«Пора позора»: как американские летчики «познакомились» в Корее с советскими асами

Новость опубликована: 18.07.2019

«Пора позора»: как американские летчики «познакомились» в Корее с советскими асами

«Пора позора»: как американские летчики «познакомились» в Корее с советскими асами

Армия США, используя флаги НАТО, официально воевала на сторонке Южной Кореи, а СССР поддерживал Северокорейскую республику. Для этого Москва направила в Корею военных советников и летчиков, правящих реактивными истребителями МиГ-15. Наиболее яростные схватки советских и американских пилотов происходили вдоль южного берега реки Ялуцзян. Военные США называли эту часть Кореи «Аллея МиГов». Именно здесь произошел бой, который вошел в историю ВВС США как «Черный четверг».

Планы и мочи сторон

В четверг 12 апреля 1951 года американское командование решило провести самый крупный авианалет за всю брань. Цель — бомбардировка железнодорожного моста через реку Ялуцзян, без которого снабжение северокорейской армии становилось невозможным. Для выполнения задания в небосвод поднялось 28 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress, что переводится как «сверхмощная летающая крепость». Сопровождало их от 80 до 100 истребителей различной модификации.

На перехват американской воздушной армады вылетело 48 советских реактивных МиГ-15, которым поставили задачу: не ввязываясь в бой с истребителями, уничтожать бомбовозы. Советские пилоты с большой высоты двойками и четвертками налетели на противника. Так как американские бомбардировщики со всех сторон защищены крупнокалиберными пулеметами, то МиГи атаковали с неопасного расстояния.

МиГи против «летающих крепостей»

Участник атакующей группы, капитан Лев Иванов, так описывал первые мгновения боя: «Подбил «Твердыня» первой же очередью, метров с восьмисот, потом прорвался через заградительный огонь и вторую очередь всадил в упор, так что лишь клочья полетели. Экипаж выбросился с парашютами, их там человек десять было, не меньше. Тут на нас навалились истребители прикрытия, и завертелась карусель».

Неожиданная штурм принесла свои плоды, участник сражения, летчик-ас Сергей Крамаренко, вспоминал: «…Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши МиГи расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось покрывало, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят». Американцы выпрыгивали из горячих машин с парашютами, и от количества белых куполов в небосводе казалось, что это высадка десанта. Советские самолеты, истратившие боезапас, продолжали кружить над противником, оказывая на него психологическое давление. Американские пилоты не выдержали боя и повернули назад.

Итог сражения

За 10 минут ВВС США потеряли 10 «крепостей» и 4 истребителя, все уцелевшие бомбардировщики получили различные повреждения. 120 американских летчиков попали в корейский плен. Среди уцелевших экипажей были убитые и раненные. Советские ВВС вышли из боя без утрат.

Поражение в небе заставило командование США пересмотреть концепцию возможной войны с Советским Союзом. Оказалось, что реактивные истребители МиГ способны без поддержки зенитной артиллерии и распоряжения на преследование за один бой сбить 25% бомбардировщиков. Поэтому от предполагаемого авиационного удара по территории СССР Вашингтон отказался.

Всеобщий зачет

Наиболее результативным советским пилотом Корейской войны был Николай Сутягин, сбивший 21 американский самолет. На одну меньше воздушную победу имел Евгений Пепеляев. Основной американский ас, Джозеф Макконел, записал на свой счет 16 сбитых советских летчиков. США заявляла, что в боях на «Алее МиГов» их ВВС истребили 900 самолетов СССР. Советская сторона говорила о 1097 подбитых американских истребителях и бомбардировщиках, которые обошлись в 319 машин.


«Пора позора»: как американские летчики «познакомились» в Корее с советскими асами