Конники в музеях. Понемногу о каждом

Новость опубликована: 06.10.2019

Несется конница, сверкает меч, и блещут копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их.
Книга пророка Наума 3:3

Военные музеи Европы. В Европе, да и в США тоже, есть множество музеев, тематика которых позволяет отнести их в военным. Однако нас сегодня интересуют лишь те из них, в которых экспонируются рыцарские доспехи. И не попросту доспехи, а манекены всадников и лошадей, на которых они вполне могли ездить при жизни. Потому что задача музея не только хранить различное ценное «старье», но еще и с его помощью просвещать людей современности. Сами по себе доспехи интересны, но надо напрягать ум, чтобы себе представить, как они сидели на теле человека. Одарили их на манекен – отлично! Но ведь рыцарь был всадником, у него было седло, стремена… Как он всем этим пользовался, насколько, сидя верхотурой на лошади, возвышался над толпой? То есть если мы посадим рыцаря в полном вооружении на фигуру коня, образовательный эффект от этого будет несравненно выше.

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Рыцарская кавалькада из Метрополитен-музее в Нью-Йорке. На крайней справа фигуре доспехи для всадника и коня герцога Саксен-Кобургского Иоганна Эрнста (1521–1553), труды нюрнбергского мастера Кунца Лохнера (1510–1567). Время изготовления ок.1548 г. Вес доспеха всадника: 25.4 kг. Вес конского доспеха совместно с седлом 41,73 kг.

Конечно, тут есть много «но». Во-первых, просто так рыцарские доспехи, надетые на манекен, на конский муляж не посадишь. Необходим гарнитур, то есть седло и стремена, а также конские доспехи, подходящие именно к доспехам сидящего на нем всадника. Но таких гарнитуров сохранилось меньше, чем собственно доспехов. Отчего? Да просто потому, что, когда рыцарство свой век отжило, конские доспехи потеряли всякий смысл раньше, чем доспехи рыцарские. Те можно было поставить у себя в замке красивости ради, и вот для экспозиции конских доспехов требовалось… чучело коня. Сделать хорошее чучело стоило больших денег, а после за ним нужно было ухаживать, оберегать от моли, чистить от пыли, а все это была лишняя головная боль, значимости хозяину доспехов не прибавлявшая. Так, в чешском замке Глубока-над-Влтавой кирасирские доспехи в большом количестве висят по его стенам внутри огромного холла исключительно ради красивости, а вот муляж коня, на котором восседает рыцарь в «максимилиановских доспехах», всего лишь один. Да и места много такие кони занимают, а толку от них чуть. Да еще они и нести могут, и как с этим могла мириться та или иная знатная госпожа? Да никак она не мирилась! Доспехи, если уж они так греют душу ее муженьку, – в арсенал, а конские доспехи – отдадим старьевщику, покуда муж в отъезде. Таким или примерно таким вот образом было потеряно множество конских доспехов позднего этапа, а уж о более ранних – тех, что были из ткани, кожи и кольчужного полотна можно и вообще забыть – не сохранился из таких ни один! Желая упоминаются кольчужные конские доспехи уже во французских документах 1302 года.

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Конский доспех из Италии, ок. 1580-1590 гг. Доспехи, показанные на этой снимки, покрыты гравированным орнаментом, в котором присутствуют листья, мифологические существа, а также герои библейской и классической истории, такие как Давид, Голиаф и Марк Курций. Превосходное качество гравировки и предпочтение всеобщего декора указывают на происхождение из Брешии — второго по значимости центра производства оружия в северной Италии после Милана. Брешиа была основным поставщиком оружия в Венецианскую Республику. Были в арсенале графов Коллальто в замке Сан-Сальваторе, недалеко от Тревизо. Это один из немногих полных конских доспехов, сохранившихся с крышки XVI века, поскольку конница в тяжелой броне в это время играла все меньшую роль на войне. Вероятно, эти доспехи были сделаны для графа Антонио IV Коллальто (1548–1620), вероятно, в 1589 году, когда он был назначен командующим венецианской армией. Вес доспеха равен 42,2 кг (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Гравировка конского доспеха из Италии, ок. 1580-1590 гг., крупным планом

В Музее Армии в Париже выставлено чучело коня Наполеона и, надо сознаться, имеет оно весьма «бледный вид». Видно, что и время, и насекомые, потрудились над ним немало. Вот почему, собственно всадники в этом музее восседают на конях бесшерстных, но отлично изготовленных и отлично раскрашенных. И такие же конские муляжи сегодня используются сегодня в музеях Европы и США, повсеместно. Здесь можно наименовать всемирно известный Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в котором в зале 371 экспонируется целая кавалькада из четырех всадников в доспехах французских жандармов эпохи короля Карла VII. И глядятся они очень реалистично и, что тоже очень важно, находятся не за стеклом. Поэтому их можно фотографировать с любых точек и в деталях.

