Взлёт и падение тамплиеров
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

I Крестовый поход (1096-1099 гг.), закончившийся победой армии христиан, парадоксальным манером ухудшил положение христианских пилигримов, совершающих паломничество в Иерусалим. Ранее они, заплатив положенные налоги и сборы, могли надеяться на защиту здешних правителей. А вот новые властители Святой Земли фактически потеряли контроль над дорогами, передвигаться по которым без вооруженной охраны сейчас стало чрезвычайно опасно. Сил для наведения элементарного порядка в завоёванных землях было мало и с каждым годом становилось все меньше. Многие из крестоносцев полагали, что, захватив Иерусалим, они выполнили собственный обет, и теперь радостно возвращались на родину, предоставив Богу возможность самому позаботиться о судьбе “освобождённого” города. Оставшихся едва-едва хватало, чтобы удерживать власть в стратегически важных городах и замках. В 1118 году французский рыцарь Гуго де Пайен и 8 его товарищей предложили рядовым, не имеющим собственной охраны, странникам бесплатные услуги по сопровождению их караванов от побережья Средиземного моря до Иерусалима.

Взлёт и падение тамплиеров

Гуго де Пайен

Так было положено начало новоиспеченному рыцарскому Ордену, которому Иерусалимский король Балдуин II подарил здание бывшей мечети Аль-Акса на Храмовой горе — тут когда-то располагался знаменитый храм царя Соломона. А исламская традиция связывает это место с ночным путешествием Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Исра) и вознесением пророка на Небосводы (Мирадж).

Взлёт и падение тамплиеров

Современная мечеть Аль Акса, Иерусалим

Таким образом, место это сакральное, знаковое и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Разумеется, столь престижная локация не могла не отпечатлеться в названии ордена — «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Но в Европе он был более известен как Орден рыцарей Святилища, сами же рыцари именовались “храмовниками” (если на русский манер) или тамплиерами. Думается, что Пайен и сам не предполагал, к каким последствиям повергнет его инициатива.

Бескорыстная (на первых порах) готовность с реальным риском для жизни защищать незнакомых людей произвела огромное впечатление и в Палестине, и в Европе. Но основная масса пилигримов, бедствующих в защите тамплиеров, была небогата, и целых 10 лет их благодарность носила чисто символический, почти “платонический” характер. Дар Фулка Анжуйского, пожертвовавшего 30 000 ливров в 1124 году, скорее можно было рассматривать, как исключение из правил. Лишь после странствия де Пайена по Европе, предпринятого с целью привлечения новых рыцарей и сбора хоть каких-то средств, положение стало меняться к лучшему. Огромную роль сыграл духовный собор в городе Труа в январе 1129 г., на котором был окончательно закреплён статус нового Ордена. Бернар из Клерво, аббат цистерцианского монастыря (запоздалее канонизированный), ещё в 1228 году написал трактат под названием “Хвала новому рыцарству”. Теперь же он составил для нового Ордена статут, названный позже “Латинским” (до этого тамплиеры соблюдали устав Ордена святого Августина). В этом уставе, частности, говорилось:

“Бойцы Христа ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь уложить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно”.
“Уложить врага во имя Христа значит вернуть его ко Христу”.

Взлёт и падение тамплиеров

Очень благодушный с виду монашек Бернар Клервосский, написавший устав Ордена тамплиеров и призывавший убивать во имя Христа

В теории все было отлично и замечательно, однако о первых французских рыцарях, отправившихся на помощь к тамплиерам, тот же Бернар написал:
“Среди них есть злодеи, безбожники, клятвопреступники, убивца, разбойники, грабители, развратники, и в этом вижу я двойную выгоду: благодаря отъезду сих людей страна будет от них избавлена, Восход же возрадуется их прибытию, ожидая важных от них услуг”.

Как говорится, “нет отбросов — есть резервы”. Таким матёрым уголовникам, разумеется, лучше было заблаговременно отпустить все грехи и отправить подальше от Франции — сарацинов убивать. Остаётся только восхититься силой личности и организаторским талантом Гуго де Пайена, какой даже из такого “материала” сумел создать вполне работоспособный и весьма эффективный инструмент.

