Владимир Ленин. «Я имею сведения о нём, как о человеке добрейшей, поистине христианской дави»

Новость опубликована: 10.01.2019

Владимир Ленин. «Я имею сведения о нём, как о человеке добрейшей, поистине христианской дави»

Владимир Ленин. «Я имею сведения о нём, как о человеке добрейшей, поистине христианской дави»

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) – одна из величайших фигур в истории России и мирового революционного движения. Его значимость для итого хода мировой, а, в особенности, российской истории не оспаривает никто, однако философско-политические взгляды Ленина и его деятельность до сих пор вызывают самые разноречивые, крайние оценки. В общественном сознании соседствуют два мифологических образа: советский, представляющий практически идеального человека и государственного деятеля, и постперестроечный, нарисованный почти необыкновенно чёрной краской. Оба они достаточно далеки от действительности.

Георгий Вернадский (историк): «Деятельность Ленина может рассматриваться с различных точек зрения, вероятны различные оценки её результатов. Но нельзя отрицать тот факт, что его личность оказала колоссальное влияние на ход политического развития России и, опосредованно, всемирный истории».

Франческо Мизиано (итальянский политик): «Никого так не хвалят и не ругают, как Ленина, ни о ком не говорят так много хорошего и так много нехорошего, как о Ленине. В отношении Ленина не знают середины, он – либо воплощение всех добродетелей, либо – всех пороков. В определении одних – он безотносительно добр, а в определении других – до крайности жесток».

Основой взглядов Ленина был марксизм. При этом он не считал все марксистские положения догмой, и относился к этому учению созидательны, внося изменения применительно к российским условиям. Особенно это проявлялось в период между Февральской и Октябрьской революциями и во время вступления НЭПа, когда многие соратники даже обвиняли его в отходе от марксизма.

Ленин провозглашал классовый характер любого страны. Для перехода к справедливому общественно-политическому строю на переходном этапе он считал необходимым установление диктатуры пролетариата, полагая, что альтернативой ей может быть лишь диктатура помещиков и капиталистов. Партию большевиков он рассматривал как передовой отряд рабочего класса. Мораль Ленин также находил понятием классовым, и противопоставлял буржуазной морали – революционную. «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами надувательства и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать заинтересованности тех или иных классов», – считал он.

Февральская буржуазная революция 1917 года стала для Ленина неожиданностью. Однако он скоро оценил ситуацию и решил воспользоваться шансом для подготовки и осуществления революции социалистической. Вернувшись в Россию в апреле 1917 года, он выдвинул лозунг: «Никакой поддержки Преходящему правительству, вся власть Советам!». Популярность Временного правительства, раздираемого межпартийными противоречиями, продолжавшего Первую мировую брань и откладывавшего решение важнейших вопросов государственного устройства неуклонно падала, в то время, как Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов исподволь набирали силу. Воспользовавшись этой ситуацией двоевластия, большевики во главе с Лениным взяли курс на вооружённое восстание, какое и осуществили практически без сопротивления 25 октября 1917 года. Ленин стал во главе Советского государства.

Для привлечения на сторонку большевиков крестьянства, Ленин ещё в «Апрельских тезисах» взял на вооружение некоторые пункты программы эсеров. Это вызвало неприятие порядочной части однопартийцев – некоторые даже считали, что он тем самым приносит пролетариат в жертву крестьянству. Когда большевики взяли воля в октябре 1917 года, одним из первых декретов стал «Декрет о земле», согласно которому отменялась частная собственность на землю, а крестьяне безвозмездно наделялись аграрными участками. Это в первое время после революции способствовало широкой поддержке большевиков со стороны крестьянских масс, составлявших вящую часть населения России.

Последовавшая в годы Гражданской войны политика военного коммунизма, одной из составляющих которых была продразвёрстка, продиктованная нуждой не допустить голода в городах, вызывала массовое недовольство и крестьянские выступления. В 1921 году было объявлено о переходе к Новоиспеченной экономической политике (НЭПу), допускающей некоторые рыночные элементы и заменяющей продразвёрстку гораздо более щадящим продналогом. Несмотря на то, что Ленин рассматривал НЭП как преходящее тактическое отступление, это решение вызвало оппозицию значительной части партии.

