Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов

Новость опубликована: 19.10.2019

Днем бодрствую, а ночью почиваю в седле,
Неразлучим с рубашкою стальною,
Испытанной кольчугой боевой,
Сплетенною даудовой рукою.

Арабский поэт Абу-т-Тайиб ибн аль-Хусейн аль-Джуфи (915-965гг.)

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Последний раз материал о воинах указанного периода был опубликован на «ВО» 22.08.2019. С тех пор мы к этой теме не обращались. Этот материал был посвящен бойцам Руси, зато теперь, следуя за нашим главным источником, монографией Дэвида Николя, мы отправимся в жаркую Африку и познакомимся с военным делом огромных территорий, какие в средние века считались христианскими (хотя иногда и чисто номинально!), а также и некоторых языческих районов, какие затем стали мусульманскими. Впрочем, и многие христианские регионы, о которых здесь пойдет речь, впоследствии также угоди под влияние ислама.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Воины-арабы пророка Мухаммеда: 1 – вождь отряда в кольчужном хауберке и кожаном чешуйчатом панцире, 2 – лучник-пехотинец, 3 – племенной вождь бедуинов. Рис. Ангуса Мак-Брайда

Бойцы Северной Африки и Судана – христиане…

Христиане или копты Египта, вероятно, составляли большинство населения этой страны на протяжении вящей части средневековья и, вполне возможно, что их набирали в качестве моряков для службы в египетском флоте. Древняя римская и византийская провинция Африки, какая в основном состояла из современного Туниса плюс большая часть северной Ливии и Алжира, попала в VII веке под власть мусульман-арабов и сделалась их провинцией Ифрикия. Христианское сельское население здесь сохранилось, но сокращалось вплоть до XI столетия, а в городах христианское население сохранялось и впоследствии. Прозелиты христиане были зарегистрированы в тунисской армии еще в середине XII века. Так что процесс замены одной веры другой занял тут несколько столетий.

К югу от Египта, в Нубии и северном Судане, христианские королевства сохраняли свою независимость в течение многих столетий в основном потому, что их более могущественные исламские соседи не предпринимали серьезных попыток их покорить. Самыми крупными христианскими странами здесь были Нобатия, в современной Суданской Нубии; Мукуррия в районе Донголы — царство «черных ноба» (нуба); и Мероэ, причем средневековые ключи называли Мероэ – Алва или Алоа в районе современного Хартума. Дальше на юг и восток лежало христианское королевство Аксум, какое впоследствии стало известно как Эфиопия, и по сей день остается христианским. В IX веке Нубия и Алоа были объединены, но в XIII-ом в связи с упадком Нубии она вновь обрела самостоятельность. А вот Мукуррия была завоевана мамлюками Египта в начале XIV века.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Пехота эпохи Омейядов (Омейяды — династия мусульманских халифов, какая была основана Муавией в 661 году. Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей правили в Дамасском халифате до середины VIII столетия): 1 – «гвардеец» в двойном кольчужном доспехе, 2 – пехотинец, 3 – женщина-горожанка. Рис. Ангуса Мак-Брайда

«Большой лук» по-африкански

Увлекательно, что на всем протяжении эпохи Древнего мира и Средних веков «нубийцы», в состав которых входили тогда почти все обитатели христианского Судана, были известны как лучники, тогда как южное королевство Айва славилось своими лошадьми. Таковыми бывальщины и войска, состоявшие из нубийцев или суданцев на службе Салах ад-Дина (Саладина) и упоминались как лучники в XV веке. Большинство письменных ключей указывают, что нубийские луки не были составными, а были простыми, делались из древесины акации и были сродни тем, которые использовались и в Древнем Египте. При этом их луки имели вящие размеры и плетеную из травы тетиву. Интересно, что жители Южного Судана до сих пор носят на большом пальце кольцо и очень может быть, что это оригинальная память по утраченной суданской традиции стрельбы из лука.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Вооружение суданских воинов за века изменилось очень мало. В битве при Омдурмане британцы встретили воинов с мечами, копьями, в кольчугах и шлемах, хотя у некоторых и были кремневые ружья и трофейные винтовки. «Дервиши» атакуют! Рис. Дж. Рава