Взлёт и падение тамплиеров

Добившиеся официального признания и поддержки Храмы, рыцари-храмовники все чаще стали получать пожертвования от знатных лиц — вначале денежные, а потом и в виде имущества. Уже в 1129 г. Орден получил первые аграрные владения в Европе — инициативу проявила королева Португалии Тереса. В 1134 г. ее примеру последовал король Арагона Альфонсо I, завещавший Ордену доля своих владений на севере Испании (все королевство отдать тамплиерам, как желал король, ему все же не позволили). В 1137 г. от королевы Матильды тамплиеры получили первые владения в Англии. Бретонский герцог Конан подарил тамплиерам остров у побережья Франции. В 1170 году у Ордена показались земли в Германии, в 1204 г. — в Греции, в 1230 — в Богемии. Тамплиеры также имели владения во Фландрии, Италии, Ирландии, Австрии, Венгрии, Польше и в Иерусалимском королевстве. Весьма быстро, буквально на глазах удивлённых современников, Орден бедных рыцарей превратился в мощную военно-политическую организацию, его цели и задачи бывальщины расширены до геополитических, и тамплиеры стали серьезным фактором международной политики. И теперь интерес к служению в его рядах стали проявлять не лишь авантюристы, избавиться от которых почитали за счастье в любой стране Европы, но и младшие сыновья “хороших” семей. Перспектива со порой стать если не маршалом или сенешалем, то командором либо комтуром для молодых, полных сил и честолюбивых устремлений мужчин была расцветай альтернативой скучной жизни в монастыре. Риск засидеться на рядовых должностях был невелик: с одной стороны, рыцари гибли в беспрерывных стычках с мусульманами, с другой — владения Ордена прирастали землями, на которых устраивались новые приораты — следовательно, открывались новоиспеченные вакансии. Согласно уставу 1128 г., члены Ордена состояли из рыцарей и служащих братьев. Позже к ним присоединились и “братья-монахи”. Рыцари носили белоснежные плащи с восьмиконечными крестами, обязывались хранить обет целомудрия, бедности и послушания. В мирное время они проживали в убежищах Ордена. Наследником их собственности становился Орден. Иногда членам семей рыцарей-тамплиеров все же назначалось содержание из казны Ордена — обычно на него могли рассчитывать либо родственники рыцарей высших степеней посвящения, либо оставшиеся без всяких оружий к существованию родные имеющего существенные заслуги рядового рыцаря. Запрет на отношения с женщинами порой толкал некоторых, проявляющих излишнюю принципиальность в этом проблеме, “братьев” к гомосексуальным контактам, что впоследствии дало основания обвинить их в содомии. К светским членам ордена относились донаты (люд, оказывавшие различные услуги Ордену) и облаты (лица, с детства, предназначенные для вступления в Орден и воспитывавшиеся по его правилам). Служащие братья делились на оруженосцев и ремесленников, они могли жениться, носили кофейную или черную одежду. Обратите внимание: оруженосец в данном случае это не готовящийся стать рыцарем мальчик из благородной семьи, а слуга, неполноценный член Ордена, не имеющий рыцарского звания. Иерархия Ордена насчитывала 11 степеней, меньшей из которых было звание оруженосца, старшей — великий магистр. Знаменосец (9 место в иерархии) командовал слугами (оруженосцами). Подмаршал — боец незнатного происхождения, являлся главой сержантов и пользовался некоторыми привилегиями рыцаря, в орденской иерархии он стоял на 8 ступени. Наивысшей (седьмой) степенью, на какую мог претендовать в Ордене не дворянин, являлось звание брата-сержанта — он имел право на владение лошадью, мог брать в поход слугу, но ему запрещалось владеть собственную палатку. Брат-рыцарь — это уже звание 6 степени, дающее право иметь оруженосца, владеть тремя лошадьми и походной палаткой. Любопытно, что звание 5 (немало высокой, чем у рыцаря) степени имел брат-портной, который занимался экипировкой всех членов Ордена. Командор (4 степень в иерархии) правил одной из орденских провинций, подчинённые ему комтуры являлись комендантами замков (в период наибольшего могущества Ордена, количество комтурств доходило до 5 000!). Маршал (3 степень в иерархии) занимался проблемами боевой подготовки и возглавлял орденские войска в военное время. А вот сенешаль (2 степень), который был заместителем Великого магистра, занимался незапятнанно административной работой и финансовыми вопросами, к военным делам он не имел прямого отношения. Таким образом, тамплиерам был прекрасно известен тезис (позже кратко изложенный Наполеоном) о том, что “война — дело простое, для нее нужны лишь три вещи: деньги, деньги и ещё раз денежки”. Власть Великого магистра несколько ограничивалась Капитулом — Советом, в котором глава Ордена выступал в качестве первого среди равновеликих и имел лишь один голос. Интересно, что командир наемных отрядов (туркопольер) имел лишь 10 степень в орденской иерархии — ниже его стояли лишь оруженосцы. Рядовые наемники, видимо, и вовсе не имели никаких прав.

