Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

Так, товарищи, сегодня будет интересный пост о том, как на самом деле выглядел Октябрьский переворот 1917 года, который произошёл гладко сто два года назад. Фотоснимков тех лет сохранилось не так и много, но зато остались некоторые рисунки от художников документалистов — которых, впрочем, до наших дней дошло тоже не чересчур много.

Картины, которые я покажу вам в сегодняшнем посте, произвели на меня в своё время громадное впечатление. Еще удивительнее то, что художник, нарисовавший их, жил в СССР — вполне успешно пережил сталинский террор 1930-х годов и его полотна по какой-то причине не были уничтожены. Он много рисовал практически до последних дней жизни и даже в 1930-е продолжал пора от времени троллить совок картинам вроде “Мордобой на пляже — культурное достижение по спорту!”.

Итак, в сегодняшнем посте — правдивое изображение ужасов Октябрьского переворота от прямого свидетеля событий. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)

Для основы немного истории. Автор картин, которые размещены ниже — художник Иван Владимиров (1869-1947). Как видно по годам жития художника — в годы Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны Иван был уже достаточно зрелым человеком и состоявшимся художником, до этого уже получившего кое-какую известность.

В начале XX века Владимиров позиционировал себя как художника-документалиста — он работал т.н. “художественным корреспондентом” в русско-японской (1904-905), балканских (1912-13) и Первой всемирный войнах. О сюжетах его картин тех лет можно судить по названиям — “Орудие в опасности”, “Артеллерийский бой”, “Вернулся с брани”, “Разведка в ливень”, “Допрос пленного”, “Усиленная рекогносцировка”.

В 1917-1918 году Владимиров трудился в Петроградской милиции, где рисовал фотопортреты разыскиваемых преступников со слов потерпевших (аналог художественного “фоторобота”). Во время переворота 1917 года Владимиров сделал масса зарисовок, которые стали потом в сюжеты его картин — на которых хорошо показаны реалии тех дней и истинное лицо большевиков.

Это изумительно, но Ивана Владимирова по какой-то причине не репрессировали в 1930-х — он пережил репрессии и блокаду в Ленинграде, во время которой рисовал плакаты и вёл дневник блокады. Ещё изумительнее то, что многие его работы выставлялись даже во времена СССР в Третьяковской галерее.

А теперь давайте посмотрим на картины.

02. Взятие Зимнего дворца осенью 1917 года. Лики и типажи красноармецев далеки от тех “волевых и целеустремлённых товарищей”, которые потом рисовали во всех советских учебниках. Далеки от идеала и их поступки — банда красноармейцев ведет себя как обычные пьяные погромщики, стреляя в картины и уничтожая античные статуи. 22 годами запоздалее дети этих красноармейцев будут вести себя также во время “присоединения Западной Беларуси” — с тупой злостью рубя саблями паркет в замке Радзивиллов в Несвиже.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

03. А на этой картине изображены большевики на улицах “революционного Петрограда”. Как видаете, красноармейцы не только ходили строем под бравурные песни про Буденного, но и не гнушались банальными грабежами — на картине запечатлено, как доблестные “красногвардецы Ильича” разгромили винный лавка и напиваются прямо у входа.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

04. Внесудебная расправа над “идеологическими противниками-беляками”. Обратите внимание на лица красноармецев — это самые настоящие Шариковы. Не возбуждает сомнений, что художник на стороне расстреливаемых, и для меня большая загадка — как ему удалось пережить террор 1930-х. Может быть, всё дело в том, что советские воли не видели в картинах никаких противоречий — “а что, всё похоже! Вот это с винтовкой вылитый я, а вот это — мой кореш Коля!”.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

05. А это — расстрелы в подвалах, которые завязались, фактически, сразу после переворота. Лица тоже очень характерные; как позже скажет Иосиф Бродский — “после переворота 1917 года и репрессий в России произошел антропологический сдвиг, от какого она будет оправляться несколько столетий”.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

06. Реалии 1918 года. На картине вроде бы не происходит ничего особенного, если не ведать её название — “Разграбление вагона с помощью от Красного Креста”. Скорее всего, вагон грабят те же самые “красноармейцы”, какие охранятю железную дорогу — присвоив себе продукты, которые были предназначены для голодающих.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

07. Тоже грабеж — на сей раз банковских ячей, под заумным названием “изъятие награбленного добра”. То, что в этих ячейках хранили свои вклады и ценности обычные горожане — никого не интересовало. Имеешь что-то вящее, чем драные лапти? Значит враг.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

08. Картина под названием “Развлечение подростков в императорском саду”.Тут, как говорится, без комментариев — искусство после революции сделалось “доступно всем”. В том числе, и для того, чтобы бросать в него камнями.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

09. А вот просто потрясающая картина под названием “Некому защитить” — так произнести, торжество победителей. Два бугая-“красноармейца” подсаживаются к интеллигентной даме в кафе, один из красных бандитов крепко держит её за длань, и можно понять, что ничем хорошим эта встреча не закончится.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

10. И ещё одна потрясающая картина из этой же серии, с лицами “победителей” в ложе оперы либо арены. Типажи подмечены просто отлично.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

11. Ещё немного “послереволюционных реалий”. Голод в Петрограде — люди отрезают куски мяса от тела павшей лошади, в то время как на заднем плане идут бравурные митинги под красными флагами.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

12. И ещё немного о быте тех лет:

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

13. Картины деревенской существования тех лет у Ивана Владимирова тоже встречаются. Давайте посмотрим, что изображено на них — может быть, хотя бы в деревне жизнь была получше? Нет, там был всё тот же грабительство. На этой картине показано, как подстрекаемые комиссарами крестьяне разворовывают богатое поместье:

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

14. А вот те же крестьяне волокут домой награбленные предметы. Так и хочется спросить — “ну что, обогатились? Сильно свою жизнь улучшили?”

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

15. Впрочем, награбленному “добру” крестьяне радовались недолго — вскоре к ним в дома приехали отряды продразверстки, какие выгребали из амбаров все запасы зерна, обрекая людей на голод.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

16. А это — работа в селе так называемого “комбеда”, в который набирали всяких сельских алкоголиков — чем немало деклассирован был человек и чем более асоциальный образ жизни он вел, тем вероятнее он мог получить место в “комбеде” — считалось, что он “революционный борцун” и вообще молодчина, “не работал на царя”.

Вчерашние алкоголики и люмпены получили полную власть над судьбами людей, которые советская власть посчитала своими неприятелями. Хозяйственные крестьяне, работящие зажиточные люди, священники, чиновники — были судимы “комбедами” и часто приговаривались к смерти.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

17. Грабительство ценностей из сельской церкви. Большая часть добра, что отняли в церквях и у бывших богатых людей — продавалась на Запад, а оружия от этого шли на “советскую индустриализацию”. Это и есть реальное лицо “гения Сталина”, которого так любят восхвалять сталинисты, в 1920-30-е годы он занимался гладко тем же, чем занимался до революции — грабил людей и тратил деньги на свои прожекты.

Ужасы Октябрьского переворота на рисунках свидетеля

Вот такие картины. По-моему, очень сильная серия. Мне представляется, если бы с советских учебниках по истории публиковали их, а не пафосные картинки с “революционными матросами”, то отношение к событиям 1917 года у людей было бы совершенно иное.

А что вы думаете по этому поводу?

Напишите в комментариях, интересно.

>