Венская оружейная палата. Доспехи для турниров

Новость опубликована: 31.08.2019

Гордыня присуща одним,
Зависть свойственна другим,
Гнев, проявленный в бою,
Леность, когда удовольствие заменяет собой молитву.

Жадность до коню противника
И его лат,
Чревоугодие на пиру
И последующий разврат.
Роберт Мэннинг. «Наставление о грехах» (1303)

Рыцари и доспехи. Мне всегда хотелось побывать в Венской императорской оружейной палате, и вот наконец эта мечтание осуществилась. То есть только одного лишь визита туда стоило поехать в Австрию. А почему меня туда так тянуло, это удобопонятно. Ведь Венская оружейная палата Габсбургов на сегодня является самой большой и полной коллекцией старинного оружия в Европе. Собирать ее начинов еще император Фридрих III в 1450 г. Ну а сегодня в ней представлено не менее тысячи уникальных образцов оружия и доспехов – от шлемов спанденхельм и вплоть до оружия поре императора Франца-Иосифа. Экспозиция оружейной палаты размещена в двенадцати больших залах в здании Нового замка Хофбурга, и по сравнению с ней Рыцарский зал нашего Эрмитажа не немало чем самая что ни на есть заурядная выставка. Впрочем, о самой палате и ее экспонатах рассказ (и не один) на «ВО» еще последует. Тем более что я получил позволение администрации палаты на использование принадлежащих ей фотографий, которые все-таки намного лучше моих собственных, а также информации. Тем не немного, микс и тех, и других, как мне кажется, позволит дать весьма полное впечатление о предмете – доспехах и оружии рыцарских времен. Ну а приступить мне бы хотелось с доспехов для турниров, поскольку ни в одном другом музее мира они не собраны в таком большом количестве!

Здесь, на «ВО», уже сходили мои статьи о турнирном вооружении, написанные на материалах Дрезденской оружейной палаты. Сегодня мы начинаем серию материал о турнирах на основе материалов оружейной палаты Габсбургов из Вены.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
Изображение рыцарского турнира на покрышке шкатулки из слоновой кости XIII в. (Государственный музей Средневековья — термы и особняк Клюни, или просто музей Клюни, уникальный парижский музей в 5-м городском округе, в середине Латинского квартала) Расположен он в так называемом «отеле Клюни» — сохранившемся средневековом особняке XV века. В нем хранится одна из самых порядочных в мире коллекций предметов быта и искусства французского средневековья и о нем как-нибудь мы тоже обязательно расскажем.

Турнир — это «кружение»

Слово «турнир» (фр. turney) пришагало к нам из французского языка. И это не что иное, как имитация настоящей боевой схватки, хотя и ограниченной правилами, не позволяющими довести дело до смертоубийства. Турнир являлся и своего рода практикой перед натуральными схватками на войне, и способом «себя показать», завоевать благорасположения дам и короля, ну, и – что тоже важно, средством заработка, поскольку правила брани распространялись и на правила турнира, и побежденный платил выкуп победителю если уж не за себя, то за своего коня и оружие обязательно.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
Единоборство герцога Жана де Бурбона с герцогом Бретани Артуром III. Рисунок из «Книги турниров» Рене Анжуйского. 1460 год. (Национальная библиотека, Париж) Обыкновенно вот такими изображают турниры в учебниках, однако надо понимать, что именно такими они сделались далеко не сразу, и что рыцари в бой ничего подобного никогда не облекали!