С еретиками и неверными тамплиеры обязаны были воевать даже если те превосходили их в числе в три раза. С единоверцами они имели право вступить в бой только. после троекратного нападения на себя. Покинуть поле боя тамплиер мог увидав орденское знамя (Боссеан) упавшим на землю.

Взлёт и падение тамплиеров

Боссеан, знамя тамплиеров

Привилегии Ордена быстро росли. Папа римский Иннокентий II в 1139 г. постановил, что любой тамплиер имеет право пересекать любые рубежи без уплаты налогов и пошлин, и не может подчиняться никому, кроме собственно Его Святейшества Папы. В 1162 г. папа Александр III персоной буллой освободил тамплиеров от опеки иерусалимского патриарха и разрешил иметь собственное духовенство. В результате в Европе тамплиерами было выстроено около 150 собственных церквей и соборов. Мало того, что “братьев” Ордена запрещалось отлучать от Церкви — их священники получили право самостоятельно снимать интердикт, наложенный иными иерархами. Наконец, тамплиерам разрешили оставлять в своей казне десятину, собираемую на нужды Церкви. Таких привилегий и льгот от Ватикана не имел ни одинешенек другой Орден — даже основанный на 19 лет раньше (в 1099 г.) орден Госпитальеров. Поэтому, вполне логично, что, помимо неплохо обученной профессиональной армии, тамплиеры организовали собственную полицию и суд.

Вначале в Орден запрещалось принимать рыцарей, отлученных от храмы, но затем, наоборот, было признано целесообразным вербовать новых членов именно из них – “дабы содействовать спасению их душ”. В итоге в полном религиозного фанатизма мире средневековой Европы владения ордена стали настоящими островками свободомыслия и веротерпимости. После альбигойских браней спасение в ордене тамплиеров нашли многие рыцари-катары. Именно с проникновением в орден отлученных от церкви рыцарей некоторые исследователи вяжут появление в нем в XIII веке некоего еретического учения: тамплиеры, якобы, признавали существование не только «высшего» бога, но также и господа «низшего» – создателя материи и зла. Он именовался Бафометом – «крещение мудростью» (гр.). Впрочем, некоторые историки находят, что пресловутый Бафомет, на самом деле — искаженное Мухаммед. То есть, некоторые тамплиеры тайно исповедовали Ислам. Другие исследователи находят, что тамплиеры были сторонниками гностической секты офитов, с мистериями которых они познакомились уже на Востоке. Некоторые ученые говорят о вероятной связи тамплиеров с могущественным исламским орденом асассинов и обращают внимание на похожие структуры этих организаций. Связь, подлинно, была, причем достаточно унизительная для якобы всесильных асассинов, которые вынуждены были платить тамплиерам ежегодную дань в 2000 золотых безантов. Исподволь тамплиеры накопили достаточно сил для того, чтобы не только защищать паломников от разбойничьих отрядов, но и вступать в сражения с целыми армиями противника. На пике могущества Ордена, всеобщей число его членов доходило до 20 000 человек. Однако воинами были не все из них. И “настоящими” солдатами, не “турнирными” бойцами и не воинами, исполняющими в основном охранительные либо церемониально-представительские функции, бывальщины в основном те тамплиеры, что находилась на Ближнем Востоке. Образ жизни тамплиеров Святой Земли и Европы резко отличался. «Нигде, кроме Иерусалима, они не существуют в бедности», – так написано о тамплиерах в одном из средневековых манускриптов. И, надо полагать, что тамплиеры Святой Земли не слишком обожали “братьев” из орденских резиденций Англии или Франции. Но, к чести Великих магистров, следует сказать, что уж они то по Европам не прятались, всегда существовали и служили своему Ордену в Святой Земле, и шестеро из них погибли в боях с сарацинами.