Первую Мировую войну Ленин объявил империалистической и незаслуженной для всех её участников. В связи с этим он выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую. По его мысли солдаты должны бывальщины повернуть оружие против собственных буржуазных правительств, устроить в своих странах революции, а затем заключить справедливый мир без аннексий и контрибуций. Пропаганда подобных взоров, в конечном счёте, способствовала разложению армии.

Первым декретом Советской власти был «Декрет о мире». Но, как признавал Ленин, «брань нельзя кончить по желанию, воткнув штык в землю». Для его реального осуществления требовался мирный договор с Германией, который и был подмахнут в Бресте 3 марта 1918 года. Чтобы пробить это решение Ленину пришлось пойти на серьёзный конфликт с рядом соратников. Препирательства по поводу Брестского мира не утихают до сих пор: оценки разнятся от акта предательства до гениального политического хода. С одной стороны, Россия пошла на территориальные уступки и утеряла возможность стать одной из стран-победительниц и разделить выгоды от победы с государствами Антанты. С другой стороны, распад армии к тому поре достиг уже такой степени, что убедить солдат продолжать войну было почти невозможно. Брестский же мир позволил получить передышку для формирования новоиспеченной, рабоче-крестьянской Красной армии.

Николай Бердяев (философ): «Он [Ленин] остановил хаотичный распад России, остановил деспотическим, тираническим линией. В этом есть черта сходства с Петром».

Ленин считается одним из организаторов и вдохновителей политики Красного террора. При этом он призывал соратников работать исключительно в рамках необходимости. В разговорах и переписке он часто использовал выражения типа «расстрелять» или «повесить», однако зачастую они оставались незапятнанно декларативными и не носили характер конкретных указаний. Что касается расстрела царской семьи, то участие Ленина в принятии решения о нём не доказано.

Генрих Манн (немецкий беллетрист): «В жизни Ленина верность великому делу неизбежно сочетается с непримиримостью ко всем, кто пытается этому делу помешать».

Когда к 1919 году сделалось ясно, что надежды на скорую мировую революцию не оправдались, Ленин, который, в противовес другим марксистам того времени, ещё ранее сообщал о возможности победы социалистической революции в отдельно взятой стране, признал возможность сосуществования бок о бок социалистических и капиталистических государств. При этом он предлагал держаться тактики «натравливания империалистов друг на друга». Акцент во внешней политике планировалось перенести с Запада на Восток, «сгруппировать кругом себя просыпающиеся народы Востока» и помогать им в национально-освободительной борьбе.

Большевики декларировали право наций на самоопределение. Если с грядущим филиалом Финляндии после февральской революции смирились почти все политические силы, то признать выход из состава Российской империи иных её частей были готовы немногие. Между тем, на окраинах России образовывались независимые республики. Ленин очень много сделал для того, чтобы в этих республиках водворилась советская власть, и они стали частью нового государственного образования – Союза Советских Социалистических Республик, максимально приближенного к старым границам Российской империи. После разрушение буржуазного государства он энергично взялся за строительство государства социалистического.

Великий князь Александр Михайлович: «На страже русских национальных заинтересованностей стоял никто иной, как интернационалист Ленин, который в своих выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи».

Во пора Гражданской войны и сразу после неё страна разваливалась на части, её раздирали интервенты и националисты, в значительной степени была сломана промышленность, а, главное, во время Первой мировой и Гражданской войн были понесены огромные людские потери. Строить новоиспеченное государство приходилось, принимая решения на ходу. И здесь Ленин проявлял огромное политическое чутьё и гибкость, порой идя на поступки, противоречащие его старым взглядам и заявлениям и вызывающие недоумение у былых товарищей. Кто-то видит в этом проявление политической беспринципности, а кто-то – умение признавать собственные промахи и исправлять их.

Бесспорной заслугой Ленина и партии большевиков стало установление широких социальных прав и гарантий: право на труд и его нормальные обстоятельства, бесплатное здравоохранение и образование, равенство представителей разных полов и национальностей.

