Конники в Императорском арсенале Вены

Новость опубликована: 13.10.2019

…ибо пришёл им конь со страшным всадником.
Вторая книга Маккавейская 3:25

Военные музеи Европы. В прошлый раз мы посмотрели на муляжи всадников в доспехах и верхотурой на конях, выставленных в самых различных музеях. И, наверное, история каждого такого «экспоната» (если в ней покопаться, конечно!) будет весьма интересной. Беда лишь в том, что копаться нет времени, да и информации по экспонату подчас просто нет. Не все доспехи даже взвешены и измерены, а толщина металла не установлена. Но есть и приятные исключения. Например, Венская императорская оружейная палата (или Арсенал), с коллекциями которой мы с вами уже некоторым манером знакомились. Однако они так обширны, что рассказывать о них можно долго. Кроме того, Арсенал от других музеев выгодно отличается тем, что конских фигур в нем весьма много. Вряд ли будет преувеличением считать, что их тут больше, чем во всех остальных, вместе взятых, включая и Метрополитен-музей в Нью-Йорке! А ведь, кроме коней в самом арсенале, кушать еще и кони со всадниками в замке Амбрас, его филиале.

Конники в Императорском арсенале Вены
Всадники в доспехах из замка Амбрас, филиала Венского императорского арсенала

Удобопонятно, что до наших дней дошли в основном всаднические доспехи XVI – XVII веков, потому, что тогда их уже стали беречь по-настоящему, то кушать, каталогизировать и правильно хранить. И тем не менее, даже столь поздние, на наш взгляд, доспехи безумно интересны, как с точки зрения истории, так и своими художественными особенностями.

Конники в Императорском арсенале Вены
Гарнитур для конника и его коня Александра Фарнезе (Венский императорский арсенал)

Конники в Императорском арсенале Вены
Этот же гарнитур, снятый в зале Арсенала

Начнем мы, пожалуй, вот с этого доспеха, какой интересен прежде всего тем, что выполнен в античном стиле, мода на который в Европе распространилась под влиянием идей эпохи Ренессансы. Это сложный рыцарский гарнитур для всадника и его коня, причем очень любопытный тем, что может использоваться и в качестве парадного, и турнирного для конного единоборства (имеется грангарда для левого плеча), и также для турнира пешего. Щит (он виден сзади у седла) использовался для представительных выездов и парадов. На овальном медальоне щита представлена передача ключей от города Вавилона Александру Великому. Эту сцену окружают четыре медальона с изображениями Артемиды Эфесской.

Конники в Императорском арсенале Вены
Этот же гарнитур, вид справа. Обратите внимание на необыкновенно пышный декор его лат

Владельцем доспехов являлся герцог Алессандро (Александр) Фарнезе, герцог Пармы и Пьяченцы (1545—1592), причем это подтверждает и изображение Артемиды Эфесской, знаменитая римская снимок которой была украшением антикварной коллекции герцога Фарнезе. После смерти дона Хуана Австрийкого в 1578 году собственно Алессандро Фарнезе, сын незаконнорожденной дочери императора Карла V, стал губернатором и верховным главнокомандующим испанскими войсками в Нидерландах. В том же году эрцгерцог Фердинанд попытался приобрести у него доспехи и портрет для своего знаменитого «арсенала героев», и, видимо, сделка эта благополучно совершилась. Гарнитур был изготовлен в 1575 году миланским искусником Лусио Пиччинино. При этом для его изготовления использовались ковка, воронение, полировка, золочение, серебрение, инкрустация золотом и серебром, а их подкладка была выполнена из кожи, шелка и бархата.