Взлёт и падение тамплиеров

Тамплиеры нападают на караван мусульман, кадр из кинофильма “Царство небесное”

В то же время тамплиеры были признанными авторитетами в области дипломатии: именно они, как правило, выступали в роли самостоятельных посредников в споре враждующих сторон, в том числе – при переговорах между католическими странами и православной Византией и странами Ислама. Сирийский стихотворец и дипломат ибн Мункыз говорил о тамплиерах, как о друзьях, “хоть они и были людьми другой веры”, в то время, как рассказывая о других «франках», он неизменно подчеркивал их глупость, дикость и варварство, и вообще, нередко не мог обойтись без проклятий в их адрес. Интересны также эпитеты, которые хронисты тех лет употребляли по отношению к рыцарям разных Орденов: госпитальеров они обыкновенно называют “доблестными”, а тамплиеров — “мудрыми”.

Наряду с орденом Иоаннитов, тамплиеры стали главной боевой силой крестоносцев в Палестине, причем силою постоянной – в отличие от периодически появлявшихся в святой земле армий европейских монархов. В 1138 г. отряд тамплиеров и светских рыцарей под командованием Робера де Краон, (преемник Гуго де Пейнса) у города Текою расшиб турок из Аскалона, но, увлекшись сбором военной добычи, был опрокинут в ходе контратаки и понес большие потери. Во время II Крестового похода (крайне несчастливого для христиан), тамплиерам удалось спасти от разгрома зажатую в ущелье армию Людовика VII (6 января 1148 г.). Первоначальный большой военный успех пришел к Ордену в 1151 г. — при великом магистре Бернаре де Тремеле, который одержал ряд побед. Сквозь два года этот магистр и 40 рыцарей погибнут во время штурма Аскалона. Отдельные недоброжелатели тогда обвиняли их в жадности: якобы, доля тамплиеров остановилась в проломе стены и обратила мечи против других отрядов — чтобы не пустить их в город и не делиться добычей. Опомнившиеся обитатели города перебили занявшихся грабежом тамплиеров и, соорудив баррикады, отразили штурм. Город, в итоге, все же был захвачен христианами. Крушением закончилась битва при Хаттине (1187 г.), на которую последний Иерусалимский король Ги де Лузиньян решился по совету великого магистра тамплиеров Жерара де Ридфора. В этом сражении погибли (либо бывальщины казнены в плену) все принимавшие в нем участие тамплиеры, а Ридфор, попав в плен, обесчестил свое имя, отдав приказ о капитуляции твердыни Газа, которой Орден владел с 1150 г. Иерусалим остался беззащитным — во всем городе оказалось в то время лишь два рыцаря. Но барон Балиан де Ибелин адресовался к Саладину с просьбой пропустить его в осаждённый Иерусалим, чтобы забрать семью, и получил разрешение провести в нём одну ночь.