Христианские нубийские королевства контролировали вящую часть территории от Нила до Красного моря, где жили различные языческие и мусульманские кочевые племена. Среди последних бывальщины биджа-бежа, которые сражались на верблюдах, вооруженные кожаными щитами и копьями. В полупустынных и степных районах на западе жили номинально христианские народы, в том числе племя ахади, бывшее под сюзеренитетом королевства Алва. Подобно языческим племенам к югу от Сахары, и расположенным дальше на западе, ахади использовали большие кожаные щиты, копья и мечи здешнего производства и носили стеганые мягкие доспехи.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов

Вот такими луками пользовались и английские лучники при Креси и Пуатье, и суданские лучники Саладина. Такие же луки бывальщины у них даже в XIX веке. (Венская оружейная палата)

Что касается Эфиопии, то со временем она стала явно более «африканской», но даже в XIV столетье христиане центральной Эфиопии все еще описывались как сражавшиеся большими луками, мечами и копьями, в то время как эфиопы-мусульмане на юго-востоке страны описывались как легкая конница, обходившаяся без стремян. Образцово в то же время другие мусульманские эфиопы описывались современниками как лучники.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Конница Омейядов: 1 – «губернатор» Балха, 2 – конник элитной конницы, 3 – легковооруженный всадник из Египта. Рис. Ангуса Мак-Брайда

По образцу исламских армий…

Проникновение ислама в Африку исконным образом изменило военное дело ее многих народов. Например, в государстве Канем-Борну, лежавшего по берегам озера Чад, его правитель Хуме (1085—1097) зачислил ислам во второй половине XI века, призвал к своему двору многих мусульманских ученых, а его сын не только дважды совершил паломничество в Мекку, но и создал конное армия, состоявшее сначала из арабских воинов, а затем из рабов, по образцу гуламов. Считается, что оно насчитывало 30 тысяч человек (скорее итого цифра эта преувеличена средневековыми авторами – В.Ш.). Это были всадники на лошадях, одетых в стеганые доспехи с копьями и щитами, то кушать по сути – самая настоящая рыцарская конница.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Знаменитые «бенинские бронзы», свидетельствующие о большом мастерстве африканских литейщиков. Сколько раз объявляли их трудом португальцев, пока металлографический анализ и находки археологов не доказали, что это работа местных африканских мастеров. В детстве видел рисунки этих головок в «Ребяческой энциклопедии» и никогда не думал, что смогу увидеть их воочию. Так удивительно, словно старых знакомых встретил! (Венская оружейная палата)

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Башки отлиты в технологии потерянной формы и пустые внутри. Не меньшего мастерства добивались африканцы и в обработке железа. (Венская оружейная палата)

Сравнимую степень исламского военного воздействия, хотя и на этот раз со стороны Северной Африки, можно было увидеть в некоторых районах Западной Африки, особенно в исламском султанате Мали XIV столетия. Здесь лучники и копейщики, как пешие, так и конные, составили основу армии. Все точно так же, как и собственно у арабов.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Конское и воинское амуниция абиссинских (эфиопских) всадников XIX века. Именно с такими копьями и щитами из кожи носорога изобразил художник атаку суданской конницы на британцев в журнале «Нива» за 1899 год. Слева резной слоновий бивень с «рассказом о героических деяниях». (Венская оружейная палата)

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Вот эта раскрашенная гравюра из «Нивы»!

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
А вот так полководцы в Эфиопии одевались! (Венская оружейная палата)

Египет про Фатимидах и Айюбидах

Что касается Египта и его географических границ в эпоху крестовых походов, то ввести, что здесь происходило, в это время значительно проще, чем в большинстве других регионов, завоеванных мусульманами. С середины X века до 1171 года краем управляли халифы из династии Фатимидов. К середине XI века Фатимиды контролировали Египет, Сирию и большую часть Ливии и спрашивали сюзеренитета над Тунисом, Сицилией и Мальтой, а также частью Сирии. К концу века, тем не менее, их североафриканские владения вряд ли распростирались дальше восточной части Ливии, в то время как в Сирии сократились до нескольких прибрежных городов, которые впоследствии у них один за иным отбили крестоносцы после нескольких лет упорной борьбы.

