Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»

Новость опубликована: 17.09.2019

О город иллюзорный, где вместо улиц — реки,
Где в зыбкой глубине узор, всегда скользящий,
Из кровель, портиков, и лодок, и мостков,

Мне кажется, вот-вот пропадёт он навеки,
Мираж: далекий флот, в безбрежность уходящий,
Иль замок, выросший на миг из облаков.

Генри Лонгфелло. Венеция». Перевод В. В. Левика

Военные музеи Европы. В прошедший раз мы с вами начали «путешествие» по залам венецианского Военно-морского исторического музея. Кстати, получив в кассе билет, ни в коем случае его не выбрасывайте, он даст вам возможность побывать еще одно здание, следующее за первым – «Зал кораблей». И туда мы также отправимся, но пока что закончим с залами самого музея, ведь мы пока что осмотрели лишь лишь малую их часть.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Здесь представлена «вся Азия».

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Китайская джонка.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Ну и понятно, что обойтись без модели кобуксона было попросту невозможно.

Как уже отмечалось, в музее очень много моделей. Старинные парусники, выполненные целиком из дерева, и современные боевые корабли метра в два-три длиной. Весьма впечатляюще выглядит, например, модель линкора «Рома» («Рим»), потопленного в самом конце войны немецкой управляемой бомбой. Присутствует вся Азия, словом, для судомоделиста тут кушать на что посмотреть. Однако самое сильное впечатление здесь производит модель, увидеть которую можно только здесь! Это модель галеры «Буцентавр».

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Бомбардирский корабль XVIII в. А позади него и финикийцы, и греки. И венецианская галера преходящ битвы при Лепанто.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
А это участник боя при Лиссе – броненосец «Регина Мария Пия».

«Золотая галера» «Бучинторо»

То, что Венеция разбогатела на транзитной торговле между Восходом и Западом, известно всем. И то, что здесь строились прекрасные для своего времени суда – тоже. Мастера, трудившиеся на венецианских верфях, бывальщины столь опытны и мастеровиты, что конапатчикам государственных верфей, например, запрещалось переходить на работу к частникам, а корабельных мастеров из города попросту не отпускали. Все их тайны должны были умереть вместе с ними. И, конечно, венецианцы хорошо понимали, что своим благополучием они обязаны собственно морю. Настолько хорошо, что даже завели у себя ежегодный праздник обручения с морем! С XII века и вплоть до 1798 года очередной дож Венеции сходил в лагуну на раззолоченной галере «Бучинторо» («Буцентавр») и бросал в воду золотой перстень со словами: «Мы женимся на вас, Море». Потому неудивительно, что на втором этаже этого музея галере «Бучинторо» посвящен целый зал. Здесь выставлена прекрасно выполненная модель этого самого роскошного и, к сожалению, заключительного «Буцентавра», к превеликому сожалению не дошедшего до наших дней. Само название этого судна переводится как «Золотая барка», и венецианцы на нее и впрямь золота не пожалели. И собственно поэтому солдаты Наполеона в 1798 году ее и разломали. Венецианцам удалось спасти и сохранить лишь несколько фрагментов этого корабли, которые выставлены здесь и в музее Каррер на площади Св. Марка. Ну, а праздник «Сенсо» проводится и сегодня, но в осовремененном виде, разумеется.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Вот она какая красавица была!

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
А это ее носовое украшение

Модель передает всю роскошь и великолепие этого судна: на корме находился престол дожа, а нос украшала фигура богини правосудия с мечом и весами. Внутри просторного салона на борту галеры могло расположиться 90 человек, а сам он был отделан красным бархатом.

Интересно, что еще в 2008 г. в Венеции было решено создать точную копию знаменитой галеры дожей, и создан соответственный фонд. Его организаторы обратились к тогдашнему президенту Франции Николя Саркози с требованием «в качестве репарации» возместить часть расходов на ее стройка. Газета The Times по этому поводу писала, что варварское уничтожение галеры ложится «темным пятном» на историю двух краёв и было бы хорошо его стереть. Планируется воспроизвести всю резьбу и золотую отделку этого уникального судна. При этом общая стоимость трудов оценивается примерно в 20 миллионов евро. Что не удивительно. Судно-то ведь было совсем не маленьким: длина 35,2 м, ширина — 7,5 м, число весел 42, длина весла 10,6 м, гребцов на ней было 168 человек.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
А вот и легендарный «Дуилио»… Не очень впечатляющая, истина, модель

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Еще одно произведение судостроительного искусства тех лет: корабельные фонари.