Взлёт и падение тамплиеров

Орландо Блум в роли Балиана де Ибелин, кинофильм “Царство небесное”

Уступив мольбам патриарха и горожан, Ибелин нарушил свою клятву. Он вооружил всех годных к воинской службе мужей, 50 наиболее именитых и знатных горожан посвятил в рыцари, поставив их во главе отрядов ополчения и поручив защиту различных участков стены. Салах-ал-Дин предложил отдать Иерусалим на очень мягких условиях: 30 000 безантов компенсации за оставляемое имущество, христианам, желающим покинуть Палестину, давалось слово отправить их в Европу за счёт султанской казны, остающимся разрешалось селиться в 5 милях от города. Ультиматум был отвергнут, и воины Саладина поклялись снести стены Иерусаима и истребить всех христиан. Однако, позже Саладин попросил мулл освободить их от этой клятвы. Священникам он разрешил остаться у святынь, прочие должны были заплатить выкуп: 20 золотых за мужчину, 10 — за женщину и 5 — за ребёнка. Для бедняков выкуп был снижен наполовину. Брат Саладина попросил у султана в дар 1 000 христианских бедняков и отпустил их во имя милосердного Аллаха. Патриарху Саладин подарил 700 человек, Балиану де Ибелин — 500. Выкуп за 7 000 бедных заплатили тамплиеры. После этого сам Саладин отпустил всех стариков и оставшихся невыкупленными воинов. Кроме того, многие удалились из Иерусалима нелегально — перелезая через плохо охраняемые стены. Другие вышли через ворота в купленной ими мусульманской платью. Часть укрылась в армянских и греческих семьях, которые Саладин не стал изгонять из города. Желающих уехать в Европу было приказано вывезти генуэзцам и венецианцам, 40 кораблей каких зимовали в Египте. Наместник Саладина послал на суда воду и хлеб, предупредив, что конфискует паруса, если корабельщики откажутся зачислить поручаемых им людей на борт. В случае обмана беженцев, Генуе и Венеции грозил запрет на торговлю в Египте. Всего было выкуплено 18 000 человек, но от 11 до 16 тысяч все же угоди в рабство.

Взлёт и падение тамплиеров

Салах-ад-Дин

С 1191 г. новой столицей крестоносцев стала Аккра. Несмотря на тяжелейшие потери, понесенные ходе брани с Салах-ад-Дином, тамплиеры смогли поправить свои дела и восстановить силы, когда в Палестину прибыли войска Ричарда Львиное Сердце. Воспользовавшись случаем, тамплиеры тогда приобрели у вечно нуждающегося в деньгах короля-рыцаря остров Кипр. А брат Ричарда — Джон (Безземельный) позже заложил тамплиерам даже вящую печать королевства Англия. В XIII веке тамплиеры сражались в войске короля Арагона на Болеарских островах (кампания 1229-1230 г.г.). В 1233 г. они участвовали в штурме Валенсии. Принимали они участие и в Крестовых походах французского короля Людовика IX — в Египте и в Тунисе. Это участие было вырванным, потому что Людовик, позже названный Святым, нарушил хрупкое равновесие, разорвав договор с мусульманским Дамаском, который был заключён собственно тамплиерами. Лавров военачальника этот незадачливый король не снискал, более того, последствия его крайне неудачных походов очутились катастрофическими для христиан Палестины. Тамплиерам пришлось ещё и выплачивать выкуп за попавшего в плен Людовика — 25 000 золотых ливров. Пора крестоносцев в Святой Земле неуклонно подходило к концу. В 1289 г. был потерян город Триполи, в 1291 — Аккра и замок Сен-Жан-д’Акр. Заключительные крепости тамплиеров в Святой Земле — Замок Пилигримов и Тортоза, были оставлены ими в августе того же года. Не имеющий ключей воды остров Руад расположенный в двух милях от Тортозы, тамплиеры удерживали за собой еще целых 12 лет. После этого они решительно покинули Святую Землю и перебрались на Кипр, и это стало концом Палестинского периода истории Ордена тамплиеров.

