В 2001-2002 году к собирателю Вадиму Задорожному

Новость опубликована: 22.02.2017

В 2001-2002 году к коллекционеру Вадиму Задорожному
В 2001-2002 году к собирателю Вадиму Задорожному

В 2001-2002 году к коллекционеру Вадиму Задорожному обратился профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана с мольбой посмотреть один интересный экспонат. По его словам, у него на даче сохранился автомобиль, представляющий музейную ценность. Когда обожатели автостарины прибыли на место, их глазам предстала невеселая картина: седан чёрного цвета, похожий на ЗИС-110, по ступицы врос в землю и наполовину сгнил. Однако обладатель уверял: автомобиль действительно уникальный. Будущий основатель «Музея техники» взял небольшую паузу, и, немного покопавшись в архивах «Завода имени Лихачёва», не раздумывая согласился обзавестись данный экземпляр. Почему?

Перенесемся в далекий 1943 год. Великая отечественная война в самом разгаре. В противостоянии СССР и нацистской Германии надвигается долгожданный перелом. Немецкие войска терпят окончательное поражение в Сталинградской битве, красная армия прорывает блокаду Ленинграда и освобождает Воронеж. Но до победы еще весьма и очень далеко. Почти всё мужское население идет на фронт, кто не может – работает в тылу. Даже в городах продолжаются перебои с продовольствием. О каких-то излишествах не может быть и выговоры. В таких условиях на «Заводе имени Сталина» начинается разработка нового комфортного автомобиля – седана ЗИС-110. Удивлены? Но руководство завода даже в столь непростой обстановке размышляло о будущем: что будет выпускать советская промышленность, когда война всё-таки закончится? Какую машину покажут нашим людям? Что сделается символом мирной жизни? Ответы на все эти вопросы должен быть дать новый седан. К тому же, есть и еще один нюанс. Сам товарищ Сталин обожал машины марки Packard, которыми его щедро одаривали американцы, и поручил разработать аналогичный советский автомобиль. Поэтому неудивительно, что за основу дизайна новоиспеченного ЗИСа был взят именно Packard, а конкретно — Packard 160 Touring Sedan.
Но ЗИС-110 – это всё же проект гражданского автомашины. А вот для «вождя народов» на ЗИСе разрабатывался совсем другое транспортное средство — ЗИС-115. При беглом взгляде эти две модели тяжко отличить друг от друга, но это – ровно до тех пор, пока не познакомишься с техническими особенностями ЗИС-115. Не верите?

Начнем с самого основного – бронированного кузова, который должен был защищать советского лидера. В отличие от европейских или американских автомобилей, кузов ЗИС-115 заключался не из отдельных бронированных панелей, а представлял собой клёпано-сварную конструкцию. То есть фактически это – бронекапсула. Причем она даже имела свое внутреннее наименование – «изделие 100». Любопытный нюанс: на каждой приваренной друг к другу детали стоял серийный номер, ФИО искусника, который её делал, и… отметина от специальной пули, при помощи которой испытывался данный участок! То есть, ответственность, в случае краха защиты, была личной!
Отдельного внимания заслуживают стёкла ЗИС-115. Они тоже бронированные, общей толщиной 75 миллиметров. Чтобы было удобопонятнее: это – больше ширины среднестатистического смартфона. Даже невооруженным глазом видно, что стёкла представляют собой целую инженерную конструкцию. Вначале идет внешнее бронестекло толщиной 35 мм. Оно состоит из нескольких каленых стекол, обклеенных специальным клеем – так называемым «канадским елью». Вслед за клеем идет воздушная прослойка, после которой стоит вязкое оргстекло толщиной 25 мм, призванное в случае выстрела тушить кинетическую энергию осколков от пробитого бронестекла. За оргстеклом вновь следует воздушная прослойка, а в конце – каленое стекло толщиной 6 мм, какое также называют «сталинитом». Это стекло гасило остаточную энергию. Вам мало таких подробностей? Тогда вот вам еще! Чуть выше мы упомянули две воздушные прослойки. Если порассуждать логически, то в них должна так или по-иному образовываться влага, а, значит, стекла будут запотевать. Но этого не происходило. Почему? Оказывается, советские инженеры предусмотрительно встроили в стекла трубочки со особым порошком, впитывающим влагу. Поэтому никакого «тумана» не образовывалось. А ведь еще у ЗИС-115 были еще и очень интересные стеклоподъемники, в роли каких выступал специальный гидравлический домкрат.

