ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

Новость опубликована: 29.11.2018


ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.


ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.


ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.


ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.


ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.


ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.


ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.


ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.


ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.


ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

Византийская мозаика – это прежде итого мозаика из смальты. 


Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и несложное в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов ( золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных красок смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. 

И все же основным мозаичным элементом сделались кубики – именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам. Наиболее древние сохранившиеся образчики византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества – македонское ренессанс, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс).

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала убранству с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первоначальный план.

Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории сделались центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новоиспеченных цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом ровного набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось целое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом поле создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, объектов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд – со стороны фона. Ровная черта таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, гладкие контуры границ объектов и фона – это классика мозаики, классика Византии.