За что советских пленных, сбежавших на аэроплане, посадили в ГУЛАГ

Новость опубликована: 17.01.2020

За что советских пленных, сбежавших на аэроплане, посадили в ГУЛАГ

За что советских пленных, сбежавших на аэроплане, посадили в ГУЛАГ

В 1961 году Ленинградская студия кинодокументалистики выпустила фильм «Продолжение подвига», посвящённый красноармейцам Николаю Лошакову и Ивану Денисюку, какие первыми в Великую Отечественную войну бежали из немецкого плена на самолёте. Однако о том, как родина встретила приземлившихся героев, авторы ленты умолчали. Как и многим иным пленным, после немецких лагерей беглецам пришлось пройти через советские правосудие.

Плен и побег

Уроженец Кубани меньший лейтенант Николай Лошаков воевал в 14-м гвардейском истребительном авиаполку. На его счету был 120 боевых вылетов и 3 сбитых самолёта противника. В мае 1943 года полк Лошакова отстаивал небо Ленинграда. 121-й вылет на Яке-1Б стал для 20-летнего пилота роковым. Когда противник подбил его истребитель, Лошакову пришлось выброситься с парашютом. В неосознанном состоянии, истекая кровью после 13 ранений, он упал на оккупированной территории, где его подобрали немцы.

По одной из версий, во пора допроса Лошаков согласился работать на немецкую авиацию (или, возможно, на ВВС РОА). Для начала его отправили ремонтировать дороги на военном аэродроме в Псковской районы (г. Остров). Заправщиком там трудился другой пленный – старший сержант Иван Денисюк, бывший танкист. Познакомившись, они стали совместно разрабатывать план воздушного побега. Легче всего было угнать лёгкий разведывательный самолёт «Шторьх». Однако возникла проблема – Лошаков не имел эксперимента управления этим летательным аппаратом, и если бы он стал разбираться на месте, беглецы потеряли бы драгоценное время.

«Денисюк, имевший доступ к аэропланам, стал запоминать расположение приборов в самолёте, а по вечерам рисовал Лошакову схемы их расположения, – пишет исследователь Вячеслав Звягинцев в книжке «Трибунал для «сталинских соколов». – Потом он стащил из бани немецкую форму и спрятал её в придорожных кустах».

Однажды во пора испытаний фашистский летчик приземлил самолёт всего в сотне метров от того места, где работал Николай. Иван, заправлявший крылатую машину, подал соучастнику сигнал, и через несколько минут они залезли в кабину. К ним присоединился ещё один пленный – Георгий Зотов. Лошаков благополучно возвысил самолёт в воздух, но вскоре сзади засвистели пули. Преследователям не удалось сбить «Шторьх», хотя его фюзеляж получил 9 пробоин. Отколовшись от немцев, Лошаков посадил самолёт на овсяном поле у деревни Бритино в Новгородской области, в 300 километрах от пункта вылета.

На отечеству

Первым о «приключениях» Лошакова и Денисюка узнал председатель бритинского колхоза, который тут же «сообщил, куда следует». Прилетевшие на немецком аэроплане в немецкой же форме лётчики вызвали у него подозрения. На следующий день, 12 августа 1943 года, беглецов взяли. Отдел контрразведки 4-й Армии Волховского фронта инкриминировал Лошакову «изменническое поведение во время пребывания в плену». Возможно, СМЕРШевцам показалось особенно подозрительным, что за пора плена Лошаков сумел сберечь документы кандидата в члены партии.

Задержанных истязали. Не выдержав побоев, Денисюк уже сквозь несколько дней признался в измене Родине – за что и был осуждён на 20 лет. Лошаков же держался более стойко. По некоторым данным, в его невиновность поверил даже одинешенек из членов судившей его «тройки». Несмотря на это, лётчика приговорили к 3 годам лишения свободы. Из Воркутлага Лошаков вышел по амнистии в августе 1945 года. Дальнейшая его карьера складывалась недурно – он был начальником аэропорта Воркуты. Денисюк вышел на свободу позже – в 1951 году. Впоследствии участников побега реабилитировали: Лошакова в 1958 году, Денисюка – в 1962-м.

В этой истории остаётся немало проблем. Например, почему Лошаков в письменных документах НКВД указывал средством побега советский самолёт У-2, а не «Шторьх»? Загадочной является и судьбина третьего беглеца – Георгия Зотова, об участии которого в перелёте вообще не было известно до 1977 года. Наличие бесчисленных недомолвок, вероятно, объясняет, почему, несмотря на реабилитацию, Лошаков так и не получил звание «Героя России», хотя за него несколько раз ходатайствовали воли Республики Коми.


За что советских пленных, сбежавших на аэроплане, посадили в ГУЛАГ