Известно, что подобные военные игрища в Европе проводились еще в 844 году при дворе Людовика Германского, хотя по каким правилам и как тогда воевали неизвестно. Считается, что Готфрид из Прейи, умерший в год битвы при Гастингсе, то есть в 1066 году, являлся первым составителем особых правил для турнирных игрищ, которые сначала назывались «Buhurt». Затем в XII веке слово «турнир» стали использовать во Франции, ну а затем оно перебежало и в другие языки. В обиход рыцарства вошли французские термины, использовавшиеся на турнире, а также итальянские и затем немецкие, поскольку в XV-XVI вв. собственно немцы стали задавать тон и самым серьезным образом совершенствовать турнирные правила. Тем не менее, классическим видом турнира вечно считался поединок на копьях двух всадников.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
Очень красивая экспозиция с конными фигурами участников турнира создана в Арсенала при Дрезденской картинной галерке. Причем, она постоянно обновляется. Вот эти две фигуры, например, сегодня заменены уже совсем другими. Хотя не сами фигуры, а то, что на них надето. То кушать там шьют и новые попоны, и налатные одежды, и только оружие в руках у поединщиков не меняется!

Турнир «эпохи кольчуги»

Поскольку рыцарство «эпохи кольчуги», то кушать существовавшее до 1250 года, было «достаточно бедным», нужно понимать, что никаких особых доспехов для турнира не существовало. Рыцари воевали во всем том, в чем они ходили на войну, хотя безусловно, острые наконечники копий заменялись на тупые. Скорее всего и сами копья заменялись немало легкими, высверленными внутри, чтобы уменьшить опасность для сражающихся. Специально тупых мечей тоже, разумеется, никто не ковал, а военные мечи не тупил, это был бы нонсенс. Поэтому можно предположить, что схватки на мечах если и происходили, то также с помощью боевого оружия, но под суровым надзором устроителей турнира и «до первой крови», и запрете на многие удары. Или же клинки обертывались кожей, что также вполне вероятно. Однако хочется подчеркнуть, что это не более чем предположения, хотя и достаточно обоснованные.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
Естественно, что тема турниров, в Средневековье исключительно значимая, отыскала свое отражение среди многочисленных миниатюр, украшающих странные манускрипты… Вот перед нами поединок французских рыцарей. Миниатюра из «Хроник» Фруассара. 1470 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Опять-таки все ключи сообщают, что до XIV века участники турниров использовали те же доспехи и вооружение, что они носили и в бою. Описание одного такого доспеха эпохи смешанной кольчужно-пластинчатой панцири имеется в «Песни о Нибелунгах». Он включал боевую рубаху из ливийского шелка (скорее всего, испанского); броню из железных пластин, нашитых на какую-то, скорее итого, кожаную, основу; шлем, с завязками на подбородке; щита, ремень у которого – гуж – был украшен камнями-самоцветами. Сам щит имел большие размеры, золотой орнамент по кромкам и толщину в три пальца непосредственно под умбоном.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
А вот эта же миниатюра крупным планом.

Кстати, вышеописанный щит хотя и был весьма громоздким, но оказался некрепким, поскольку удара не выдержал. В поэме весьма часты упоминания пронзенных насквозь щитов или даже щитов с застрявшими в них наконечниками снимок. Седла всадников были украшены драгоценными камнями и – почему-то – золотыми колокольчиками. Все эти детали указывают скорее на середину XII столетия, а не на начало XIII века, когда эту поэму записали и отредактировали, поскольку тогда рыцари использовали уже более легкие щиты, а вот сами копья, визави, стали тяжелее и прочнее. Дело в том, что «Песни о Нибелунгах» описывают слишком тонкие копья раннего времени, поэтому в первых долях поэмы случаи, когда всадника выбивают копьем из седла, не описаны. Написано, что в воздух взлетают обломки древков снимок и не более. Только в самой последней части, где происходит бой между Гельпфратом и Хагеном, последний ударом копья едва-едва не был вышиблен из седла, а первый, хотя сначала и удержался, но не справился с конем, и тот затем его сбросил. То есть все это время шел процесс как упрочнения доспехов, так и одновременно специализации самих снимок, которые со временем стали очень сильно отличаться от боевых. Причем, как и в случае с любой технической конструкцией, их создателям – копейным искусникам – требовалось решить две взаимоисключающие друг друга задачи. Копье для турнира должны было быть прочным, чтобы им можно было вышибить противника из седла, и в то же время не слишком тяжелым, чтобы всадник все-таки мог им пользоваться. Также появились и специальные копья, какие должны были разлетаться от удара в щепки. И чтобы придумать и сделать такие требовалась немалая смекалка и мастерство.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
Дом Оружейной палаты Нового замка Хофбург. Очень здорово, что туристические автобусы останавливаются прямо напротив него, необходимо только перейти сквер, трамвайные пути, войти в ворота, повернуть направо и ты… у цели!