Конники в Императорском арсенале Вены
Гарнитур императора Фердинанда I (1503 – 1564) труды Кольмана Хельмшмида (1471 — 1532 гг. в Аугсбурге). Выполнен в стиле аугсбургского мастера Даниэля Хопфера

Доспех этот предназначался «и для поля, и для турнира» и был состоятельно украшен. Был изготовлен в 1526 году. Имел синее воронение с позолотой, а также выгравированными мифическими существами, волютами и красками. Боковые выпуклости конского нагрудника украшают морды львов. Гарнитур интересен тем, что рифленой выполнена даже передняя лука седла. Кираса заключается их двух частей, что для этого времени не типично. Причем верхняя часть рифленая, а нижняя – гладкая. Грангарда с высоким щитком слева съемная, так же, как и остроносый бафф – предличник. Обращает на себя внимание и накрупник из перекрещивающихся металлических полос. Никакой персоной защитной роли эта конструкция не играет, но впечатляющим образом смотрится как дань традиции. Гарнитур находился в замке Амбрас, где был выставлен в «зале доспехов героев», где взял место доспехов короля Рупрехта I (1352—1410). Сегодня экспонируется в Венском Арсенале в зале №3. Материалы: рифленый металл, латунь, литье под золото, кожа.

Конники в Императорском арсенале Вены
«Римские доспехи» эрцгерцога Фердинанда II Тирольского, сына Фердинанда I (1529 – 1595). Труд мастера Джованни Паоло Негроли (1530—1561, Милан). Изготовлен около 1545-1550 гг.

Оригинальные кольчужные доспехи для конника и его коня, изготовленные из двух типов колец: железных и желтоватого цвета – из латуни. Эти кольца сплетены в узор и образуют геральдические символы эрцгерцогства Австрии. Наплечники и отворённый шлем бургиньот оформлены в виде морд фантастических животных, так же, как и чеканный конский налобник шанфрон. Наколенники выполнены в облике голов льва. Причем забавно, что фантастическая голова шанфрона ест лист, но это не лист обычного растения. Голова пожирает лист аканта, символизирующий древность, что лишь подчеркивает древний нрав этой якобы «римской брони» — типичный прием мастеров эпохи маньеризма XVI — первой трети XVII столетия.

Конники в Императорском арсенале Вены
«Миланская броня» эрцгерцога Фердинанда II Тирольского, сына Фердинанда I (1529—1595)

Доспехи под античность играли важную роль в придворной существования XVI века, что видно из большого количества этого снаряжения, имевшегося в распоряжении эрцгерцога Фердинанда II из Тироля. Дело в том, что доспехи, как и платье, были подвержены влиянию моды. А мода во второй половине XVI века сильно изменилась. В оформлении доспехов стали модными подмостки из мифологии. Поскольку счета на эти доспехи сохранились, мы не только хорошо знаем об их цене в 2400, но и знаем, какие мастера сидели над этим произведением искусства. Сами по себе, если абстрагироваться от их высоких художественных достоинств, эта «броня» не что иное, как доспехи высокопоставленного офицера конницы, который имел булаву в качестве знака военачалия (заткнута за седло), меч и слева под седлом еще и «панцерштехера» (меч-кончар), служивший для того, чтобы пробивать вражьи доспехи. И он же использовался в качестве копья против пехотинцев, чтобы уверенно доставать тех, кто падал на землю. Шлем типа бургиньот украшен фигуркой дракона с зазубренными крыльями. Под кирасу надета кольчуга с долгими рукавами и латными перчатками. Большой круглый щит разделен на три зоны двумя концентрическими кругами. В центре острие на розетке из листьев. В посредственнее зоне расположены четыре овальных медальона, внутри которых изображены Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Самсон и Далил, Геракл и Какуса. По внешнему кромке находятся «трофеи» и медальоны с изображением Марка Курция, спящего Геркулеса, Манлия Торквата и галла, а также сцена самоубийства Клеопатры. Изготовлен гарнитур был образцово в 1559 году. Мастер: Джованни Баттиста, по прозвищу «Панцери». Художник, нарисовавший все украшающие доспех фигуры – Марко Антонио Фава. Материалы: чеканное железо с кубовым воронением, полировка, позолота и серебрение. Отделка кожей, светло-синим и черным шелком, красной шерстяной тканью.