В 1171 году Фатимидов заменила суннитская династия Айюбидов, первым из каких был Салах ад-Дин (Саладин). Несмотря на то, что их власть распространялась в Африке на большую частью Ливии и на юг до Йемена, их основные интересы возлежали в северо-восточном направлении. Здесь они столкнулись с государствами-крестоносцами в Палестине и Сирии, хотя им и удалось распространить свою власть вплоть до нынешней рубежи Ирана, в том числе в значительной части нынешней юго-восточной Турции. Однако в 1250 году в Египте и в части Сирии в итоге военного переворота их заменили мамлюки, хотя айюбидские князья продолжали править некоторыми азиатскими провинциями после этого события в течение нескольких десятилетий.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Изображение «добросердечного коня». Манускрипт XIII века, посвященный искусству фурусийя Ахмада ибн Аджиб аль-Азджи. (Музей «Коллекция Дэвида» Копенгаген, Дания)

А затем мамлюки столкнулись с монгольским вторжением в Сирию. Монголы бывальщины отброшены только после отчаянного сражения при Айн-Джалуте, когда 3 сентября 1260 года их войско под командованием султана Кутуза и эмира Бейбарса повстречалось с монгольским корпусом из армии Хулагу под командованием Китбука-нойона. Монголы тогда были разгромлены, а Китбука убит. Новая рубеж была установлена вдоль Евфрата. Это оставило территорию современного Ирака под контролем Великого хана, а мамлюки получили Хиджаз со священными городами всех магометан, а также недавно завоеванную христианскую Нубию и северный Судан.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Иллюстрация из манускрипта Уолтера W.661, изображающая коня, накрытого попоной. Автор Ахмед ата-Таурзадэ. (Художественный музей Уолтерс, Балтимор)

Армия Фатимидов

Армия Фатимидов с X-го по половину XI-го веков состояла в основном из пехоты, поддерживаемой относительно небольшим количеством достаточно легковооруженной конницы. Стрельба из лука была в дланях пехоты, а копья использовались как конницей, так и пехотой. Многие пехотинцы передвигались на верблюдах, что делала фатимидскую армию достаточно маневренной. Но вот что касается тяжелого вооружения, то с этим у них были проблемы. Хотя известно, что у них были свои элитные части из наемников, в частности турецкой конницы гуламов, конных лучников и черноволосых африканских рабов. Местные силы в фатимидской Сирии, по-видимому, состояли в основном из городских ополченцев, служивших за плату бедуинов и любых доступных для найма армий восточного происхождения.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Тренировка мамлюка с копьем. Манускрипт 1500 г. (Музей «Коллекция Дэвида» Копенгаген, Дания)

В конце XI и начине XII-го веков власть оказалась в руках визиря Фатимидов Бадра аль-Джамалта и его сына аль-Афдаля, под руководством которых была прочерчена целая серия военных реформ. Доля профессиональных наемников и войск из рабов была увеличена. Вполне возможно, что они также повысили количество всадников и обрядили элитные подразделения в доспехи. Тем не менее, джамалидские фатимиды по-прежнему опирались на традиционных пехотных лучников и вооруженную мечом и копьем конницу, использующих утончённую, но уже устаревшую тактику, которая существовала при мусульманских ранних халифах.

Армия Фатимидов оставалась многонациональной, между различными этническими группами то и дело вспыхивали стычки.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Шаффрон мамлюков. (Лионский музей изобразительных искусств)

Армия Айюбидов

Военные изменения, какие произошли в результате прихода к власти Айюбидов, вполне возможно, были преувеличены. Салах ад-Дин опирался прежде итого на элитные части конницы, созданные еще во времена более поздней армии Фатимидов. Только в самом конце периода Айюбидов бывальщины предприняты усилия для создания унитарной армии с элитными подразделениями мамлюков, находившихся под непосредственным контролем султана.