Но, помимо военной, у ордена Тамплиеров была и иная история. Тамплиеры занимались перевозками паломников, а также выступали посредниками при выкупе пленных, в случае необходимости предоставляя кредит для этих мишеней. Они не гнушались заниматься сельским хозяйством, заводили фермы, выращивали лошадей, разводили крупнорогатый скот и овец, имели собственный транспортный и торговый флот, торговали семенем и другими продуктами. В XII-XIII в.в. Орденом чеканилась собственная монета, а в парижском Тампле хранился изготовленный ими эталонный золотой ливр. Кроме того, тамплиеры оказывали услуги по транспортированию золота, серебра, драгоценностей — в том числе, и на межгосударственном уровне. Казнохранилища ордена, начиная с XIII века, считались самыми верными в мире, в них держали свои сбережения многие представители высшего общества Европы и даже некоторые короли. В то время странники и крестоносцы оставляли свои деньги в европейских хранилищах тамплиеров в обмен на векселя, по которым они получали наличные в Святой земле. В это же пора благодаря тамплиерам практика безналичного кредитования распространилась на межгосударственные платежи. Высокая компетентность тамплиеров в финансовых вопросах была оценена и при французском королевском Дворе: в 1204 г. член ордена Эймар сделался казначеем Филиппа II Августа, в 1263 г. орденский брат Амори же Ла-Рош занял ту же должность при Людовике IX.

Однако и на деловой славы тамплиеров порой появлялись темные пятна. Так, стала известна некрасивая история с епископом Сидонским, случившаяся в 1199 году: тамплиеры тогда отказались вернуть оружия, взятые ими на хранение. Обозленный иерарх предал анафеме весь Орден — решению его проблемы это не помогло. Другим пятном на славы орденских братьев стало предательство попросившего у них убежища (и даже согласившегося креститься) арабского шейха Насреддина, одного из претендентов на Каирский престол, какого они выдали врагам за 60 тысяч динаров.

Итак, уже через несколько десятилетий после основания Ордена, тамплиеры имели филиалы во всех краях Западной Европы, подчиняясь лишь своему гроссмейстеру и папе римскому. Представлявшие собой государство в государстве владения Ордена, разумеется, возбуждали раздражение у монархов всех стран. Однако, вначале покровительство папы Римского и военно-политическая ситуация в мире, а потом – и возросшее могущество Ордена вынуждали королей воздерживаться от конфликтов с тамплиерами. Пришлось отступить и английскому королю Генриху III, какой в 1252 году попытался было пригрозить Ордену конфискацией земельных владений:
“Вы, тамплиеры, пользуетесь большими свободами и преимуществами и располагаете такими крупными владениями, что ваша надменность и гордыня не знают удержу. То, что было когда-то так непродуманно вам дано, может быть мудро и отобрано. То, что было чересчур быстро уступлено, может быть возвращено назад”.

Глава английского командорства дерзко ответил Генриху:
“Было бы лучше, если бы ваши уста не выговаривали таких недружественных и неумных слов. Пока вы творите справедливость, вы будете править. Если же вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королем”.

В начине XIII века Орден являлся богатейшей организацией Европы, могуществу которой, казалось, не было предела. Если во другой половине XII века ежегодный доход ордена достигал 54 миллионов франков, то в начале XIII столетия он достиг уже 112 миллионов. Причем основным хранилищем служил парижский Тампль. Потому монархи многих стран с завистью и вожделением смотрели на сокровища тамплиеров, а для французского короля Филиппа IV (Красивого) соблазн залатать прорехи в государственном бюджете за счет сокровищ Тампля был просто непреодолимым. И, в отличие от английского короля Генриха III, Филипп уже чувствовал себя довольно сильным, чтобы попытаться уничтожить могущественный Орден.

