Японские мушкетёры

Новость опубликована: 07.02.2019

Не помню уже, кому я обещал, но достоверно помню, что обещал материал про японское огнестрельное оружие эпохи Сэнгоку. А раз что-то обещал, то следует обещанное исполнить. Причем разом же следует сказать (и вряд ли это будет преувеличением), что эта эпоха как раз и стала своеобразной реакцией японского общества на новое оружие, угодившее в страну восходящего солнца в 1543 году.

Тогда троих португальских купцов выбросило бурей на берег острова Тангэгасима, и это ничтожное на первый взгляд событие стало для всей Японии поистине подарком судьбы. Японцев поразил и сам внешний вид «длинноносых варваров», их платье и речь, и то, что они держали в руках – «нечто длинное, с отверстием посредине и хитроумным устройством ближе к дереву, которое они упирали в плечо… после из этого вылетал огонь, раздавался оглушительный гром и свинцовый шарик на расстоянии в тридцать шагов убивал птицу!»

Даймэ острова Танэгасима Тотиката, уплатив огромные деньги, купил два «тэппо», так японцы назвали это странное оружие, и отдал своему кузнецу, чтобы тот изготовил аналог не хуже. Поскольку португальцы били из «этого» без подставки, следует предположить, что в руки японцев попал не тяжелый мушкет, а сравнительно легкая аркебуза, габариты и вес какой допускали стрельбу с рук. Однако сделать аналог сначала не получилось. Выковать ствол японский кузнец смог без особого труда, но вот нарезать внутреннюю резьбу в задней доли ствола и вставить туда «заглушку» оказалось ему не по силам. Однако несколько месяцев спустя на остров попал другой португалец и вот он-то, как повествует предание, и показал японским мастерам, как нужно это делать. Сделать все остальные детали было нетрудно. Так что очень скоро на острове Танэгасима было начин производство первого в истории Японии огнестрельного оружия. Причем с самого начала производство «танэгасимы» (так стали называть новоиспеченное оружие японцы), пошло ударными темпами. За шесть месяцев на острове было сделано 600 аркебуз, которые Тотиката тут же и распродал. А в итоге не только обогатился сам, но и способствовал его повсеместному распространению.

Японские мушкетёры

Современные японские «мушкетеры» — участники показательных выступлений со стрельбой.

Японские мушкетёры

А вот это уже натуральные «танэгасимы» эпохи Эдо из музея Токайдо, в Хаконе.

Уже в 1549 году даймё Симадзу Такахиса применил танэгасиму в бою, а потом с любым годом популярность ее все более и более возрастала. Такеда Синген, например, уже в 1555 году, отдавая должное этому оружию, приобрел не меньше 300 таких аркебуз, а уже Ода Нобунага (этот вообще любил все европейское, начиная с вина и заканчивая мебелью!) 20 лет спустя имел в своем распоряжении 3000 стрелков в битве при Нагасино. Причем, применял их он весьма даже современно, построив в три линии так, чтобы они вели огонь поверх голов друг друга, а от атак кавалерии Кацуери их прикрывал бы решетчатый забор.

Японские мушкетёры

Японские тэппо из музея в замке Кумамото. На переднем плане «ручная пушка» какаэ-дзутсу.

Японские мушкетёры

Тот же музей, те же самые аркебузы, но лишь вид сзади. Хорошо видно устройство их фитильных замков.

Причем нужно отметить, что, хотя почему-то и считается иначе, на самом деле самураи в эпоху Сэнгоку совершенно не гнушались использовать тэппо и пользоваться им лично. Что, мол, это «подлое» и не подобающее самураю оружие. Напротив, они очень быстро оценили его преимущества и многие из них, вводя того же Ода Набунага, превратились в метких стрелков. Непрерывные войны всех против всех как раз в это время вызвали поистине массовое производство этого облика оружия, а вот то, что оно стало попадать даже в руки крестьян, им, понятное дело, не нравилось. И очень скоро количество аркебуз в Японии превысило их число в Европе, что, кстати, и стало одной из причин, почему не испанцы, ни португальцы даже и не пытались ее завоевать и превратить в свою колонию. Причем, японцы в изготовлении своих теппо достигли натурального мастерства, о чем свидетельствуют дошедшие до нас образцы этого оружия, хранящиеся сегодня в музеях.

Японские мушкетёры

Танэгасима и пистору. Музей Азиатского искусства, Сан-Франциско.

Отметим, что словом «тэппо» в Японии обозначался цельный класс оружия, но сначала так называли именно аркебузы, сделанные по португальскому образцу, хотя известно и такое название, как хинава-дзю или «фитильное ружье». Но со порой японские мастера начали делать свое собственное пороховое оружие, уже не похожее на исходные образцы, то есть развили собственный собственный стиль и традиции его производства.

