Воины-пикты

Новость опубликована: 06.03.2019

Мы немощны, но будет знак
Всем ордам за вашей Стеной –
Мы их соберем в кулак,
Чтоб рухнуть на вас войной.

Неволя нас не смутит,
Нам век вековать в невольниках,
Но когда вас задушит стыд,
Мы спляшем на ваших гробах…
(«Песнь пиктов» Редьярд Киплинг, перевод И. Оказова)

Не успел выйти материал про рыцарей Шотландии, как тут же отправь письма с просьбами рассказать о воинах-пиктах, предшественниках тех самых шотландцев, с которыми воевал английский король Эдуард. И, конечно, тема пиктов сходит за рамки серии «о рыцарях», но так как она и впрямь очень интересна, то следует о них рассказать поподробнее.

Воины-пикты

«Современные пикты». Сегодня модно реконструировать древность. Кушать те, кто воссоздает жизнь римлян, греков, ассирийцев (!), а также… эльфов, поднимает чаши со «здравуром» (водкой с медом) и носится по лесу с криками: «Мы эдьфы, мы эльфы!». А вот эти кричат: «Мы пикты, мы пикты!» И им очень весело!

Итак, пикты – обитатели Шотландии, каких застали еще римляне, но которым довелось биться с викингами. И вот бились они бились, да только сами разбились. Исчезли, растворились среди иных народов да так, что от них не осталось и следа. Впрочем, кое-что от них, конечно, осталось. Но именно кое-что. И самое удивительное, что жили-то ведь они уже в эпоху письменности, и даже ее имели. Но… кроме списка своих королей, с директивой продолжительности их правления, ничего письменного от них до нашего времени не сохранилось. У нас нет пиктских законов, летописей, никто не написал житий здешних святых, не озаботился собранием их легенд, стихов и преданий. Нет ни единого целого предложения, которое было бы написано на пиктском стиле. Конечно, о них писали авторы других народов, даже тот же Юлий Цезарь. Но только это особо ничего не дает, кроме неужели что самого знания о том, что они были и имели обыкновение краситься в синий цвет. Или покрывать свое тело татуировкой… До нас дошли лишь труды пиктских камнерезов, то есть – изображения на камнях, но и они… не содержат мелких деталях. Рядом с ними нет надписей, и о чем они повествуют можно лишь лишь гадать!

Воины-пикты

37 страниц пробного текста вам будет вполне достаточно, чтобы решить – покупать вам эту книгу или не покупать!

Поэтому тех же гипотез по предлогу их происхождения (на радость авторам фэнтази!) существует много. По одной – они потомки пра-индоевропейских переселенцев, по другой – они родственники иберов из Испании, а то так и вообще древнейшие доиндоевропейские обитатели Европы.

Воины-пикты

Эта книжка Дэвида Николя была написана им еще в 1984 году, но вполне актуальна до сих пор.

Как бы там ни было они были, они вели войны, поэтому о воинах-пиктах у нас тут и пойдет речь. Ну, а начать как всегда следует с историографии, то есть с того, кто, что об это уже написал, что по этой теме можно прочитать самому.

Воины-пикты

Пол Вагнер написал, разумеется, очень хорошую и подробную книгу про пиктов. Но читается она несколько тяжеловато… Хотя это субъективный взгляд.

Самая доступная книжка у нас в России – это исследование Изабель Хендерсон, известной в Англии женщины-специалиста по пиктам и автора множества работ, первая из которых показалась еще в 1967 году: «Пикты. Таинственные воины древней Шотландии». В Интернете есть 37 ознакомительных страниц этого издания и… на мой взор большего для развития эрудиции (если только вы не фанат истории и культуры пиктов) вам не потребуется. Перевод хороший, но читается книжка тяжело.

Три книги сегодня доступны на английском языке (доступно и более, но эти я читал) и две из них относятся к изданиям Оспрей. Первая книжка Д.Николя «Артур и войны с англосаксами», а вторая Поля Вагнера «Воины-пикты 297 -841». В первой пиктам уделено не немало двух страниц, так что много из нее не узнаешь, вторая посвящена им целиком. Но проблема в том, что сам Вагнер… австралиец из Нового Южного Уэльса (ну, вот заинтересовался пиктами и даже написал по ним труд PhD), поэтому английский у него… не оксфордский, и читать ее труднее, чем обычные английские книги. Он рассматривает и татуировки пиктов, и их каменную резьбу, словом, труд у него и впрямь получилась интересная.