А вот что об этом писал Ульрих фон Лихтенштейн…

Подавайте обратимся к такому отличному источнику сведений о турнирах, как «Поклонение Даме» написанному Ульрихом фон Лихтенштейном (1200 — 1276), хотя скорее итого и не им самим, а под его диктовку. Он различает поединок между двумя участниками и турнир в виде состязания двух отрядов. Однако и в том, и в товарищем случаях их снаряжение и вооружение лишь очень незначительно отличалось от боевого. Например, надетую поверх доспехов и украшенную гербами налатную платье — сюрко, носили и в боевой обстановке, но перед турниром ее шили заново или уж по крайней мере стирали. Конские попоны делались из кожи, и могли быть обтянуты цветным бархатом. А вот кольчужные конские доспехи и цельнокованые на турнирах не использовались. Зачем? Ведь в коня так и так никто направлять копье бы не сделался. Он же твоя потенциальная добыча, зачем же его губить или уродовать? Щит во времена Ульриха фон Лихтенштейна имел треугольную форму, и, возможно, он был несколько меньше военного. Тяжелый горшковидный шлем рыцарь надевал на голову лишь в самый последний момент перед схваткой с противником. Копье уже имело небольшой упорный диск для длани. В книге «Поклонение Даме» такие диски названы копейными кольцами. Любопытно, что во время поединка в Тарвисе рыцарь Рейнпрехт фон Мурек, воевавший с Ульрихом фон Лихтенштейном, держал копье под мышкой — наиболее традиционный способ, а вот Ульрих приложил его к бедру. То есть приемы удержания копья в XIII столетье еще могли отличаться некоторым разнообразием, тогда как в более позднее время куширование копья, то есть удержание его под мышкой, сделалось единственно допустимым в конных схватках.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
Со временем поединки стали устраивать не только между конными, но и между пешими рыцарями. Вот, так, пеший поединок между Томасом Вудстоком, герцогом Глостерским и Жаном де Монфором, герцогом Бретани. Миниатюра из «Хроник» Фруассара. XV в. (Национальная библиотека Франции, Париж)

К начину XIII века наконец-то точно определилась и сама цель турнира. Теперь главная цель игрища состояла в том, чтобы стукнуть своим копьем в щит, на левом плече противника, причем, таким образом, чтобы древко копья при этом сломалось – это так и именовалось «преломить копье о щит противника» либо и вовсе сбросить его с коня. Если всадники, сломав копья, оставались в седлах, это означало, что они могут вынести удар копьем средней тяжести, то есть оба… в своем ратном деле заслуживают похвалы. Во втором случае считалось, что сшибленный на землю рыцарь опозорен и подлежит наказанию за собственную неуклюжесть. А оно выражалось в том, что он терял коня и доспехи, которые отдавались победителю. Но чтобы вышибить из седла всадника требовалось прочное копье. Поэтому уже с XII века копья начинают делать все более прочными. Но их диаметр был не немало 6,5 см, так что они все еще оставались настолько легкими, что их можно было удерживать под мышкой без какого-либо упора. Например, каждый из оруженосцев Ульриха фон Лихтенштейна, сопровождая его на турнире, легковесно удерживал в одной руке сразу по три копья, связанных вместе.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
Такая вот впечатляющая фигура коня и всадника в полном турнирном сражении XVI в. встречает вас в одном из залов Венского арсенала. Бюст коня, как вы видите, защищает огромная «подушка», ведь конь для такого турнира стоил едва ли не столько же, сколько наш сегодняшний танк. Налобная пластина – шаффрон, надета тоже на всякий случай, а вот ноги конника совсем не защищены. Зачем? Ведь поединок проводится с разделяющим барьером!