По мере распространения огнестрельного оружия возник спрос на легкую конницу, с минимумом доспехов. Отчего? Да просто потому, что та же конница пистольеров или рейтаров обходилась казне очень дорого, но вот убивать друг друга им было весьма сложно. Часто приходилось стрелять из пистолетов буквально в упор, видя белки глаз противника! «И полковникам, и головам стрелецким надобно накрепко знать тое меру как велеть запалить, а что палят в двадцать саженях, и то самая худая боязливая стрельба, по конечной мере пристойно в десять сажень, а ровная мера в пяти и в трех саженях, да стрелять надобно ниско, а не по аеру (по воздуху)» — писал русский царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим в 1660 году, что было тогда повсеместным явлением. Поскольку в те годы длина сажени составляла 2,16 м, то три сажени – это 6,5 м. Все это с успехом могла проделать, однако, и легкая конница, вот лишь маневрировала она на поле боя куда быстрее, чем тяжелая рейтарская, была более маневренной, а стоила намного дешевле. Из традиционного вооружение венгерская легкая конница, так, оставила себе лишь короткие кольчуги, шлемы бургиньоты восточного (турецкого образца), щиты типа «венгерский тарч» и будет длинные легкие копья, одинаково пригодные для метания и для укола. Характерной особенностью конской упряжи турецких и венгерских конников стала нашейная конская подвеска челенг. В Венском арсенале имеется одна такая подвеска из позолоченного серебра, украшенная кабаньими клыками, с пятернёй из шести яка. Но… использовали на это украшение и женские волосы, в особенности срезанные с голов европеек-блондинок!

Конники в Императорском арсенале Вены
В зале №6 выставлен доспех такого легкого конника, также принадлежащий эрцгерцогу Фердинанд II, сын Фердинанда I (1529—1595), изготовленный в мастерской Каремоло Модроне (1498—1543, Мантуя)

Считается, что это не что другое, как образец снаряжения венгерского гусара, изготовленный по заказу императора для карнавала 1557 года в Праге. На нем эрцгерцог Фердинанд II организовал турнир, в котором одна партия была одета в костюмы христианских рыцарей и венгров, а другая – мавров и турок. То, что христианские бойцы использовали украшения турецкого происхождения (тот же челенг, например), не удивительно, поскольку это было время, когда носить оружие такого неприятеля, как турки, включая и конские украшения, было не только модно, но и свидетельствовало о немалой отваге и воинском мастерстве их владельца, так как добыть их можно было лишь в качестве трофея.

С такими «доспехами» использовался специфический щит, получивший наименование «венгерского». Один такой щит, называвшийся «Констанция», был сделан для свадьбы эрцгерцога Фердинанда II с Анной Катериной Гонзага в 1582 году. В сегодняшнее время он находится в запаснике арсенала. Известно, что изготовлен он был в Инсбруке. Щит деревянный с металлическими оковками, украшения из серебряных нитей, сусального золота, перьев попугая. Рисунок сделан акварелью. Внутри – кожаные ремни.

Конники в Императорском арсенале Вены
Щит «Констанция»

Природно, что чисто рыцарские доспехи в XVI веке больше и больше приобретали функции представительской «одежды», то есть их использовали на поле боя, но, основным образом командиры, и потому они также богато украшались. Затем – функции придворной одежды, демонстрация своего могущества сквозь демонстрацию дорогих и «современных» доспехов, и, наконец, доспехи для участия в турнирах. Вот почему именно в эту эпоху стали так популярны гарнитуры. Получалось, что даже дорогостоящий гарнитур в целом обходился дешевле, чем, скажем, пять отдельных комплектов доспехов.

Конники в Императорском арсенале Вены
Доспехи «Лепестки розы». Самое увлекательное, что это и гарнитур и… не гарнитур одновременно. Гарнитур, потому, что все эти четыре доспеха состоят из взаимозаменяемых деталей с одинаковым оформлением. И не гарнитур, потому, что это четыре различных доспеха, но с одинаковым оформлением