Книга Фостеров комплексная: там и пикты, и скотты, и уэльсцы…

Ну, а теперь, когда мы выяснили, что о пиктах кушать литература как на русском, так и на английском языках, давайте обратимся собственно к их военному делу.

Воины-пикты

Нападение воинов-пиктов на римский форт. Рис. Вайна Рейнольдса.

Начнем с того, что на брани очень быстро происходит заимствование различных образцов оружия. Например, в одной из своих монографий тот же Д.Николь приводит снимку блюда, на котором изображен сарацинский всадник с типичным рыцарским треугольным щитом. Но, видимо, это было уже другое время и люд тогда поумнели.

Воины-пикты

Римские воины на территории Британии, ок. 400 г. И пикты, и бритты, и саксы, все они имели перед глазами образчики римской военной культуры последних веков Империи. Это и пышные, но безвкусные шлемы кавалерийских начальников, и кольчуги, которые автохтоны вполне могли добывать как трофеи, и «гребенчатые» шлемы из двух штампованных деталей, и большие овальные щиты. Сами римляне в это пора уже не стремились обременять себя доспехами. Выучка и дисциплина оказались сильнее неистовства варваров, а сами римляне увидели, что подвижность и коллективная защита немало эффективны, чем даже строй одетых в латы легионеров. Рис. Ангуса МакБрайда.

Потому, что пикты, сражаясь с римлянами и имея перед глазами их вооружение и военную цивилизацию, ничего у них не переняли! На пиктских резных изображениях нельзя, например, различить доспехи, кроме одной или двух фигур, на каких может быть изображена стеганая кожаная туника. Однако археологи нашли фрагмент железной чешуйчатой брони из Карпова в Пертшире, а также махонькие пластины в форме ромба для римского доспеха lorica squamata. Однако обе эти находки носят спорный характер. Вероятно, это бывальщины римские доспехи, случайно попавшие на пиктскую территорию. Даже шлемы и те редки; на Аберлемском камне изображены всадники в будет типичных шлемах с длинными носовыми пластинами и нащечниками, похожие на находки в Коппергейте и Бенти-Грандже, но изображены на них явно не пикты. Во всяком случае таково суждение Поля Вагнера и приходится с ним считаться. Камень Мордаха показывает нам странную фигуру, которая, кажется, носит шлем с гребнем, но археологи отыщи только лишь один фрагмент подобного шлема, и кому он принадлежал опять же неизвестно. Тем не менее позволительно будет находить, что пиктская знать – на то она все-таки и знать! – все же имела шлемы, а может быть и доспехи из металлических пластинок.

Воины-пикты

Римско-британский конник V-VI вв. – то есть эпохи, когда сами римляне из Британии ушли, но многие их традиции и комплекс вооружения там сохранялись по-прежнему. Рис. Ричарда Хука.

Оружием ближнего боя у пиктов был меч с ровным клинком, ромбическим либо с долом и небольшим перекрестием. Было найдено лишь несколько фрагментов пиктских мечей, манера Ла-Тене, и схожие с англосаксонскими. На пиктских изображениях видны параллельные, широкие клинки с отчетливо закругленными остриями, хотя о длине их судить сложно. Такая конфигурация острия говорит нам о технике боя. То есть пиктская техника владения мечом основывалась на нанесении ими ударов, а не для уколов!

Воины-пикты

Воин племени каледонцев (одного из племен докельсткого народонаселения Шотландии), ок. 200 г. н.э. с характерным для них, а также пиктов, вооружением, включая щит-баклер. Рис. Вайна Рейнольдса.

Копья, безусловно были, причем представлены они с большими наконечниками. Кроме того, известно, что у них были одноручные и двуручные боевые топоры. Нужно отметить, что для большинства кельтских обществ дротики являлись основным наступательным оружием. Порой их бросали при помощи ремня, прикрепленного к древку.