Японские мушкетёры

Самурай Нииро Тдамото с тэппо в руках. Уки-ё Утагава Ёсиику.

Так в чем же отличия японских аркебуз от европейских? Начнем с того, что у них возвратное расположение серпентина (курка) хибасами для фитиля хинава. У европейцев он находился спереди и откидывался «к себе». У японцев – он крепился за казенной долей ствола и откидывался «от себя». Кроме того, им показалось и не без оснований, что горящий фитиль, располагающийся на близком расстоянии от полки с затравочным порохом, именовавшейся хидзара, – соседство не из лучших, и они придумали сдвигающуюся крышку хибута, которая эту полку надежно закрывала. Крышка сдвигалась и лишь лишь после этого следовало нажимать на спусковой крючок, чтобы произвести выстрел. Длина ствола японских аркебуз составляла образцово 90 см, а вот калибры разнились – от 13 до 20 мм. Ложе делалось из древесины красного дуба, практически на всю длину ствола, какой закреплялся в ней традиционными бамбуковыми штифтами, так же, как и клинки японских мечей, крепившиеся к рукоятке аналогичным образом. Кстати, замки японских ружей также крепились на штифтах. Не обожали японцы винтов, в отличие от европейцев. Шомпол – простой деревянный (карука) или бамбуковый (сэсэри), утопленный в ложу. При этом особенностью японского ружья было… отсутствие приклада как такового! Вместо него была пистолетная рукоятка дайдзири, которая перед выстрелом прижималась к щеке! То есть отдача воспринималась на ствол и затем на длань, опускалось вниз и двигалось назад, но вот в плечо ружье не отдавало. Именно поэтому, кстати, японцы так любили граненые – шести и восьмигранные дула. Они были и прочнее, и тяжелее и… лучше гасили отдачу за счет своей массы! Кроме того, их грани было спокойно оформлять. Хотя, отметим и это, особыми изысками отделка стволов японских тэппо не отличалась. Обычно на них изображали моны – эмблемы клана, заказывавшего оружие, покрывали позолотой или лаком.

Японские мушкетёры

Бадзё-дзуцу – пистолет конника, причем богато отделанный. Эпоха Эдо. Музей Энн и Габриэль Барбье-Мюллер, Техас.

Японские мушкетёры

Тандзуцу – короткоствольный пистолет эпохи Эдо. Музей Энн и Габриэль Барбье-Мюллер, Техас.

Детали замков, вводя пружины, делались из латуни. Она не коррозировала так, как железо (а в японском климате это очень важно!), но самое главное – позволяла все детали отливаться. То есть производство замков было быстрым и эффективным. Причем даже латунные пружины оказались более выгодны, чем стальные европейские. Чем? Да тем, что бывальщины слабее!!! И получалось так, что японский серпентин с фитилем подходил к затравке медленнее европейского, а тот, случалось, ударял о полку с подобный силой, что… гас в момент удара, не успевая даже поджечь порох, что вызывало осечку!

Японские мушкетёры

Для снайперской стрельбы из замков японцы мастерили вот такие длинноствольные ружья со стволами длиной 1,80 мм и даже 2 м. Музей замка Нагойя.

Японские аркебузы в обязательном распорядке имели прицельные приспособления мушку саки-мэ-атэ и целик ато-мэ-атэ, и… оригинальные, опять же покрытые лаком, коробочки, закрывавшие замок от дождя и снега.

Японские мушкетёры

Нииро Тадамото с какаэ-дзутсу. Уки-ё Утагава Ёсиику.

Японские мушкетёры

Попадание разрывного снаряда какаэ-дзутсу в щит татэ. Уки-ё Утагава Куниёси.

В итоге японские аркебузы сделались более массивными, чем европейские, хотя и оставались по-прежнему легче мушкетов. Кроме того, японцы придумали так называемые «ручные пушки» или какаэ-дзутсу, в чем-то вылитые на европейские ручные мортирки для стрельбы ручными гранатами, применявшиеся с XVI века. Но хотя их сходство несомненно, японская конструкция весьма сильно отличается от европейской, и является самостоятельным изобретением. У европейской мортирки всегда были приклад и за ним короткий ствол, назначенный для метания фитильных гранат. Японская какая-дзутсу приклада не имела, а стреляли из нее глиняными обожженными шариками и свинцовыми ядрами. Дуло был достаточно длинным, а вот пороховой заряд невелик. Благодаря этому из «ручной пушки» можно было стрелять действительно, содержа ее в руках. Отдача, конечно, была велика. «Пушку» могло вырвать из рук, а если стрелок держал ее крепко, то и опрокинуть его не землю. И, тем не немного, стрелять таким вот образом из нее было можно. Хотя применялся и другой способ: стрелок выкладывал на земле пирамиду из трех вязок рисовой соломы и укладывал на нее «пушку», упирая рукоятку в землю или еще один сноп, подбитый сзади двумя кольями. Введя нужный угол наклона ствола, стрелок нажимал на спусковой крючок и производил выстрел. Пуля летела по крутой траектории, что позволяло таким вот манером обстреливать неприятелей, укрывшихся за стенами замка. Случалось, что в ствол какаэ-дзутсу вставляли пороховые ракеты и таким образом намного увеличивали дальность пальбы.