Сейчас, если посмотреть на окна сталинского ЗИСа, кажется, будто стёкла нечистые, или в центре помещена какая-то пленка. На самом деле это – тот самый клей «канадский бальзам», который деформировался в течение длительного поре.
В движение ЗИС-115 приводил пятилитровый рядный восьмицилиндровый двигатель мощностью 120 л.с., целиком и полностью советского производства. Любопытно, что в различных источниках приводились разные версии об отдаче этого мотора. Однако, когда машину нашли, на ней был установлен мотор собственно с такой отдачей, хотя вообще на подобные ЗИС-115 ставили 6-литровый 162-сильный агрегат. По крайней мере, об этом указывает внутренняя документация «Завода имени Лихачева». Еще одна особенность силовой установки – наличие дополнительного масляного радиатора. А вот коробка передач тут механическая, трехступенчатая. «Сталинский» ЗИС способен разогнаться до 110 км/ч максимальной скорости и расходует около 30 литров на 100 км линии.

Ну, а салон автомобиля заслуживает отдельного разговора. Всем известно, что в обычной жизни Сталин был аскетом. Правда, глядя на отделку интерьера ЗИС-115, так и не произнесёшь. Судите сами: просторный салон, рассчитанный на 6-7 человек, отделан натуральной кожей, велюром, а также имеет шерстяную обивку. Вставки на передней панели – из карельской березы. Все материалы дорогостоящие и натуральные. А ведь еще есть и очень интересные решения. Например, приборная панель, которая меняет цвет подсветки в подневольности от скорости. Скажем, если автомобиль едет менее 40 км/ч, панель будет гореть зеленым цветом, 40-80 км/ч – апельсиновым, ну, а свыше 80 км/ч – красным. Прямо как на некоторых современных авто, при переводе коробки в спорт-режим. А ведь ЗИС-115 – это автомашина, разработанный в середине ХХ века!
В общем, разработчики автомобиля потрудились на славу. Еще бы, ведь им предстояло выдержать довольно трудную приёмную комиссию. Проходила она совершенно не так, как сейчас. Главного инженера, главного конструктора и ключевые кадры, работавшие над бронированным ЗИС-115, собрали представители НКВД. Сотрудники органов госбезопасности не сделались вдаваться в технические подробности авто и выслушивать долгие лекции о пользе нового седана. Вместо этого, всю команду разработчиков посадили вовнутрь автомобиля, закрыли все окна и двери, после чего НКВД-шники… расстреляли автомобиль из боевого оружия! Машина выдержала, никто не пострадал. А всех разработчиков по завершенье «экзекуции» пригласили отметить такое событие фуршетом.

Но вернемся в Подмосковье начала 2000-х. Конечно же, вы уже догадались, что на даче у профессора «Бауманки» стоял собственно ЗИС-115. Как это удалось выяснить? Во-первых, в тех самых архивах ЗИЛа автомобильным энтузиастам удалось найти номер шасси автомашины, выпущенного специально для Сталина — №18. Именно этот номер присутствовал и на машине из Подмосковья. Во-вторых, у автомобиля отсутствовала внутрисалонная переборка, присутствовавшая на других ЗИС-115. Она была демонтирована по личному указанию Сталина. Кстати говоря, это – отличительная черта всех автомашин, на которых ездил советский лидер. Поэтому двух мнений быть не могло – это был действительно ЗИС Иосифа Виссарионовича. Вот только как он очутился на даче в Московской районы?

