«Подорву самолет, мне терять нечего!»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Подорву самолет, мне терять нечего!»

Борт 42505 разом после посадки, 23 апреля 1973 года

45 лет назад психически больной мужчина захватил летевший из Ленинграда в Москву аэроплан и взорвал на борту самодельную бомбу. Чего требовал террорист и каковы были последствия катастрофы, рассказывает «Газета.Ru».

«Подорву самолет, мне терять нечего!»

Санкции против России

Декламируйте также

  • Как устроена работа современных перинатальных центров

  • «Роскосмос» против частников: куда улетели 300 миллионов

  • Вкалывают роботы, а не человек

  • Базар лома оздоровился

  • Москва: будут нам сугробы и потопы

23 апреля 1973 года самолет Ту-104Б вылетел из Ленинграда в Москву. На борту был 51 пассажир и шесть членов экипажа. Спустя несколько минут после взлета один из пассажиров, 47-летний Иван Бидюк, сидевший в 13-м линии, попросил пересадить его ближе к носу самолета. Оказавшись рядом с кабиной, он снова подозвал стюардессу и протянул ей письмо, велев передать его экипажу.

Реклама

Аэроплан уже поднялся до высоты 7800 метров, когда в кабине сработал сигнал «Вызывает бортпроводник». «Веня, посмотрите, что там у них», — приказал командир Вячеслав Янченко бортмеханику Викентию Грязнову.

Из салона Грязнов вернулся в кабину с посланием Бидюка. Письмо занимало четыре листа. Бидюк требовал изменить курс и направить самолет в Стокгольм. В случае неповиновения он угрожал подорвать самолет — на борт ему удалось пронести 2 кг взрывчати.

«Я много лет испытываю на своей шкуре когти кровожадных сверхзверей и в противном случае кончина для меня не печаль, а убежище от хищных, алчущих моей жизни зверей», — писал Бидюк.

На тот момент никаких руководств по поводу сложившейся ситуации не существовало. Янченко решил вернуться в Ленинград и передал диспетчерам сигнал бедствия.

Янченко вручил Грязнову табельное оружие и велел попытаться обезвредить или желая бы отвлечь террориста. Тем временем они со вторым пилотом собирались посадить самолет в аэропорту Пулково (тогда — Шоссейная).

Штурману Широкову он приказал примкнуть к Грязнову. «Попробуйте вместе с Грязновым отвлечь его, заведите разговор о том, что до Швеции долететь не сможем, предложите сесть в Финляндии», — велел Янченко.

Новинки smi2.ru

Широков подошел к Грязнову, который уже стоял рядом со злоумышленником и вел какой-то разговор. Вдвоем они стали говорить ему про Финляндию, про то, что до Швеции не достанет топлива, но террорист — на вид простоватый пожилой провинциальный мужчина — оказался не так доверчив, как они надеялись.

На посадку в Финляндии он категорически не соглашался и настаивал, чтобы его впустили в пилотскую кабину.

«В Хельсинки мне не надо. Если летим в Хельсинки — я взрываю. Нечего тут со мной лясы затачивать, идите, работайте, летите, куда сказано», — заявил Бидюк.

Самолет тем временем подлетел к Пулково.

«Как выяснилось запоздалее, преступник был родом не из Ленинграда, — вспоминали члены экипажа. — Было ему лет сорок пять. Он прожил какую-то удивительную, уродливую и перевернутую жизнь… За что ни брался, ничего у него не получалось, и ему даже перестали предлагать работу. Потом был осужден: троекратно ударил топором по голове свою сожительницу. Освободившись из заключения, опять не нашел для себя места в обществе. Заболел сифилисом, а затем был поставлен на учет в психоневрологический диспансер с негустым диагнозом «сифилисофобия».

Он озлоблялся все больше. Начал бомбардировать все органы страны десятками писем. Металлургам давал советы о металле, главам сельского хозяйства – о зерне. Даже Брежневу писал, предлагая свои способы решения государственных проблем. Но все это было так глупо, что никакой реакции не вызывало. Тогда он смастерил взрывное устройство, приехал в Ленинград и купил билет на московский рейс. Терять ему было нечего…».