Воины-пикты

Оружие и доспехи пиктов, включая их щиты-баклеры необычной формы. Цифрой 7 отмечен римский арбалет соленарион. Рис. Вайна Рейнольдса.

На обратной стороне «Креста из Дупплина» и «Камня Суэно» изображены пикты, вооруженные луками, что указывает на то, что пальба из лука была им известна. И не только из лука. До нас дошло также изображение римского арбалета соленарион, использование которого подтверждается также находкой арбалетных болтов VII – VIII вв. Это оружие обладало низенькой скорострельностью и встречается лишь в сценах охоты, но было бы разумно предположить, что оно иногда попадало также и на поле битвы. Кушать мнение, что пикты использовали также специально выведенных и дрессированных военных собак, которые бросались на противника и кусали его за ноги и прочие, не вечно прикрытые доспехами части тела. Изображение таких псов тоже встречается.

Воины-пикты

Пиктские воины 690 г. Всадник и пехотинец, причем конник вооружен тяжелым копьем с листовидным наконечником и колчаном с тремя дротиками. Рис. Вайна Рейнольдса.

У пиктских всадников были круглые щиты с полусферическими умбонами, позади каких находилась рукоятка, в то время как пиктская пехота использовала небольшие круглые или квадратные щиты. Последние были двух обликов: квадратный щит с умбоном и квадратный с выемками вверху и внизу, так сказать Н-образный. Интересно, что такие щиты больше нигде, кроме как у пиктов не встречались! На кое-каких пиктских резных изображениях мы видим украшенные щиты, и вполне возможно, что на таких щитах было покрытие из тисненой кожи, кроме того, они могли украшаться медными заклепками и оковками.

Воины-пикты

Охотник-пикт (2), пиктский военный вождь с квадратным щитом баклером (3), конник (1) – VII – IX вв. Рис. Ангуса МакБрайда.

Получается так, что это пикты создали известный щит, называемый баклер, и по совести его следовало бы называть «пиктским щитом». Увлекательно, что в одном из ирландских сказаний вооружение пиктов описывается следующим образом: «У них были три черных огромных меча, и три черных щита, и три черноволосых широколистных копья с толстыми, как вертел, древками». Если убрать все «черные подробности», характерные для детских страшилок – «в совсем черной комнате, на черном стуле сидела связанная черной веревкой маленькая девочка и тут из черного-пречерного пола появилась черноволосая рука…» – а принять эту информацию без возражений, то из нее можно сделать лишь один вывод: клинки мечей и наконечники снимок у пиктов были… вороненными, а не отполированными, видимо для того, чтобы защитить металл от особенностей шотландского климата.

Ну, а черный краска щитов может указывать на то, что они были «осмолены» (впоследствии поздние горцы таким приемом пользовались), поскольку смола как раз и дает черноволосый цвет древесине.

Известно, что пикты построили большое количество горных фортов. Примером таких укреплений служит «королевская твердыня» в Бургхеде. В них были колодцы и церкви, что предполагает достаточно большое количество людей в них находившихся. Большинство фортов, однако, бывальщины относительно небольшими, но построенными на скалистых участках, так, чтобы каменная стена следовала за контуром скал, чтобы их основание сделало бы ее по-настоящему неуязвимой. Овладение такими укреплениями играло значительную роль в войнах пиктов, хотя мы ничего не знаем о том, как это происходило на самом деле.

Воины-пикты

Обучением молодых пиктов бою на мечах. Рис. Вайна Рейнольдса.

Воевали ли пикты голыми или нет? Широко распространено мнение, что такой обычай имел место, хотя многие современные исследователи и глядят на это скептически. Конечно, есть много римских сообщений о кельтах и британцах, сражающихся обнаженными. Например, о каледонцах, которые представлены обнаженными на нескольких резных римских плитах, и о которых историк Иродиан писал: «Они не знают, как использовать одежду … они татуируют свои тела не лишь изображениями животных всех видов, но самыми разными рисунками. И именно поэтому они не носят одежду, чтобы не прятать эти рисунки на своих телах».