Японские мушкетёры

Ружья из арсенала замка Химедзи.

Известны были японцам и пистолеты, называвшиеся ими пистору. Да, они были фитильными, но использовались самураями-всадниками достоверно так же, как и европейскими рейтарами. Они направлялись в сторону противника и, приблизившись к нему, производили выстрел чуть ли не упор, после чего возвращались назад, перезаряжая на ходу свое оружие.

Японские мушкетёры

Асигару, прикрываясь щитами татэ, ведут пламя по врагу. Иллюстрация из ««Дзохё Моногатари». Национальный музей, Токио.

Другим очень важным изобретением, повысившим скорострельность японского оружия, было изобретение деревянных патронов персоной конструкции. Известно, что сначала в те же аркебузы порох засыпался из пороховницы, после чего к нему шомполом проталкивалась пуля. На Руси стрельцы хранили заблаговременно отмеренные пороховые заряды в деревянных «патронах» – «зарядцах». Где они появились раньше – у нас или в Европе, сказать сложно, но появились и разом же заряжать пищали и мушкеты стало удобнее. Но пулю приходилось по-прежнему доставать из сумки. Решение проблемы стал бумажный патрон, в каком и пуля, и порох в одной бумажной обертке. Теперь солдат зубами надкусывал оболочку такого патрона (отсюда и команда «скуси патрон!»), отсыпал кой-какое количество пороха на затравочную полку, а весь остальной порох вместе с пулей ссыпал в ствол и там утрамбовывал при помощи шомпола, используя в качестве пыжа сам же бумажный патрон.

Японцы придумали «зарядец» с двумя (!) дырами и коническим каналом внутри. При этом одно из них закрывалось подпружиненной крышкой, а вот другому отверстию «затычкой» служила сама пуля!

Японские мушкетёры

«Лаковые коробочки против дождя». Гравюра Утагава Куниёси.

Ну, а теперь давайте представим себе, что мы с вами «японские мушкетеры» и нам предстоит вести пламя по противнику.

Итак, стоя на одном колене, по команде ко-гасира («младшего лейтенанта») мы достаем из патронной сумы наш деревянный патрон, обнаруживаем его и высыпаем в ствол весь порох. А на выступающую из него пулю нужно просто нажать пальцем, и она моментально соскользнет в дуло. Убираем патрон и утрамбовываем порох и пулю при помощи шомпола. Убираем шомпол и откидываем крышку пороховой полки. На полку из отдельной пороховницы засыпается немало мелкий затравочный порох. Крышку полки закрываем, а лишний порох с полки сдуваем, чтобы не вспыхнул раньше возложенного времени. Теперь раздуваем пламя на кончике фитиля, обернутого вокруг левой руки. Сам фитиль у нас из волокон кедровой коры, потому хорошо тлеет и не гаснет. Теперь фитиль вставляется в серпентин. Ко-гасиру командует первое прицеливание. Затем откидывается покрышка полки. Теперь можно произвести окончательное прицеливание, и нажать на спусковой крючок. Горящий фитиль плавно прижмется к пороху на полке и произойдет выстрел!

Японские мушкетёры

Доспех бойца асигару работы американского реконструктора Мэтта Пойтраса, уже знакомого читателям ВО по его доспехам воинов Троянской войны, а также греков и римлян.

Увлекательно, что японцы знали и клинковой штык типа байонет – дзюкэн и копьевидный байонет дзюсо, а также ружья и пистолеты с колесцовыми и кремневыми замками. Ведали, но поскольку вступили в эпоху мира Эдо, то надобности в них не ощущали никакой. Зато теперь, в мирное время, главным оружием самурая сделался собственно меч, а ружья, которыми могли с успехом сражаться и крестьяне, отошли на второй план. Однако случилось, подчеркнем, это уже в эпоху Эдо!

Ключ

Материал полезен?

Японские мушкетёры