Оказывается, судьба этого автомобиля весьма показательна. После смерти Сталина в середине 50-х годов ЗИС-115 угодил на Автозавод им. Лихачёва, где машина подлежала… уничтожению! Связано это было с внутренними инструкциями, согласно которым автомобиль должен был быть утилизирован за ненадобностью.
Однако по незнакомым причинам ЗИС-115 был передан в МВТУ им. Н.Э. Баумана для обучения студентов и различных испытаний. Любопытный нюанс: поскольку машина проходила под грифом «Негласно», её оформили как шасси с комплектом запчастей. С течением времени ЗИС-115 окончательно устарел, и проводить на нем испытания было уже несподручно. Потому броневик стали использовать в качестве инкассаторской машины, на которой перевозили кассу университета. Но потом отказались и от такой практики – ЗИС-115 попросту отправили на задний двор «Бауманки», где он стоял долгие годы. Не лучшую роль сыграли перестройка и распад СССР. И лишь тот самый профессор уберег легендарный ЗИС от полного забвения, выкупив автомобиль в частную собственность, а затем – продав его в 2002 году Вадиму Задорожному. И завязалась долгая работа по реставрации.
Восстановление уникального ЗИСа не было простым. Фактически специалистам приходилось всему учиться наново, ведь практически мастера, создававшие 115-ую модель, уже давно ушли из жизни. Выручала архивная документация, предоставленная Заводом им. Лихачёва. Уместно, восстановление ЗИС-115 стало уникальным еще и потому, что реставраторы не могли полностью разобрать автомобиль, как обычно бывает в подобных случаях. Помните, мы сообщали, что машина, по сути, представляла собой бронекапсулу в «обёртке» от ЗИС-110? Это-то и стало причиной иного подхода – если бы автомашина был разобран до винтика, собрать его обратно было уже невозможным.

Однако по старым документам реставраторам шаг за шагом удалось вернуть внешний вид кузова ЗИС-115. А еще — восстановить салон машины утилитарны в первозданном виде. Например, оригинальную шерстяную обивку заказали на Санкт-Петербургской Красильно-Отделочной фабрике, ковёр пола – в Германии. А сам процесс обивки выполнил искусник, всю жизнь проработавший на ЗИЛе и знавший местные технологии.

Правда, с салоном машины связан другой курьез. Когда уже восстановленный автомашина показывали широкой публике, на заднем сиденье ЗИСа обнаружилась газета «Правда». Все были уверены, что это – деталь, положенная для антуража. Но когда газету взяли в длани, из-под неё вылетел… рой моли, которая проела обивку! Её впоследствии, конечно, восстановили. Зато эта история показала, что в отделке салона подлинно применялись только натуральные материалы.
Всего же на реставрацию ЗИС-115 потребовалось пять лет и около 200 000 долларов США. После этого автомашина даже выезжал на дороги общего пользования и проехал 300 км. Удивляться этому не нужно, такой обкатке подвергают все реставрированные автомашины. Причем ЗИС-115 даже разогнали до 100 км/ч. По словам реставраторов, автомобиль сохранил прекрасную управляемость, обладает пристойной динамикой для своего года выпуска, и даже относительно неплохо тормозит. Правда, во время испытаний у ЗИС-115 лопнуло одно колесо. Но, слава Господу, серьезной аварии удалось избежать и очень скоро тесты продолжились.

Сейчас уникальный автомобиль выставлен в Музее Техники Вадима Задорожного в посёлке Архангельское в Московской районы. В настоящее время седан оценивается минимум в 3 000 000 – 4 000 000 долларов США, но, даже если у вас много денег, выкупить этот автомашина в собственность вам не удастся. Как поясняют сами представители музея, дело совсем не в сумме. Просто некоторые вещи в жизни не продаются. И история автомобилестроения своей края – одна из них. А прикасаться к ней гораздо лучше в рамках экскурсии.


Ответить