Как все это связано с пиктами точно неизвестно, но есть изображения обнаженных пиктов на нескольких камнях. Кстати, римляне писали о галатах (кельтах, населявших Полуденную Турцию), что «их раны были хорошо видны, потому что они сражаются обнаженными, а их тела пухлые и белые, поскольку они никогда не обнажаются, кроме как в битве». То кушать пикты тоже могли следовать этому обычаю и раздевались перед боем, но одежду, безусловно, использовали. Все-таки ведь в Шотландии случается зима…

Воины-пикты

Изображение воина-пикта, покрытого татуировкой. Рис. из книги 1590 г. (Нью-Йоркская публичная библиотека)

К тому же, обнажаясь перед сражением воин обращался с призывом к божественной защите, возможно, связанной с магическими символами, нарисованными на его теле. Существовали также и отдельный практические причины не обременять себя одеждой, поскольку обнаженное тело труднее схватить в ближнем бою, а рана на голой коже немного подвержена заражению, чем рана, о которую трется грязная ткань. Именно по этой причине по всему миру существовали традиции дуэлировать обнаженными, причем даже римские гладиаторы воевали, имея лишь на голове шлем, наруч и набедренную повязку.

Важен здесь и чисто психологический момент. Вполне вероятно, что армия обнаженных, татуированных пиктов для цивилизованных римлян являлась просто внушающим ужас зрелищем.

Воины-пикты

Серебряная цепь пиктов, изготовленная между 400 и 800 гг. (Национальный музей Шотландии, Эдинбург)

Что же прикасается менталитета, то известно, что те же кельтские воины были гордыми, хвастливыми и просто до чрезвычайности озабоченными внешними проявлениями своей мужественности и доблести. Об этом как раз и сообщают их татуировки и серебряные украшения, то есть все то, что выставлялось на показ. Но еще важнее было выглядеть мужественным и благородным на словах. Из-за этого они бывальщины склонны к чванству и преувеличениям. Как пример Пол Вагнер приводит дошедшее до нас похвальбу одного пиктского «героя»: «Когда я немощен, то могу выйти против двадцати один. Трети моей силы достаточно против тридцати … Воины избегают битвы из-за ужаса передо мной, и целые армии бегут от меня», на что другой небрежно отвечает: «Неплохо для мальчика».

Казалось бы, пикты могли бы мастерить доспехи из кожи, поскольку и кожи, и шерсти они имели в изобилии. Были они и способными металлистами. Во всяком случае из серебра они мастерили превосходные вещицы. Но… при этом они предпочитали сражаться обнаженными, демонстрируя противнику свою спесь. Другие кельтские воины также бывальщины склонны к этому. Например, в сражении у Каратака в 50 г. н.э. бритты отказались от доспехов и шлемов, полагая, что их щиты являются для них достаточной защитой. В битве при Стандарте в 1138 году бойцов из Галлоуэй сначала поместили в тылу шотландской армии, поскольку у них не было доспехов. Но их вождь посчитал это уроном их воинской доблести и потребовал поставить их вперед, а доспехи, мол, пускай носят трусы!

Кельтский фольклор изобилует примерами того, как герои, на которых нападают многочисленные противники, по-рыцарски воюют с ними по очереди, поскольку не было никакой славы или чести просто убить врага, навалившись на него кучей. Вероятно пиктский выбор небольших щитов-баклеров и широких рубящих мечей как раз и указывает на то, что единоборство играло очень большую роль в военных схватках пиктов, поскольку именно эта комбинация средств нападения и защиты дает значительные преимущества в поединках один на один, но вдали не идеальна в широкомасштабном сражении.

