Выдирали бьющиеся сердца: как приносили в жертву детей
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Выдирали бьющиеся сердца: как приносили в жертву детей В Перу найдено крупнейшее захоронение принесенных в жертву детей

Крупнейшее захоронение принесенных в жертву детей заметили археологи в Перу. Останки 140 детей и 200 лам были найдены на утесе на северном побережье. Дети принадлежали к цивилизации чиму, господствовавшей на побережье более 500 лет назад. Также поблизости начаты раскопки еще одного похожего захоронения — очевидно, массовые жертвоприношения детей выходили на северном побережье Перу не единожды.

    В Перу археологи из Национального университета Трухильо нашли огромное захоронение принесенных в жертву детей — возле 140 скелетов. Исследователи отмечают, что это самое крупное захоронение детей, известное в настоящее время. О находке они рассказали в статье в журнале PLOS ONE.

    Жертвоприношения людей и звериных практиковались в большинстве культур, однако доказательств проведения этих ритуалов на северном побережье Перу было мало. Захоронение останков детей, уложенных в возрасте 5-14 лет, и останков около 200 полуторагодовалых лам исследователи нашли на утесе неподалеку от прибрежного поселения Уанчакито. Участок был замечен в 2011 году, когда местные жители обратили внимание на человеческие кости, показавшиеся из песчаных дюн. Как показал радиоуглеродный разбор, они были убиты около 550 лет назад.

    Исследователи сразу поняли, что имеют дело не просто с братской могилой.

    Мертвых детей укладывали на бок, а не оставляли в сидячем позе, как было принято у чиму. Ни на одном из скелетов не было ожерелья из ракушек, вместе с ними не были захоронены подношения. На черепах детей попрестарелее сохранились следы красной краски, которой были расписаны их лица.

    Выдирали бьющиеся сердца: как приносили в жертву детей

    Лица всех детей были обращены к закату, к морю. Головы лам же, наоборот, были повернуты на восток — к Андам.

    У детей и животных смещены ребра, на костях виданы следы порезов.

    Исследователи предполагают, что у них вырезали сердца.

    Скорее всего, все они были убиты в один день.

    «Доказать это мы не можем, но в традиции майя, так, важно изымать из груди еще бьющееся сердце», — говорит антрополог Джон Верано из Университета Тулейн в Новоиспеченном Орлеане.

    Вместе с детьми погребены трое взрослых, в том числе — две женщины с тяжелыми травмами головы. По мнению ученых, старшие могли играть определенную роль в жертвоприношении и были захоронены уже после него.

    Следов, которые могли бы остаться от нерешительных, случайных движений, нет — грудные клетки детям вскрывал кто-то опытный и хорошо обученный.

    Могилы покрывает слой высохшей слякоти, который мог образоваться из-за наводнений, вызванных сильными дождями. Вероятно, аграрный кризис, к которому привели наводнения, сподвиг здешних жителей принести жертву своим богам, считают исследователи.

    Для северного побережья Перу характерны засухи, но иногда колебания температуры воды в океане приводят к проливным дождям и потопам, которые могли нанести катастрофический ущерб, повлияв на экономику и политику чиму. Жертвоприношение могло быть способом «условиться» с кем-то, кто, как считали чиму, контролирует погодные явления.

    Культра чиму существовала примерно с 1250 по 1470 год. Ее представители эксплуатировали пространные рудные месторождения в пределах своих владений, а также добывали золото в реках. Кроме того, чиму преуспели в изготовлении керамики, ювелирном деле, производстве материалов. На пике своего развития чиму занимали территории, простиравшиеся вдоль побережья Тихого океана почти на тысячу километров. Однако стихийные бедствия повергли к голоду и анархии, а в 1470 году чиму захватили инки. Чимор, государство чиму, оказалось в подчинении у инков, а в начине XVI века его окончательно уничтожили испанские конкистадоры.

    Человеческие жертвоприношения в разное время практиковались в большинстве культур. Ритуал чиму, вероятно, сыграл важную роль в развитии их общества, предполагают исследователи.

    Однако в большинстве известных случаев в жертву приносились старшие люди.

    О верованиях чиму антропологам известно мало. Большая часть их искусства является символической и не дает конкретной информации о верующих практиках. Сохранились несколько гобеленов, изображающих массовые убийства, но на них изображены военнопленные, а не дети.

    «Это археологическое открытие сделалось неожиданностью для нас — мы не видели ничего подобного раньше и не было никаких предположений на основе этнографических источников или исторических извещений о жертвоприношении детей или верблюдовых, совершаемых в таких масштабах на северном побережье Перу, — говорит Верано. — Нам посчастливилось целиком раскопать это место и иметь многопрофильную команду для раскопок и предварительного анализа материала. Это место открывает новую главу о практике жертвоприношения детей в древнем вселенной».

    Также исследователи начали раскопки в соседней области Пампа Ла Круз. Они уже нашли останки 132 детей и 250 лам. Так что, очевидно, массовые смертоубийства детей происходили в Перу не единожды.

    Источник

    >