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Всем популярная фигура рыцаря в готических доспехах из Королевского Арсенала в Лидсе

Очень эффектно размещены всадники на конях в Королевском Арсенале в Лидсе, Великобритания. Тут воспроизведена атака конных латников на пеших стрелков, и есть отдельно стоящие фигуры самурая, монгольского всадника, рыцаря в готических германских доспехах. Увлекательно, что щит для монгольского всадника делал наш российский историк В.Горелик. Как и положено, он плел его из прутьев, обматывал их цветными нитками, подбирая рисунок, в общем, работу проделал колоссальную. Ну и зато щит смотрится как настоящий.

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Вот этот всадник и вот этот щит (Королевский Арсенал, Лидс)

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Тибетский конник, одетый в ламеллярные доспехи зуб кан (1600-1699) (Королевский Арсенал, Лидс)

Но опять-таки, если сделать муляж коня желая и дорого, но все-таки возможно, где взять на него конские латы? Изготовить заново, как тот же Горелик сделал щит? Но тут большая разница – одно дело изделие из хворостин, кожи, кисточек и ниток и совсем другое – масса чеканного железа, в которой все детали должны быть продуманы. Ныне благодаря лазерному сканированию и 3Д печати вполне можно сделать копию любых доспехов, в том числе и конских. И устроить вполне нынешний музей доспехов и рыцарей верхом на прекрасных конях. Вот только цена такой работы будет зашкаливать. Например, американский пистолет Кольт 1911А1 изготовленный обыкновенным способом стоит 200 долларов. А этот же самый пистолет, распечатанный на 3Д-принетере – более 2000! Так что хоть и дороги бывальщины настоящие рыцарские доспехи в Средние века, их копии, изготовленные в металле по самым современным технологиям, как это не парадоксально звучит, очутятся еще дороже! Во всяком случае пока так. Как там будет в дальнейшем предугадать довольно трудно.

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Очень хорош в Лидсе и японский конный самурай

Если кушать конь-манекен, то должен быть и манекен всадник. Сажать на коня пустые доспехи – глупо, поскольку трудно обеспечить натуральный внешний вид. То кушать надо чтобы был еще и человек-манекен и надо его обрядить в доспехи. Штаны надеть, потому, что они бывают видны, рубашку – которую нередко также можно видать на сгибах локтей. Но самое сложное все-таки не это, а конская упряжь. Да, есть седло (они часто сохранялись), есть шаффрон, мундщтук со всеми причиндалами, кушать собственно бард – конские доспехи. Но подпруга, подхвостник, а иногда и уздечка – все это кожаное и от времени приходит в негодность. Грызло мундштука опять же надо верно дать «коню» в зубы, закрепить на нем кожаную амуницию, потом металлические доспехи… И нужно еще все время помнить об историзме. Так, Людовик XII в 1507 году въехал в Геную на коне, у которого были обрезаны уши и полностью выбрита грива, чтобы придать ему дикий и устрашающий вид. Подобное «украшение» коню вошло в моду еще при Карле VIII, так что на каком-то муляже все эти особенности эпохи вполне можно было бы и воспроизвести. Но чтобы так сделать, про это необходимо ведать, то есть нужна слаженная работав историков, коневодов и специалистов по конскому снаряжению, кожевников и реставраторов. Уже одно — это перечисление демонстрирует, что стоить их услуги будут очень дорого! Конечно, можно поручить это дело и… «абы кому». Но тогда нужно заранее быть готовым к тому, что в век интернета ваш музей получит не «лайки», а массу критических замечаний, какие… понизят его привлекательность как в глазах посетителей, так и инвесторов, а закончится все это может и вовсе очень плохо.

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Диорама «Битва при Павии» (Королевский арсенал, Лидс)

Тем не немного, все большее число музеев обзаводится конными фигурами в доспехах и там, где они сделаны «как надо» они всегда привлекают внимание посетителей и играют значительную просветительскую роль.

Ну а теперь давайте познакомимся и с собственно конскими доспехами, а затем и с доспехами, которые экспонируются в различных музеях.

Конники в музеях. Понемногу о каждом
И опять Лидс. Рейтар эпохи Тридцатилетней войны. Лошадь уже без доспехов, на кобуре сверху клапан от дождя. Одно лишь увлекательно, под клапаном пистолет засунут рукояткой к седлу или к шее?

Начнем с того, что на знаменитой «Байесской вышивке» 1066 года никаких конских попон нет. Но популярно, что конские попоны из металлических пластин использовались в Древнем Риме времен заката империи, у тех же парфян, затем в Иране, поскольку они кушать на барельефах иранских шахов VII в., а также в Византии. Византийские всадники-катафракты имели на своих конях панцири из костяных и металлических пластин, пришнурованных на кожаную подкладку. Уже в эпоху крестовых походов попоны из материалы, пока же только для защиты от палящего солнца, появляются и в европейской рыцарской коннице.