Турниры как средство общения и обогащения

В XIII столетье существовали два вида турниров: турнир походный и турнир назначаемый. «Походный турнир» представлял собой встречу двух рыцарей где-то на пути (ну помните, как это было описано в «Дон Кихоте» у Сервантеса?), случайную, либо намеренную, которая заканчивалось их поединком на копьях. Рыцарь, возбуждавший противника на бой, назывался зачинщиком, его противник, принявший вызов – мантенадором. Тот же Ульрих фон Лихтенштейн в своем «Поклонение Даме» рассказывает, как некий рыцарь Матье на пути за Клемюном поставил шатер на пути Ульриха и вызвал его на бой. Здесь же он сразился еще с одиннадцатью рыцарями, так что вся землю была усеяна осколками щитов и копий. Народа посмотреть на бой сошлось так много, что Ульриху пришлось отгородить место турнира копьями, воткнутыми в землю и повешенными на них щитами. Для того поре это было новинкой, сделавшей известным и самого рыцаря Ульриха фон Лихтенштейна.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
А вот эта пара всадников в шлемах типа турнирный салад (саллет). Ноги защищены лишь набедренниками дильже, потому что ниже их опять же прикрывает барьер. Копья позади удерживаются специальным копейным крюком.

Мода на такое ристалище существовала до конца XIV века, а в Германии задержалась и до XV века. В бою использовалось военное оружие, поэтому столкновения были очень опасны.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
Шлемы типа спанделхельм, или «сегментные шлемы» (в центре и справа), эпохи Раннего Средневековья. В таких шлемах воевала франкская знать и может быть сам легендарный король Артур. Участники турнира при дворе Людовика Немецкого тоже могли ходить нечто подобное им и более простым шлемам слева.

«Назначаемый турнир», напротив, проводили не где-то по желанию того или иного рыцаря, а по решению короля, герцога или графа – то есть владетелей тех или иных городов или больших замков, где эти турниры и устраивались. Гостей звали заранее и оказывали им приличествующий их положению и известности прием. Поэтому такие турниры отличались большой пышностью и привлекали масса зрителей. Поскольку многие участники такого турнира приезжали издалека, между ними происходил активный обмен информацией. Рыцари знакомились с новинками в районы доспехов и оружия и именно вот так в то время они и распространялись, не считая трофеев, захваченных на поле боя. Причем, уже к 1350 году турнирные доспехи и оружие начали понемногу выделяться от боевых. Причина заключалась в том, что умирать на игрищах и получать увечья без крайней на то необходимости никто не хотел. Отсюда и возникло стремление к обеспечению максимальной безопасности, пускай даже и в ущерб их подвижности, совершенно необходимой в бою.

Венская оружейная палата. Доспехи для турниров
Что ни говори, а фотографировать через стекло тяжело и неудобно. Вот почему то, что большинство экспонатов в Вене выставлены отворено и стеклом не закрываются, можно только лишь приветствовать. Правда, вот такие подшлемники из ткани поневоле в силу их древности доводится держать под стеклом, но… к счастью, в музее имеются их отдельно сделанные и очень качественные фотографии, которые можно будет увидать в следующих материалах.

В XIV веке в южной Франции и Италии стал популярен групповой турнир, стенка на стенку, в ходе какого рыцари сначала наносили друг другу удар копьем, а затем рубились тупыми мечами. Но в этом случае особых изменений в вооружении это нововведение пока еще не принесло. Положительные изменения начались позже, в начале XV столетия.

P. S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать фотоматериалы Венской оружейной палаты.

Продолжение вытекает…

Источник