ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

Византийская мозаика – это прежде итого мозаика из смальты. 


Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и несложное в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов ( золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных красок смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. 

И все же основным мозаичным элементом сделались кубики – именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам. Наиболее древние сохранившиеся образчики византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества – македонское ренессанс, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс).

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала убранству с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первоначальный план.

Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории сделались центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новоиспеченных цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом ровного набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось целое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом поле создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, объектов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд – со стороны фона. Ровная черта таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, гладкие контуры границ объектов и фона – это классика мозаики, классика Византии.

>