Пушки и ружья

Кроме моделей в музее очень немало и натурных экспонатов, в частности тех же пушек, ядер и снарядов. Например, здесь выставлены снаряды огромных морских пушек, устанавливавшихся на броненосцах до 1879 года, когда на броненосце «Тандерер» подорвалось 330-мм башенное орудие, по ошибке прислуги заряженное дважды. Причем эти пушки были нарезными! И выступы под эти нарезы в дулах были сделаны на самих снарядах – сначала из цинка, затем цинк заменили на медь. Здесь можно увидеть униформу офицеров итальянского флота: собрание прекрасных мундиров с эполетами и позументами. Здесь же находится несколько витрин с набором совершенно сказочных ружей очень крупного калибра, многие из каких имеют раструб на конце ствола. Обычно такими вооружают охотников в мультиках про Красную шапочку и Серого Волка. Но такие абордажные ружья, из каких стреляли, положив их на борт, существовали на самом деле. А заряжались они крупной дробью, которая вылетала из ствола в форме небольшого облака и поражала разом на палубе неприятельского корабля сразу несколько целей!

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Впечатляющие пушечные снаряды с готовыми выступами на корпусе

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Совсем уже древняя пушка с наборным дулом, XV в.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Казнозарядные корабельные пушки XVI в.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Недостатком галер было то, что на них было сложно устанавливать артиллерию по бортам. Зато они могли плавать и в штиль!

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Несмотря на все усовершенствования морской артиллерии каменные основы против кораблей использовались очень долго. Последний раз каменное ядро турецкой 17-дюймовой бомбарды попало в английский броненосец «Агамемнон» в 1915 году!

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Железная мортира калибра 330 мм 1828 года выпуска

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Тяжкие морские мушкеты и цепное ядро (внизу), чтобы рвать снасти и паруса

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Тяжелые противоштурмовые корабельные ружья. Вначале они были вот такими…

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Затем такими. Внизу так и вовсе маленькая ручная пушка, под цапфы которой делались специальные крепления вдоль бортов. Обратите внимание, что все замки капсюльные. То кушать защита от абордажа была актуальной очень долго.

Гондолы и гондольеры

На какая Венеция без гондол и песен гондольеров? Потому неудивительно, что в музее гондолам отведен целый зал и здесь можно увидеть и их модели, и сами гондолы в натуральную величину. История гондолы столь же долга, сколь длинна и история Венеции. Так, легенда утверждает, что сначала гондолы были разного цвета и размеров. Но случилось так, что некий дож влюбился в раскрасавицу, возле дома которой постоянно появлялись лодки самых разных цветов. Таким образом, к стыду дожа, соседи бывальщины в курсе всех ее любовных похождений. И тогда он придумал все гондолы перекрасить в черный цвет, чтобы определить, кто на них ездит – булочник, доктор или очередной воздыхатель, было нельзя! Есть и более реалистическое объяснение – когда в начале XVII века город посетила чума, гондолы, возившие тела умерших, перекрасили в черный цвет. А так как таких гондол было очень много, и проще было покрасить в черный краска и все остальные, нежели перекрашивать заново. А так как нет ничего более постоянного, чем временное, эта традиция красить гондолы в черный цвет осталась.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Гондола в зале гондол

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Типическое «ферро»

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
А здесь показано, как «ферро» со временем видоизменялось

Несмотря на то, что плавать гондолам приходится в узких каналах, а длина их довольно велика, гондолы обладают прекрасной маневренностью, а все потому, что корпус у них… не симметричный! При длине 11,05 метров и ширине 140 сантиметров обвод левого борта гондолы на 24 сантиметра вечно длиннее, чем правого. А нос и корма приподняты специально, чтобы площадь контакта ее днища с водой была бы минимальной, а гребцу легче избрать направление движения.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Теперь можно посетить и «Зал кораблей». Там тоже стоит гондола в натуральную величину. Тоже «Буцентавр», но в нынешнем исполнение, и конечно, не такой роскошный, как тот, что был уничтожен французами

