ВВС КОНР: где на фронте отличились пилоты армии Власова

Новость опубликована: 04.12.2019

ВВС КОНР: где на фронте отличились пилоты армии Власова

ВВС КОНР: где на фронте отличились пилоты армии Власова

Русская освободительная армия генерала Власова, как известно, осталась в истории как «мёртворождённая» – слишком поздно немцы зачислили решение о её формировании. Тем не менее, замыслы были масштабными. У Власова имелись даже собственные военно-воздушные силы, кадровый состав каких отличился в борьбе с партизанами в Прибалтике и Белоруссии.

Группа Холтерса

История ВВС КОНР фактически началась ещё весной 1942 года, когда обслуживающий персонал из советских военнопленных сделался допускаться на аэродромы Люфтваффе.

Однако первое боевое подразделение было сформировано в 1943 году в селении Морицфельде в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом. Тут находилось отделение «Восток», куда попадали советские лётчики, приземлившиеся с парашютом за линией фронта или добровольно перелетевшие на сторонку. Возглавлявший «Восток» подполковник Холтерс в сентябре 1943 года получил распоряжение из канцелярии Геринга: создать из русских лётчиков-перебежчиков особую авиационную группу. В поддержка Холтерсу был подыскан 48-летний полковник Виктор Иванович Мальцев – бывший начальник санатория «Аэрофлота» в Ялте, который после дела Крыма предложил свои услуги врагу и стал бургомистром Ялты. У Мальцева было достаточно оснований ненавидеть советскую воля – в 1938 году его как «военного вредителя» подвергли пыткам чекисты (о чем он поведал в мемуарах «Конвейер ГПУ»).

Как пишет историк Кирилл Александров, Мальцеву предоставили «независимость действий в наборе добровольцев в лагерях военнопленных, принадлежавших Люфтваффе, и должность русского командира группы с чином полковника и дисциплинарными правами командира эскадрильи». Полковник согласился, так как со порой надеялся развернуть данное подразделение в полноценную авиацию РОА.

Первый состав Русской авиационной группы (в основном, вошедший в 1-ю восточную эскадрилью Люфтваффе) Холтерса-Мальцева насчитывал итого 15 лётчиков. Мальцев тщательно опросил каждого, пытаясь отбирать наиболее искренних противников сталинского режима. До ликвидации авиагруппы в сентябре 1944 года сквозь неё прошли 100 человек – не только лётчики, но и авиатехники, инженеры. В их числе были и весьма титулованные советские лётчики – так, капитан РККА Семён Бычков, Герой Советского Союза.

Русские в небе

Впервые русские пилоты Люфтваффе очутились на фронте 3 декабря 1943 года в районе Даугавпилса. 9 лётчиков на самолётах У-2, Gotha 145А и Аr 66С присоединились к эстонским и латышским эскадрильям, осуществлявшим ночные бомбардировки позиций противника. В дальнейшем эскадрилья привлекалась к рекогносцировке, аэрофотосъёмке и налётам на партизан. Эскадрилья действовала в Налибокской пуще на Немане и под Молодечно (Минская область). Во время вылетов 9 пилотов, бортстрелков и штурманов погибли, 12 человек бывальщины ранены.

«До расформирования летом 1944 г. чины эскадрильи совершили не менее 500 боевых вылетов, на каждого из них в среднем пришлось от 35 до 50 вылетов», – помечает Кирилл Александров.

Другие служившие в Русской авиагруппе лётчики в основном выполняли технические задания для Люфтваффе, например, перегоняли крылатые машины с одних аэродромов на иные.

По договорённости с генералом Власовым в сентябре 1944 года в городе Эгере (Судетская область) Мальцев на основе кадров РАГ начинов формирование 1-го авиаполка войск КОНР из 6 эскадрилий (реально удалось сформировать 3). В начале 1945 года Мальцев официально взял должность командующего ВВС РОА, которые в организационном плане были, наконец, отделены от Люфтваффе. Кроме военнопленных советских бойцов в состав авиаподразделений взошли старые эмигранты, имевшие, к примеру, опыт службы в королевских ВВС Югославии. Общая численность ВВС составляла 5 тысяч человек, парк техники насчитывал 37 аэропланов. Решались даже такие вопросы, как введение собственных опознавательных знаков на основе Андреевского креста.

Однако проявить себя в сражениях власовская авиация фактически не успела – война подходила к концу. Единственный раз лётчики ВВС КОНР столкнулись со «сталинскими соколами» 13 апреля 1945. Эскадрилья ночных бомбовозов была задействована в неудачной операции РОА «Апрельская погода» на плацдарме «Эрленгоф» на Одере.

После 9 мая 1945 года судьбы авиаторов-предателей в основном уложились трагично. К примеру, сдавшийся американцам Бычков был выдан Советскому Союзу и в 1946 году расстрелян в Москве. Полковник Мальцев при репатриации пытался кончить с собой, но неудачно. Командующего ВВС казнили вместе с генералом Власовым.


ВВС КОНР: где на фронте отличились пилоты армии Власова