Вера Мухина: отчего автора «Рабочего и колхозницы» обвинили в саботаже

Новость опубликована: 21.01.2020

Вера Мухина: отчего автора «Рабочего и колхозницы» обвинили в саботаже

Вера Мухина: отчего автора «Рабочего и колхозницы» обвинили в саботаже

В первоначальном варианте рабочего и колхозницу, впоследствии ставших фирменным знаком «Мосфильма», Вера Мухина представила пусть и тщательно задрапированными, но все-таки обнаженными. Впоследствии, по рекомендации правительства скульптору пришлось одеть фигуры. Именно в складках сарафана колхозницы доносчик и увидал нечто такое, о чем не смог промолчать.

Работа над скульптурой

Для Всемирной выставки в Париже архитектор Борис Иофан спроектировал павильон, напоминавший узкий океанский лайнер. Динамику павильона и должна была подчеркнуть скульптурная группа. Конкурс на наилучший проект этого памятника  выиграла Вера Мухина. Однако поначалу даже сама Мухина не обрадовалась своей победе. Если веровать автору издания «Пешком по Москве» Михаилу Жебраку, как только проект был одобрен, Веру Игнатьевну огорошили: мол, ровно сквозь 10 дней 3-метровая модель должна быть готова. Понимая, что проделать такую грандиозную работу за столь куцый срок попросту невозможно, художница расплакалась. Поэтому решили, что для начала будет достаточно и метрового экземпляра.

Но это было лишь начало. После изготовления модели предстояло соорудить композицию в натуральную, 24-метровую, величину. Несмотря на то, что до выставки оставалось вяще года, работы было так много, что все 200 человек, задействованных в данном процессе, в том числе и сама Вера Мухина, сидели в буквальном смысле круглосуточно. Как утверждает Федор Раззаков на страницах своей книги «Свет погасших звезд. Люди, какие всегда с нами», Мухина отважно лазала по фигурам, проверяя каждую деталь, а то и сама принималась за сварку. «Рабочий и колхозница» бывальщины готовы только к марту 1937 года. Однако за свое творчество Мухина рисковала получить не благодарность, а срок.

Молотов, Ворошилов и Сталин на заводе

Дело в том, что на ваятеля в адрес соответствующих органов поступил донос. Как утверждает Никита Воронов, автор издания «Вера Мухина», доносчик заявил, что Мухина занимается открытым саботажем, намеренно срывая работу над монументом. Но самое главное, автор письма намекнул на то, что в складках сарафана колхозницы якобы проглядывает лик Троцкого. Как известно, за так называемый троцкизм тогда были осуждены многие рядовые граждане и видные деятели. Поэтому для того поре обвинения были довольно серьезными. По крайней мере, если бы на донос не обратили никакого внимания, вряд ли на завод ЦНИИМАШ, где сооружали монумент, приехал бы сам Сталин.

Перед вождем на завод пожаловали Молотов и Ворошилов. Об этом визите упоминает в своей книге «Они опоясывали Сталина» и Рой Медведев. Ворошилов велел Мухиной убрать мешки под глазами у колхозницы, а Молотов внимательно осмотрел складки сарафана. Ничего так и не углядев, Молотов произнёс, что ему не нравится шарф, развевавшийся на шее у колхозницы. «Она же не балерина!» — возмутился Председатель Совета Народных Комиссаров. Но Вера Игнатьевна удостоверила высокого гостя в том, что шарф нужен для равновесия. Ответ Мухиной Молотова удовлетворил. А ночью на предприятие приехал и Сталин. Он безмолвно постоял возле скульптуры в течение 20 минут и удалился, так и не произнеся ни единого слова.

Дальнейшая судьба «Рабочего и колхозницы»

Вера Мухина усердствовала не зря. Через несколько дней скульптуру разрезали на 65 частей, упаковали в ящики и, погрузив их в 28 железнодорожных вагонов, послали во Францию. На выставке в Париже «Рабочий и колхозница» произвели настоящий фурор. Во французском издании «Юманите» появилась фотография советского монумента с торжественной надписью о том, что сейчас Эйфелева башня наконец обрела свое завершение. И в самом деле, французы хотели оставить творение Мухиной себе. Если веровать автору издания «Четыре подруги эпохи. Мемуары на фоне столетия» Игорю Оболенскому, парижане даже собирали для этого подписи. Однако СССР предпочел вернуть скульптуру на отечество.

«Рабочего и колхозницу» снова разобрали и отправили в Москву. В столице скульптуру восстановили из более толстых стальных листов и ввели на слишком низкий для должного впечатления постамент. Как пишет А. Л. Мясников в своем издании «100 великих достопримечательностей Москвы», в Париже композиция как будто реяла в воздухе, находясь, как и положено, на высоте больше 34 метров. Однако в Советском Союзе «Рабочего и колхозницу» водрузили на то, что сама Вера Игнатьевна Мухина именовала «пеньком». По словам Мясникова, до конца жизни художница боролась не только за достойный постамент, но и за то, чтобы ее произведение не воспринимали необыкновенно как средство наглядной агитации.


Вера Мухина: отчего автора «Рабочего и колхозницы» обвинили в саботаже