Бертран Рассел (английский учёный и философ): «Сломать могли бы и другие, но я сомневаюсь, нашёлся ли бы хоть один человек, который смог бы построить так хорошо заново».

Книги и статьи Ленина отличает безотносительная уверенность в собственной правоте. К чужим взглядам в принципиальных вопросах он относился непримиримо и, будучи прекрасным полемистом, безжалостно их высмеивал. Он бился с инакомыслием и внутри партии, и в новом Советском государстве. Одним из проявлений такой борьбы стала высылка большой группы несогласных с марксизмом мыслителей на так именуемом «философском пароходе». Однако, по тем суровым временам это решение можно назвать довольно гуманным. Расставание с Родиной было для любого личной трагедией, однако многим эта высылка наверняка сохранила свободу и даже жизнь.

Известны резкие высказывания Ленина об интеллигенции, какая, в большинстве своём, отнеслась к Советской власти как минимум настороженно, а то и прямо враждебно. Однако, несмотря на стремлении наиболее радикальных большевиков отказаться от престарелой культуры и искусства, Ленин противостоял этим тенденциям. При его непосредственном участии были сохранены ведущие театры и музеи. Немало того, проект монументальной пропаганды был призван увековечивать и, тем самым, пропагандировать творчество выдающихся деятелей русской и мировой цивилизации, даже тех, чьи взгляды были далеки от революционных. Ведущим артистам, писателям, музыкантам, учёным предоставлялись усиленные пайки. Даже в годы Штатской войны создавались новые научно-исследовательские организации. Тогда же разрабатывался грандиозный план электрификации страны – ГОЭЛРО. Но, при этом, порядочная часть интеллигенции, которую он зачастую именовал «околокадетской публикой», подвергалась различным репрессиям: высылкам, арестам, а некоторые потрафили в машину Красного террора.

Джек Линдсей (английский писатель): «Для меня Ленин – прежде всего величайший интеллект столетия. Его книги, его труды довершили процесс перевоспитания многих миллионов людей на земле».

Ленин был непримиримым материалистом и атеистом, потому считал борьбу с религией одним из важнейших дел при строительстве нового государства. Религия, по его мнению, «один из видов духовного гнёта, возлежащего везде и повсюду на народных массах… Религия – опиум народа, род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят собственный человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь». В борьбе с религией Ленин призывал сторонников работать гибко, по возможности не оскорбляя чувств верующих. «Декрет об отделении от государства и школы церкви» был подписан одним из первых, ещё в начине 1918 года. Этот документ декларировал свободу совести и равенство всех вероисповеданий. Церковные земли и имущество национализировались, но могли переходить религиозным организациям в безвозмездное пользование по решению местных органов власти. Это неизбежно приводило к эксцессам, порой заканчивающимися кровавыми схватками. Особенно много их было во время компании по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья в 1922 году. Ленин негласно призывал соратников использовать её для дискредитации храмы.

Патриарх Тихон: «Я имею сведения о нём [Ленине], как о человеке добрейшей, поистине христианской души».

Максим Горький: «Его [Ленина] частная существование такова, что в религиозное время из него сотворили бы святого».

Личную скромность и простоту Ленина отмечали практически все, кто имел возможность знаться с ним лично. Это признавали даже его враги. Он считал себя не великим человеком, а представителем великой идеи и, одновременно, орудием для её реализации. Именно поэтому в нём, как в религиозных деятелях прошлого, парадоксальным образом уживались доброта и жестокость. Поставив целью создание общества социальной правды, Ленин готов был добиваться её достижения наиболее эффективным на данный момент путём. И, в конечном счёте, отношение к фигуре Ленина во многом зависит от взаимоотношения к этой цели и от того, какие методы её осуществления считать допустимыми.

Уинстон Черчилль (английский политик): «Их [русских] величайшим горой было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть».

Ромэн Роллан (французский писатель): «Никогда со времени Наполеона Первого история не ведала такой стальной воли. Никогда со времени героической эры европейские религии не знали апостола такой гранитной веры. Никогда ещё человечество не основывало властителя дум, столь абсолютно бескорыстного».


Владимир Ленин. «Я имею сведения о нём, как о человеке добрейшей, поистине христианской дави»