Волгоград располагается в междуречье Волги и Дона
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Волгоград располагается в междуречье Волги и Дона
Волгоград

Волгоград

Волгоград располагается в междуречье Волги и Дона, какое с древнейших времен являлось перекрестком водных и сухопутных торговых путей. Здесь находились наиболее удобные перевозы и волоки между реками.

Дробные нападения кочевников на торговые суда, поход турок и крымцев через Переволоку на Астрахань в 1569 году в надежде изгнать русских из Нательного Поволжья вынудили Ивана Грозного и бояр заняться преобразованием станичной и сторожевой службы на юге страны. В кратчайшие сроки бывальщины построены крепости (остроги) Царевококшайск, Санчурин, Самара, Царицын, Саратов, Терки, Царев-Борисов.

Датой же основания самого города зачислено считать 12 июля 1589 года. Именно этим числом датирована грамота царя Федора Иоанновича воеводе князю Григорию Осиповичу Засекину, какому было поручено строить новый город.

Воевода Засекин избрал для города “Царицын остров” против устья реки Царицы, наименование которой связано вероятнее всего с тюркским “Сары-су” (“желтая, мутная вода”). По одной из версий наименование города возникло от имени реки Царицы, по другой, от тюркского слова “Сары-чин” (“желтый остров”). Сам город закономерно получил наименование Царицын.

Царицыну отводилась роль сторожевой крепости для защиты русской земли и великого волжского пути от набегов кочевников на юго-восточных рубежах русского государства.

В 1606 году при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Федора Иоанновича. Отсюда казаки собирались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение.

Несколько лет спустя Царицын был почти полностью уничтожен пожаром. В 1615 году город был отстроен наново, но уже на правом берегу Волги. В те годы под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и иных стран.

В 1691 году в Царицыне была учреждена таможня, здесь шла оживленная торговля солью и рыбой.

В 1723 году город посетил Петр I.

В 1727 году Царицын был опять уничтожен пожаром. В 1731 году его заново отстроили и укрепили. Город стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1774 году город два раза был осажден Емельяном Пугачевым, но без успеха.

В 1708 году Царицын был приписан к Казанской губернии; в 1719 году – к Астраханской; в 1773 году – к Саратовскому наместничеству.
В 1780 году Царицын сделался уездным городом Саратовского наместничества, а затем и губернии.

В начале XIX века в городе стали появляться первые промышленные предприятия. Бывальщины построены три кирпичных, два свечных, один горчичный и пивной заводы. Через Царицын пролегли пять почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царевская.

В 1862 году вступила в построение Волго-Донская железная дорога. Поезда двигались по маршруту “Царицын – Калач-на-Дону”. С 1879 года появилось также курс “Царицын – Грязи – Москва”; с 1897 года – “Царицын – Тихорецк”, с 1900 года – “Царицын – Донбасс”.

В крышке XIX века в городе заработали несколько представительств крупных пароходных компаний.

В 1880 году вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы “Нобель”, бывальщины построены крупнейшие в России нефтехранилища.

В начале XX века в городе действовали свыше 230 фабрик и заводов (пятнадцать лесопильных, две мукомольных, четыре чугунолитейных и механических, пять горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Город был телефонизирован.

В 1913 году в Царицыне показался трамвай, в центральной части были установлены первые электрические фонари. Также были открыты десять православных храмов и одна лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, две общественные библиотеки, пять типографий, две больницы, две амбулатории, земская лечебница для звериных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция.

Каждое лето в городе проводились три крупных ярмарки. Торговля носила транзитный нрав: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье.

Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах в Царицыне выходили ожесточенные бои.

Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из построения городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия. Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов. Исподволь возрождались предприятия пищевой, мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые.

В 1920 году Царицын стал центром Царицынской губернии.

В 1925 году Царицын был переименован в Сталинград. В 1928 году город сделался центром округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году – центром Нижневолжского края.

В 1934 году, после разделения Нижневолжского кромки на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего.

В 1936 году Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую область. В годы первых пятилеток бывальщины реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 год), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.

С первых дней Великой Отечественной брани город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке страны. Сталинградские заводы производили и ремонтировали танки, артиллерийские орудия, корабля, минометы, автоматы и другое вооружение.

С весны 1942 года начались регулярные налеты фашистской авиации на Сталинград.

C 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на подступах к городу и в самом городе выходила одна из важнейших битв Второй мировой войны (1939-1945 годы) – Сталинградская, ставшая ее переломным этапом.

Первоначально наступление на Сталинградском курсе вела 6-я немецкая армия, а с 31 июля 1942 года и 4-я танковая армия. В оборонительной операции советские войска обессилили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование реализовало наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецко-фашистские 6-я и 4-я танковая армии, румынские 3-я и 4-я армии, итальянская 8-я армия.

Сталинградская битва продолжалась 200 дней. Фашистский блок утерял в ней убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона человек, что составляло примерно четверть всех своих сил, работавших на советско-германском фронте.
После Сталинградской битвы в Сталинграде не оставалось ни одного целого здания, среди руин трудно было установить даже направление улиц. В послевоенные годы город был выстроен заново.

1 мая 1945 года за выдающиеся заслуги перед Отечеством Сталинград был удостоен почетного звания города-героя, а 8 мая 1965 года был награжден орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда”.

В 1958 году Указом Президиума ВС РСФСР Сталинград был назначен городом областного смыслы и административным центром Сталинградской области.

В 1961 году из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.

В 2005 году Законом Волгоградской районы Волгоград был наделен статусом городского округа. День города отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября.

Современный Волгоград занимает площадь в 56,5 тысячи гектаров. Эта территория поделена на 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский и несколько рабочих поселков. Сообразно Всероссийской переписи 2002 года, население города составляет чуть более 1 млн человек.

Город является крупным индустриальным центром. Здесь работают более 160 крупных и средних промышленных предприятий, обслуживающие такие отрасли промышленности как электроэнергетика, топливная индустрия, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, оборонно-промышленный комплекс, лесная промышленность, легкая и пищевая индустрии.

Через город проходит Волго-Донской судоходный канал, сделавший Волгоград портом пяти морей.

Город имеет раскрученную инфраструктуру, в которую входят около 500 образовательных учреждений, 102 медицинских учреждения и 40 культурных организаций и др.

В городе насчитывается 11 стадионов, 250 залов, 260 приспособленных для дел физкультурой и спортом помещений, 15 плавательных бассейнов, 114 спортивных площадок, футбольных полей, футбольно-легкоатлетический манеж.

>