А было так, что 1571 году эрцгерцог Карл II из Внутренней Австрии должен был жениться на баварской принцессе Марии. Этот супружество, который представлял своего рода союз двух католических держав в южной Германии против протестантских немецких князей, был весьма важным для австрийского двора. Никакие затраты не считались чрезмерными. Главное было отдать дань уважения этому событию, поскольку оно означало сплочение сил контрреформации. Потому не надо удивляться, что для императора и князей была создана целая серия церемониальных доспехов, специально под это событие. Празднества и турниры должны бывальщины проходить в течение нескольких дней. Сначала они должны были проходить в Вене, а затем в Граце. У Максимилиана II для запланированных турниров, в общем-то, уже был гарнитур, изготовленный искусником Вольфгангом Гросшеделем (1517—1562, Ландсхут). Этот гарнитур состоял из двенадцати различных частей, которые могли быть легковесно преобразованы по «модульному принципу» в боевые, турнирные и парадные доспехи. Однако, к моменту бракосочетания этот гарнитур уже устарел. И тогда император приказал сыну Вольфганга Францу обратить этот доспешный гарнитур… в четыре разных доспеха! Слева на фото боевой доспех для боя на копьях, следующий доспех турнирный с грангардой для левой сторонки груди и усиленный доспех для руки. Следующий доспех – трехчетверной доспех копейщика. Наконец самый последний доспех справа – турнирный с юбкой колоколом для пешего боя.

Комплект доспехов получил название «Лепесток розы» поскольку Франц Гросшедель использовал для его оформления изображение розы. Мастерская пользовалась большенный известностью, династия Гросшеделей работала в основном для требовательного Мадридского двора, испанского короля Филиппа II, а также для австрийского двора Габсбургов, а также для двора Виттельсбахов в Баварии и курфюрста Саксонии.

Доспехи есть в зале №7. Принадлежали эрцгерцогу Фердинанду II, сын Фердинанда I (1529—1595) Материалы: полированное железо, на нем гравированные ленты с позолотой и чернением, латунь. Подкладка: кожа, бархат

Конники в Императорском арсенале Вены
Увлекательно, что муляжи коней в Венском Арсенале сделаны в разных и зачастую очень живых позах…

Доспехи в три четверти появились уже в начине XVI века как ответ на распространение огнестрельного оружия среди всадников. Ноги ниже колен теперь защищали сапогами из жесткой кожи. На кирасе копейный крюк пуще всего отсутствовал. И даже если использовалась кираса от старых доспехов, то его просто снимали, оставляя дырки от винтов. Этот доспех появился около 1520 года как более легкий тип доспехов всадника, и в котором поверх закрытого шлема надевался шлем бургиньот. Весьма часто их надевали командиры пехоты, которые отдавали свои команды сидя верхом на лошади, но в то же время – это легкое амуниция позволяло им при необходимости вести своих солдат и пешком. Конрад фон Бемельберг был одним из самых известных командиров ландскнехтов императора Карла V. Увлекательно оформление кирасы доспеха. На ней справа изображен ландскнехт, молитвенно преклонивший колени, и вполне возможно, что это сам Бемельберг, а слева распятый Христос, к какому коленопреклоненный обращается с молитвой.

Конники в Императорском арсенале Вены
Доспех Конрада фон Бемельберга (1494—1567). Изготовлены около 1535—1540 гг.

Поскольку в таких доспехах доводилось сражаться не только верхом, но и в пешем строю, они оснащены металлическим гульфиком – деталью доспехов, которой очень интересуются отдельные посетители нашего сайта. История ее такова: в XV столетье кольчужные набедренники имели спереди специальный напуск, называвшийся латц, латы же тогда гульфика не имели, поскольку конник сидел в окованном металлом седле, и все, что у него выступало между ног, седло же хорошо и защищало! Края набедренников образовывали декольте для большего удобства сидения в седле. В начале XVI века внутри выреза по-прежнему находился «мешочек» из кольчуги, а полностью раскрученный металлический гульфик появился примерно около 1520 года. В это время он имел вид железного колпака, соединенного с кирасой при поддержки заклепок или лент. Доспех находится в зале №3. Мастер-изготовитель: Вольфганг Гросшедель (1517—1562, Ландсхут). Травление выполнил Амброзиус Гемлих (1527—1542, Мюнхен и Ландсхут). Шлем труды Валентина Зибенбюргера (1531—1564). Материал: полированное железо с частичным травлением, позолотой и чернением углублений.

Продолжение следует…

Ключ


Конники в Императорском арсенале Вены