Взлёт и падение тамплиеров

Хуан де Фландес, Филипп Красивый, портрет (ок. 1500 г., Музей истории искусств, Вена)

Идея присвоения посторонний собственности была не нова для этого короля. В 1291 г. он приказал арестовать во Франции всех итальянских купцов и банкиров, собственность которых было конфисковано. В 1306 г. — изгнал из своего королевства евреев, собственность которых также перешла в его длани. Теперь Филипп IV жадно взирал на сокровища тамплиеров. Задачу облегчало независимое и гордое поведение его противников. Хорошо ведавший своих боевых соратников английский король Ричард Львиное Сердце сказал перед смертью: “Я оставляю свою жадность цистерцианским монахам, свою гордость – тамплиерам, свою роскошь – орденам нищенствующих монахов”. По всей Европе была разболтана поговорка «пьет как тамплиер». Но, в отличие от многих графов и некоторых королей, тамплиеры пили на свои деньги, и привлечь их за это к ответственности было весьма затруднительно. Предлогом для расправы сделались показания двух бывших тамплиеров, изгнанных из Ордена за убийство своего собрата. Написав донос, они надеялись избежать уголовного погони светских властей. Однако Орден тамплиеров был опорой светской власти римских первосвященников и, пока был жив враг Филиппа Прекрасного папа Бонифаций VIII, руки короля Франции были связаны. Поэтому в Италию был отправлен французский шевалье Гийом Ногарэ. Стакнувшись с врагом папы — римским патрицием Колонной, он захватил Бонифация в плен. Наместник святого Петра был уморен голодом, после чего старательностями Филиппа Красивого новым папой был избран кардинал Бертран де Гот, принявший имя Климента V.

А между тем Великого магистра тамплиеров Жака Моле не оставляли думы о покинутой христианами Палестине. Имеются сведения, что в начале XIV столетия главной целью Ордена стало прекращение всех браней на территории Европы и обращение всех усилий на ведение войны с «неверными». Именно под предлогом переговоров о новом Крестовом походе папа Климент V и потребовал гроссмейстера из Кипра в Париж. Глава тамплиеров прибыл в парижский Тампль в сопровождении 60 рыцарей, которые привезли 150 тысяч золотых флоринов и огромное число серебра. 13 октября 1308 г. все тамплиеры Франции были арестованы (от этой даты и ведут свое происхождение все дурные предзнаменования, связанные с пятницей, 13-го). Процесс тамплиеров продолжался несколько лет. Первыми жертвами этого судилища стали 54 рыцаря, казненные у монастыря святого Антония в 1310 г. Жак Моле упорно отвергал свою вину и мучения его продлились ещё несколько лет. Наконец, 2 мая 1312 г. папа римский откровенно встал на сторону светской воли и в специальной булле оповестил весь мир о принятом решении ликвидировать Орден Тамплиеров и предал его проклятью. Набор обвинений был вполне типовым: непризнание Христа и креста, поклонение дьяволу, изображение которого они смазывали жиром изжаренных младенцев, рожденных от соблазненных ими девиц (!), содомия и сожительство с демонами и т.д. Столетием ранее сходные обвинения были предъявлены катарам, столетием позже – соратнику Жанны д`Арк маршалу Франции Жилю де Ре (герцог «Кубовая борода»). Чтобы поверить в подобную чушь нужно быть либо очень легковерным человеком, либо королями Франции и Англии, какие немедленно и «на законных основаниях» конфисковали имущество тамплиеров. Но в Германии, Испании и на Кипре Орден был оправдан, в Португалии остатки тамплиеров соединились в Орден Христа, в Шотландии – в Орден Терновника.

11 марта 1314 г. гроссмейстер Ордена Тамплиеров Жак Моле и 80-летний приор Нормандии Жоффруа де Шарне бывальщины сожжены на костре.

Взлёт и падение тамплиеров

Казнь Жака де Моле

Перед этим Жак Моле громогласно отрекся от выбитых пытками показаний и призвал Филиппа IV Прекрасного, Климента V и Гийома Ногарэ на суд Божий. Все они умерли в том же году в страшных мучениях, что произвело большое впечатление на современников. Более того, собственно в Тампле провели свои последние дни перед казнью Людовик XVI и Мария Антуанетта…

В заключение следует сказать, что разгром Ордена тамплиеров имел весьма печальные последствия для европейской торговли и привел к дезорганизации банковского дела и почтового извещения между разными странами.

Источник

>