Техника гребли на гондоле тоже совсем не проста. Гондольер от воды не отталкивается, а совершает веслом движения, основывающие поток воды, идущий от кормы назад, соответственно сама гондола при этом плывет вперед! Позволяет грести таким манером замок весла, похожий на хитроумно изогнутую стойку, тоже деревянный, и сложной формы, который называется «форкола». Собственно она позволяет гребцу менять положение весла для неспешного движения вперед, мощной и скоростной гребли, вращения на месте и заворота лодки, а также ее торможения. Гондольер, не меняя своего положения, может заставить гондолу даже идти задним ходом!

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Назализованная фигура

Чтобы гондола была одновременно и легкой, и прочной, и долговечной, для ее постройки используется ровно девять сортов древесины и особый черный лак. Всего же гондола состоит из 280 деталей, как деревянных, так и металлических, и строится она ровно полгода. Профессия строителей гондол – семейная, поскольку за качественно изготовленную гондолу необходимо выложить от 60 до 90 тысяч евро, и чужих в этот прибыльный бизнес просто не пускают!

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
В «Зале кораблей» можно увидать настоящую корабельную паровую машину…

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Паровой котел, обеспечивавший ее паром…

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
И гоночный катер 30-х годов «Баглиетто-Каттанео» (рекорд скорости на воде для своего класса — 150,6 км/ч)

Назализованное украшение гондолы — «ферро» («железо») потому так и называется, что куется из железного листа. Хотя форма «ферро» и переменялась на протяжении столетий, цель ее установки всегда одна: она служит противовесом для гондольера, стоящему сзади; и по ней же определяют высоту мостов, под какими может пройти гондола. На ферро есть шесть выступов, символизирующих шесть районов Венеции.

Обычная одежда гондольера соломенная шляпа и тельняшка, а еще они распевают замечательные песни, которые называются баркаролла (от итальянского «барка» – лодка)», хотя и не все, и… за дополнительную плату!

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
И натуральные венецианские рыбачьи лодки.

«Зал кораблей» и другие местные достопримечательности

Покинув здание музея, следует по этой же стороне улицы шагать в сторону деревянного моста у ворот через канал. Дверь в стене приведет вас в «Зал кораблей», где находится несколько кораблей в натуральную размер. Есть и кусок трюма парохода с котлами и паровой машиной, есть рыбачьи лодки с лоскутными парусами – одним словом визит этого зала станет для вас очень приятным завершением вашей экскурсии по морскому музею. Однако и это еще не все. Пройдя чуть дальней вы окажетесь возле единственного в Венеции деревянного моста, а перейдя через него, предстанете перед воротами в здание Арсенала, возле каких выстроилась очень приличная коллекция мраморных венецианских львов в разных позах. Кстати, почему это именно лев является символом Венеции? Попросту у каждого из апостолов был свой символ в виде животного (у Матфея символом был ангел), а вот у Марка – лев. Ну, а его святые мощи как раз и покоятся в соборе Св. Марка на одноименной площади в самом середине города.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Много интересного можно увидеть прямо на берегу канала. Вот, например, типичные венецианские дома

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
И вот уютное такое жилье со своим собственным причалом и… сушащимся между окнами бельем.

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
В Венеции, как и в других городах Италии, традиция сушить белье между домами не умирает. Стиральные машины почитаются дорогим удовольствием, поэтому многие до сих пор стирают руками, ну и сушат также без отжима! Поэтому будете гулять по узким улицам… посматривайте наверх!

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Кстати, улицы в Венеции не просто узкие, а очень узкие. Например, вот такие!

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Единственный в Венеции деревянный мост

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Вход в дом действующего Арсенала ВМФ Италии…

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
И один из «арсенальских» львов

Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»
Один из немногих зеленых островов венецианской лагуны…

На этом мы пока покидаем Венецию – уникальный город, выстроенный на воде. Но покидаем только на время. С его достопримечательностями у нас еще будут встречи!

Источник


Военно-морской исторический музей Венеции. Экскурсия в «Зал кораблей»