Воины-пикты

«Шлем из Коппергейта». Йорк, Англия. Вторая половина VIII века. Шлем напоминает шлемы нортумбрийских конников, изображенных на оставленных пиктами изображениях, вырезанных на камнях в Аберлемно, которые предположительно изображают битву при Нехтансмере. (Музей Йоркшира)

В то же пора перехитрить более сильного врага считалось вполне нормальным делом, и ни коим образом не осуждалось. Удивительное сходство такого взаимоотношения к войне показывает нам и древнеиндийская «Махабхарата». Столь благородные, честные и прямодушные в мирное время Пандавы пускаются на любой надувательство, чтобы победить в бою неблаговидно поступавших в мирное время Кауравов! То есть, на войне, считали и кельты, и древние индусы, а также и персы – «любой линия хорош, что к победе ведет!»* Например, когда легендарный герой Кухулин должен был сразиться с богатыршей Айфе, он спросил свою наставницу Скатах и разузнал, чем Айфе дорожит больше всего на свете.

«Есть три вещи, которые нравятся ей больше всего», — сказала Ската. — Это ее две коню, ее колесница и ее колесничий».

Кухулин вступил с Айфе в бой и бился с ней на «веревке подвигов». И Айфе разбила его меч, оставив одну рукоять и доля клинка, не больше кулака.

«Смотри, о, смотри!», — закричал тогда Кухулин, — «Твой возница, две лошади и колесница упали в долину, все они мертвы!»

Айфе оглянулась, а Кухулин прыгнул на нее и подхватил за обе груди, после чего перекинул за спину, принес в свой лагерь и бросил на землю, а сам встал над ней с обнаженным мечом, что символизировало его победу.

Воины-пикты

Тактика пихтов в сражениях против конницы предусматривала использование «стены из щитов», что впоследствии использовали и шотландцы в битве при Баннокбэрне в 1314 году. Рис. Вайна Рейнольдса.

Одновременно пиктский боец был частью сплоченного отряда, в котором клановость была самой экстремальной: воины жили, ели, спали, сражались, убивали и умирали все совместно. Уважение, которое воин завоевывал своей славной смертью, в некоторой степени смягчало их скорбь по поводу его утраты, ведь слава павшего в определенной степени прикасалась и остальных его товарищей. Но особенно было принято горевать о вождях, причем вождях победоносных, щедрых и отважных.

Я голову тащу в плаще:
Это голова Уриена, щедрого правителя своего двора.
На его белую грудь слетелись вороны.
А голову его я несу в длани:
Опора Британии пала.
Моя рука онемела.
Моя грудь дрожит.
Мое сердце разбито.

Вот в таких стихах воспевалась гибель подобных вождей, что по крайней мере на словах указывает о глубоком почтении, которое к ним питали рядовые воины и…древние сказители.

Воины-пикты

Нортумбрианская конница (справа) одета в шлемы, вылитые на шлем из Коппергейта. Изображение на одном из камней в Аберлемно, которое предположительно изображает битву при Нехтансмере. (Церковный двор в приходской храмы Аберлемно (камень иногда называют Аберлемно II))

Пикты, как народ, прослеживаются в истории Британии вплоть до 843 года, а затем извещения о них пропадают, а сами они полностью исчезают с исторической арены. И как такое случилось, в общем-то, до сих пор никому не известно!

Воины-пикты

«Змеиный камень» с рисунками пиктов из Аберлемно.

*Эти слова сообщает богатырю Рустаму шах Кавус из поэмы Фирдоуси «Шахнаме», подбивая на бой с Сухрабом, который является сыном и… Рустам, не узнав сына, убивает его и… повторяет эти слова!

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Arthur and Anglo-Saxon Wars. London. Osprey Publishing Ltd., (MAA №154), 1984.
2. Wagner, P. Pictish Warrior AD 297 – 841.Oxford. . Osprey Publishing Ltd., (Warrior №50), 2002.
3. Smyth, Alfred. Warlords and Holy Men. Edinburgh: University Press. 1984, 1989.
4. Foster, S., Foster, S. M. Picts, Gaels and Scots: early historic Scotland. Batsford, 1996.
5. Bitel, Lisa M. Land of Women: Tales of Sex and Gender from Early Ireland. Cornell University Press, 1998.
6. Newton, Michael. A Handbook of the Scottish Gaelic World. Four Courts Press, 2000.
7. Хендерсон, Изабель. Пикты. Загадочные воины древней Шотландии / Пер. с англ. Н. Ю. Чехонадской. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004.

Источник

Материал полезен?

Воины-пикты