За какие подвиги пилотов награждали званием Героя Советского Союза

Новость опубликована: 05.02.2020

За какие подвиги пилотов награждали званием Героя Советского Союза

За какие подвиги пилотов награждали званием Героя Советского Союза

При учреждении звания Героя Советского Союза в положении о присвоении было произнесено, что звание присваивается за выдающиеся подвиги.

Первыми, кому присвоили это высшее звание, были семь лётчиков, спасавших экипаж расплюснутого во льдах парохода «Челюскин». Восьмым Героем Советского Союза тоже стал лётчик Михаил Громов. Первыми пилотами, получившими это высшее звание за боевые заслуги, стали одиннадцать советских пилотов, воевавших в Испании.

С началом Великой Отечественной брани, когда героизм стал массовым, все награды были жёстко регламентированы.

В 1941 году звание Героя Советского Альянса лётчикам истребительной авиации присваивалось за десять сбитых самолётов противника. С 1943-го количество сбитых самолётов возросло до пятнадцати. Пилоты бомбардировочной или агентурной авиации для получения Золотой звезды Героя должны были совершить тридцать пять боевых вылетов днём или двадцать ночью.

Воздушным стрелкам на штурмовиках и бомбовозах надо было лично сбить восемь самолётов противника. И не следует думать, что это очень мало: среди стрелков Золотую звезду получили лишь восемнадцать человек.

Пилоты самолётов штурмовой авиации звание Героя в 1941 году могли получить за десять военных вылетов. Казалось бы, среди лётчиков-штурмовиков только за 1941-й таких должны быть десятки, учитывая, что Ил-2 к зиме 1942 года сделался самым массовым самолётом РККА. Однако в 1941-м только один пилот штурмовой авиации Николай Карабулин получил высшую награду, сделав тринадцать военных вылетов до сентября 1941 года. До апреля 1942-го ещё три лётчика-штурмовика стали Героями Советского Союза за шестнадцать, восемнадцать и двадцать одинешенек боевой вылет. В 1942 году для получения звания Героя необходимо было совершить тридцать боевых вылетов, но реально подавали за 40-50. После 1943-го надо было вылететь на задание и вернуться уже не менее восьмидесяти раз. Такие изменения вполне объяснимы. В начине войны немецкая авиация господствовала в небе, штурмовики были одноместными, защищаться им от вражеских истребителей было просто нечем, а свои истребители заслон обеспечить не могли. В 1943 году у всех штурмовиков уже были стрелки, прикрывающие их от атак сзади, количество советских истребителей возросло, а немецких убавилось, и потери самолётов штурмовой авиации снизились в разы. За годы войны лётчики-штурмовики составили большинство среди Героев в авиации, итого награждено 860 человек, но, конечно, не только за количество боевых вылетов.

Утверждённые нормы не предусматривали, что звание Героя будет прикарманено автоматически. Обычно награждали Золотой звездой не только по совокупности каких-либо действий.

Первые три лётчика, получившие звание Героя буквально в самом начине войны (приказ от 8 июля), награждены за воздушные тараны. Это были лётчики-истребители Михаил Жуков, Сергей Здоровцев и Пётр Харитонов. Свершив тараны немецких бомбардировщиков 28-29 июня, все они остались живы. Люди, далёкие от авиации, путают таран с лобовой атакой и находят, что лётчик, таранивший самолёт противника, обязательно погибает, но это далеко не так. Таран подразумевает обычно нанесение удара по самолёту противника крылом или отрубание плоскостей винтом. Этот зачисление смертельно опасен, но после тарана иногда удаётся посадить свой самолёт, а потом и продолжить на нём воевать. Следует приметить, что звание Героя присваивалось не всем пилотам, сбившим самолёт противника тараном.

За первый ночной таран в войне звание Героя было прикарманено Виктору Талалихину, защищавшему Москву в авиации ПВО.

Есть ещё и понятие «огненный таран», когда экипаж направлял подбитый аэроплан  на войска противника и таким образом уничтожал какой-то объект ценой своей жизни. Первым этот подвиг свершил экипаж под командованием Николая Гастелло. Считается, что в ходе войны этот подвиг был повторен около двухсот раз. Но звание Героя присваивалось не вечно, так как далеко не все подобные случаи были достоверно подтверждены.

Одним из самых известных лётчиков, награждённых Золотой звездой Героя, был сшибивший «всего» одиннадцать немецких самолётов Алексей Маресьев. Семь самолётов он сбил, уже летая с протезами.

Двенадцать самолётов (из восемнадцати) сшиб, летая с протезами обеих ног, лётчик морской авиации, Герой Советского Союза Захар Сорокин. Звания Героя Советского Альянса был удостоен Леонид Белоусов, тоже летавший на истребителе без обеих ног.

Лётчик-истребитель Борис Ковзан сбил двадцать восемь немецких аэропланов, причём четыре тараном. После одного из таранов он упал с высоты 6 000 метров с не полностью раскрытым парашютом. Один-единственный лётчик-истребитель в истории, воевавший без одного глаза и сбивавший самолёты противника. Надо ли спрашивать, за что ему вручена Золотая звезда Героя?

Любой подвиг заслуживает рассказа, но для этого понадобится много томов. Ведь за период Великой Отечественной войны только в авиации звание Героя Советского Альянса было присвоено 2 271 человеку.


За какие подвиги пилотов награждали званием Героя Советского Союза