Вербовка в армию при айюбидах выделялась тем, что первоначально они полагались главным образом на курдов или туркменов, а затем все больше на мамлюков турецкого происхождения. Арабы играли второстепенную роль, а иранцы — еще меньшую, в то пора как армяне, берберы и чернокожие вскоре после захвата власти Саладином исчезли из его армии очень быстро.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Сирийская либо турецкая кольчуга XVI столетия. Более ранние кольчуги чрезвычайная редкость. Вес 9869 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Мамлюкский султанат Египта и Сирии был военным страной, созданным в значительной степени на благо армии. И эта армия была, вероятно, наиболее эффективной из всех, что были созданы в средневековье в Нордовой Африке и Передней Азии, и стала той моделью, на основе которой впоследствии была создана еще более эффективная османская армия. Его организация была сложной и даже «нынешней» в некоторых отношениях, с высоким уровнем дисциплины. Большая часть мамлюков в армии Айюбидов происходила из рабов… из южной России или западных степей. Их покупали, после соответственным образом готовили и тренировали. Значительное количество монгольских беженцев также поступило на службу к Айюбидам, что позволило им получить бесценный эксперимент ведения войны против монголов и их приспешников. В войсках Айюбидов было и много курдов, однако они были в основном бывальщины размещены в Сирии и по сравнению с рабами-мамлюками были не столь… популярны.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Индийская или иранская кольчуга начала XIX века. Выполнена в основном из стальных перстней с надписью, вплетенной из латунных и медных колец. Она включает в себя «Молитву Али», которая часто использовалась для защиты от опасности. Потому такая кольчуга предназначалась для обеспечения как физической, так и духовной защиты. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

«Тяжело в ученье, легко в походе!»

Одной из самых примечательных особенностей армии мамлюков была продуманная система тренировок личного состава, основанная на опыте Византии. Мамлюки уделяли большенное внимание стрельбе из лука, фехтованию и упражнениям с копьем, а также совершенствованию искусства верховой езды, известного как фурусийя. Регулярно проводились конные игры с копьем и перстнем, конное поло, скачки, всадники в обязательно порядке учились стрелять из лука с коня.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Топор телохранителей мамлюкских султанов, крышка XV в. (Венская оружейная палата)

В отличие от османов, мамлюки также относительно быстро осознали выгоды от огнестрельного оружия и спозаранок начали его применять. Некоторые виды пушек упоминаются в 1342 и 1352 годах, хотя первые неоспоримые упоминания датируются половиной 1360-х годов. Скорее всего это была легкая артиллерия и, возможно, примитивные виды ручного огнестрельного оружия.

P. S. Запоздалее на месте Канем-Борну (а названо это государство так потому, что сначала было Канем, а затем Борну) возник султанат Багирми (Бегхарми) и там тоже была конница в стеганках и с весьма странными копьями. Хотя и не на всех рисунках они такие. О данном же изображении сообщается, что оно сделано по описанию Диксона Денема, побывавшего в Багирми в 1823 г.

Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов
Конник Багирми по описанию Диксона Денема.

Использованная литература
1. Nicolle, D. The Military Technology of Classical Islam (Ph.D.thesis, Edinburgh University, 1982).
2. Nicolle, D. Yarmyk 630 AD. The muslim conguest of Syria. L.: Osprey (Campaign series № 31), 1994.
3. Nicolle, D. The Armies of Islam 7th – 11th centuries. L.: Osprey (Men-at-arms series № 125). 1982.
4. Nicolle, D. Armies of the Caliphates 862 – 1098. L.: Osprey (Men-at-arms series №320), 1998.
5. Nicolle D. Saracen Faris 1050-1250 AD. L.: Osprey (Warrior series № 10), 1994.
6. Heath, I. Armies of the Middle Age. Volume 1,2 Worthing, Sussex. Flexiprint ltd. 1984.
7. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 2.
8. Шпаковский, В.О. Рыцари Восхода. М.: Поматур, 2002.

Продолжение следует…

Источник


Бойцы Северной Африки 1050-1350 годов