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Впрочем, и у нас появились прекрасные экспозиции конников в доспехах, опять же на одеспешенных лошадях. Например, вот эта троица – из Музея артиллерии и войск связи в Петербурге. Доспехи – превосходные! Ну, попросту очень впечатляющие доспехи. Я бы даже сказал, лучше, чем в Метрополитене. Сидят «ребята» как влитые. Ну, древко копья у первого привязано леской, то кушать рукой в латной рукавице он его не держит. Но это уж мелочь. А вот то, что манекен лошади изготовлен в мастерской барона П.К. Клодта в 1840-1850 гг. уже одним превращает его в ценнейший музейный экспонат – образчик того, как «это» делали тогда!

В Европе с конскими доспехами рыцари познакомились, встретившись на полях сражений с монголами хона Бату. Детальное их описание оставил Плано Карпини, но заимствовать их устройство западноевропейские рыцари не стали. В начале XV века рыцари защищали своих коней кольчужными и стегаными попонами. Порой их усиливали налобниками из металла или толстой вываренной кожи. Затем на полях сражений появились кони в железных нагрудниках, и в попонах бригандинного образа. То есть к таким попонам изнутри приклепывались металлические пластины, поэтому снаружи были видны лишь очертания пластин и головки заклепок. Но уже в XIV столетье эти виды защиты сменили большие цельнокованые металлические пластины, закрывавшие прежде всего грудь, шею и круп коня. Собственно эти части дела животного были наиболее уязвимы… для стрел лучников и арбалетчиков, громко заявивших о своем могуществе на полях сражений Столетней брани. Такие доспехи вошли в массовый обиход рыцарства уже в середине XV века. Именно в это время тяжелая рыцарская конница сделалась массово использовать латные доспехи для защиты своих коней и продолжалась эта практика примерно… 150 лет. Интересной особенностью таких конских доспехов сделались парные умбоны на нагрудной металлической пластине. К XVI веку такие доспехи достигли максимального совершенства, причем в начале столетия появились даже рифленые «максимилиановские» доспехи, и также с умбонами спереди.

Конники в музеях. Понемногу о каждом
И вот этот конь, покрытый попоной (понятно, что новодел, но новодел неплохой!) тоже из этой же мастерской. Но… как всегда у нас чего-нибудь да не хватает. Уздечка есть, а вот мундштука нет. И поводья прикреплены к… уздечке! Увы, «коекакушество» у нас неистребимо!

Типический конский европейский доспех из кованых металлических пластин — бард состоял из следующих основных частей:
— шаффрона (наморлника),
— кринета (нашейника),
— пейтраля (нагрудника),
— круппера (накрупника),
— и двух фланшардов (боковых пластин).

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Вот как должен бы глядеть типичный средневековый мундштук той эпохи. Ну и попросили бы какой-нибудь музей его им продать… Это мундштук рыцарского коня периода ок. 1550 года, и как вы видаете, он был весьма сложно устроен. Мало того, что он богато украшен, видимо, в соответствии с общим декором доспехов, он совершен и как механизм. Внутри него есть так называемая челюстная цепь, служившая… «чтобы развлечь» лошадь, которая, играя с ней своим языком, вызывала сама у себя слюноотделение и этим расслабляла мышцы челюсти.

Почитается, что этот мундштук сделан к роскошному парадному гарнитуру для человека и коня, изготовленному в 1550-х годах в Италии для эрцгерцога Фердинанда II Австрийского (1529–1595), (хранится в музее Художественно-исторический музей в Вене). Популярно, что Фердинанд заказал несколько комплектов конского снаряжения. Возможно, что этот мундштук принадлежал этому гарнитуру, если лишь мастерская, его изготовившая не поставила его «на поток». В любом случае это сложное устройство, свидетельствующее о хорошем знании анатомии и физиологии коню и умению к ним применяться для более гибкого управления. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Конники в музеях. Понемногу о каждом
А некоторые мундштуки были еще и усажены шипами, чтобы за них невозможно было схватиться врагу (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Многих читателей ВО интересует толщина металла, который шел на изготовление доспехов в том числе и конских. Так вот, собственно на конских доспехах толщина брони имела особое значение. Дело в том, что железная броня толщиной всего 1,5 мм, покрывающая у коня морду, шею, бюст и круп, в общей сложности весила ни много ни мало 30 килограммов! К ним следует добавить окованное металлом седло, прочую амуницию, а затем и вес самого конника, и вес его доспехов, которые тоже могли иметь вес от 27 до 36 килограммов. То есть делать такие доспехи еще толще, означало нагружать излишне нагружать коня, что было нежелательно во всех касательствах. Но зато тонкий металл был удобен для чеканки, и к тому же большие поверхности конской брони позволяли выполнять на них крупные чеканные изображения.

Конники в музеях. Понемногу о каждом
Кринет, изготовлен ок. 1535 г. Искусник Валентин Зибенбюргер (Нюрнберг, ок. 1510–1564, мастер с 1531 г.) Длина 95,2 см); ширина 29,9 см; вес 3070 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Продолжение вытекает…

Источник


Конники в музеях. Понемногу о каждом