Бидюк все пытался прорваться в кабину, но Грязнов удерживал его, убеждая, что аэроплан направляется в Швецию. Бомбу преступник держал в руках. Она имела механизм обратного действия — Бидюк держал кнопку нажатой и бомба подорвалась бы, если бы он ее отпустил.

Чтобы не выдать, что самолет вернулся в Ленинград, пилоты до последнего не выпускали шасси — шум мог привлечь внимание Бидюка. Тот продолжал ломиться в кабину.

«Впусти в кабину! Не пустишь – через пять минут взорву самолет. Мне терять нечего!», — долбил он Грязнову.

В аэропорту тем временем спешно готовились к посадке. К полосе подъехали пожарные машины, дежурили медики.

Заходя на посадку, Янченко на вышине 150 метров все же выпустил шасси. Характерный щелчок привлек внимание Бидюка, тот глянул в иллюминаторы и понял, что его обманули. В ту же секунду он сбросил палец с кнопки.

Дверь кабины выдержала. «На борту большая пробоина и пожар!», — доложил штурман.

Из салона запахло дымом и гарью. Входную дверь вырвало взрывом, в фюзеляже зияла прореха.

«Взрывное устройство было в трубе, поэтому взрыв получился направленный в две стороны. Одна часть взрывной валы пошла в сторону передней входной двери – вырвала ее и кусок с фюзеляжа, а вторая через Грязнова в салон. Пассажиров на передних креслах не было, все осколки полетели над креслами и никого из пассажиров не задело, а проводницы бывальщины в конце салона у задней двери», — объяснял позже Янченко.

Балкой пола заклинило тяги рулей вышины. Из-за повреждения гидросистемы передняя стойка шасси не успела зафиксироваться. Самолет начал было опускать нос, но пилотам с огромным трудом удалось его выровнять.

Наконец, аэроплан приземлился. Незафиксированная передняя стойка сложилась, и фюзеляж носом опустился на полосу и заскользил по бетону. Затем пилоты отвернули авиалайнер вправо, тот выехал на боковую полосу безопасности и стал. В носовой части возникло задымление, поэтому пассажиры в панике побежали к хвостовой двери. Стюардессы оттеснили их, поскольку хвостовой выход из-за наклона самолета очутился в семи метрах над землей, и направили к переднему выходу, где аварийные службы оперативно потушили пожар.

Пассажиры выжили. Потерянных было всего двое — сам Бидюк и находившийся рядом с ним Грязнов, принявший на себя всю мощь взрывного заряда. Пассажиров привезли в Дом культуры авиагородка, чтобы допросить о произошедшем. А рядом с самолетом тем временем работали судмедэксперты.

«Осмотр проводили под видеозапись, в моей практике это было впервые, я тогда вообще в первоначальный раз увидел видеокамеру, — вспоминал один из них, Сергей Скрижинский. — Из самолета уже вытащили и положили рядом на землю верхнюю доля туловища бортмеханика, который, как я услышал на месте происшествия, был послан для переговоров с террористом; нашел я также и часть лицевого костяка. Из сопла самолета достали часть ноги, — тогда еще было непонятно, чьей.

Обнаружили и часть руки, и сделалось ясно, что она принадлежала террористу, поскольку к ней было привязано какое-то устройство, цилиндрической формы, светлого металла; конечно, от него остался лишь фрагмент».

«В помещении буфета-кухни и на креслах переднего пассажирского салона беспорядочно расположены обломки оборудования кухни, декоративной отделки помещений, а также отдельные пропитанные кровью размозженные человечьи мягкие ткани и кости», — гласил составленный специалистами протокол.

Грязнову посмертно было присуждено звание Героя Советского Альянса. Получили почетные награды и остальные члены экипажа. После допроса их всех с семьями отправили в отпуск. Затем они опять вернулись к полетам.

>