого через проливы намечался на следующий день) и подняв Андреевский флаг, СКР «БЕОГРАД» преодолел проливы и вошел в Адриатическое море в воскресенье 4 часа утра 7 апреля 1999 года. Характерно, что не лишь командованием НАТО, но и командованием российской корабельной группировки СКР «БЕОГРАД» был вначале классифицирован как российский. Вызывало недоумение только радиомолчание, какое вначале списали на неисправность средств связи пожилого корабля.Позднее, когда соблюдающий радиомолчание СКР «БЕОГРАД» взял курс на американский авианосец “Theodore Roosevelt” , командующие российской и натовской группировок вступили по этому предлогу в оживленные переговоры, ведя одновременно консультации с вышестоящими штабами, которые, в свою очередь, связывались с политическим руководством. Командующий российской группировкой предположил, что СКР выполняет негласное задание ФСБ, о котором его не проинформировали.
Командующий американской АУГ направил на перехват следующего опасным курсом эсминец УРО типа Арли Бёрк “Ross”.Эсминец, работая передовым дозором, на расстоянии 200 км от главных сил АУГ сблизился на дистанцию 8 км, и отметил, что СКР «БЕОГРАД» передал на эсминец флажковый сигнал «имею неисправность» и снизил ход. Собственно в этот момент российское командование наконец разобралось в ситуации и проинформировало о принадлежности корабля американскую сторону. Тем временем эсминец возвысил вертолет SH-60 Sea Hawk с досмотровой партией. Заходящий на посадку на вертолетную площадку лже-Славного американский вертолет Sea Hawk получил с дистанции 800 метров две долгие очереди 30мм снарядов одновременно от обоих кормовых артиллерийских автоматов ЗАК-630, разрушился и упал в воду. С борта СКР «БЕОГРАД» по эсминцу был произведен залп 4 ПКР «Уран», 2 из каких были уничтожены в воздухе зенитно-артиллерийскими установками калибра 20 мм «Вулкан-Фаланкс». Вторая и четвертая ПКР попали в район мидель-шпангоута и зона кормовой пусковой установки Mark 41, и вызвали взрыв и пожар на борту эсминца.Этого командованию СКР «БЕОГРАД» показалось немного, и по пораженному эсминцу был открыт огонь 76мм артустановкой и, после сближения на дистанцию 5 километров, обоими РБУ-6000. Кадры рвущегося на 35,5 узлах к американскому кораблю СКР в момент залпа РБУ-6000 бывальщины засняты пилотами двух ЛА, и надолго стали лидерами просмотра в сети Интернет

… В ответ, “Ross” открыл пламя из носовой 127-миллиметровой артустановки и запустил две самонаводящиеся торпеды из бортового противолодочного аппарата — из-за повреждения СУО, экипажу эсминца пришлось наводить аппарат и запускать торпеды вручную. К сожалению, устаревшая система противоторпедной защиты СКР “БЕОГРАД”, переведенная на ручной порядок для обстрела эсминца из РБУ-6000 не позволила своевременно выдать огневое решени на противоторпедный залп. Уже горящий от результатов артобстрела «БЕОГРАД» после разгромы двумя торпедами пошел ко дну.
Тяжело поврежденный, в дыму и огне “Ross” был оставлен экипажем, и затонул от взрыва погребов спустя четыре часа.

В ходе операции НАТО против Ливии оба ливийских корабля проекта 61СК (покинутые к тому поре экипажами) были уничтожены ПКР “Гарпун” в первые минуты конфликта.

>