Заплутались и погибли: почему Израиль сбил ливийский «Боинг»

Новость опубликована: 10.03.2018

Заблудились и погибли: почему Израиль сбил ливийский «Боинг»

45 лет назад Израиль истребил ливийский пассажирский самолет над Синайским полуостровом. Как летевший в Каир самолет оказался на территории Израиля, и почему было разрешено открыть по нему огонь, рассказывает «Газета.Ru».

Заблудились и погибли: почему Израиль сбил ливийский «Боинг»

Санкции против России

Читайте также

  • От миссии на Марс до новоиспеченных кораблей: планы Роскосмоса по покорению Вселенной на ближайшие годы

  • Титаны в отрыве.
    Как и почему меняется современная интернет-торговля

  • Независимая касса

  • В Тимирязевке новый декан

  • Настройки ракеты были под Байконур, не посчитали азимут

  • Космический хайп

21 февраля 1973 года аэроплан Boeing 727 ливийской компании Libyan Arab Airlines со 104 пассажирами и 9 членами экипажа на борту завершал перелет из Ливии в Каир, столицу Египта.

Реклама

У пилотов возникли проблемы с навигацией. Полет выходил днем, но самолет попал в пыльную бурю, из-за чего экипажу пришлось ориентироваться исключительно по приборам. Кроме того, возникли неполадки с компасом. Командир заподозрил, что что-то пошло не так, когда не смог отыскать посадочный маяк. Однако пилоты продолжали направлять самолет на восток, считая, что они находятся к западу от Каира, хотя на самом деле бывальщины уже восточнее. При этом они не стали говорить о возможном отклонении от курса диспетчеру Каирского аэропорта.

В 13:52 по местному времени экипаж получил от диспетчера позволение снижаться.

В 13:54 самолет пересек Суэцкий канал и оказался на территории Синайского полуострова, занятого в то время Израилем, подвигаясь по направлению к ядерному центру в Димоне.

Израильские радары засекли самолет моментально. К нему были направлены два истребителя F-4E Phantom II ВВС Израиля. Флаг Ливии в те годы мощно напоминал флаг Египта, с которым Израиль тогда воевал. Из-за яркого солнца шторки в салоне были спущены, и, не увидев пассажиров на борту, пилоты истребителей доложили об этом на землю, на что получили указание — посадить авиалайнер на авиабазе Рефидим.

Экипаж «Боинга» тем порой снова сообщил диспетчеру в Каире, что не видит маяк, на что получил совет снизиться до 1-1,2 км.

Израильские истребители приблизились к самолету вплоть и попытались связаться с ним, но связь не работала. Тогда истребители покачали крыльями, давая международный знак следовать за ними, а одинешенек даже запустил предупредительную ракету, на что экипаж «Боинга» руками показал, что они поняли команду. Экипаж, зачислив их за истребители ВВС Египта, направил самолет за ними.

Новости smi2.ru

Когда самолет снизился, экипаж увидел, что они направляются к авиабазе. В Каире аэропорт был к западу от города, а авиабаза — к востоку, поэтому пилоты решили, что истребители просто показывали им, что они оказались восточнее Каира. Об этом экипаж известил диспетчеру и взял курс на запад.

Израильское командование приняло эти действия за попытку к бегству. Истребитель дал предупредительную очередь вблизи покрывала, но экипаж на нее не среагировал. Тогда израильское командование предположило, что самолет захватили террористы — тем более, ранее уже поступали угрозы от террористической организации «Черноволосый сентябрь».

Начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Давид Элазар дал команду открывать огонь на разгром.

Истребители дали очереди по корневым частям крыла. Самолет начал терять высоту, поэтому пилоты решили попытаться присесть в пустыне. Но в 55 км от авиабазы самолет врезался в дюну. Выжить удалось лишь пилоту и нескольким пассажирам. Часть из них запоздалее скончалась в больнице.

«Правительство Израиля выражает глубокую скорбь в связи с гибелью людей в результате крушения ливийского самолета в Синае и сожалеет, что ливийские пилоты не отреагировали на неоднократные предупреждения, какие были даны в соответствии с международной процедурой», — гласило официальное заявление премьер-министра Израиля Голды Меир.

Израильский политик и министр Исраэль Галили наименовал произошедшее катастрофой. «Израиль не был заинтересован в нападении на этот самолет, — сообщил он на собрании политиков по поводу случившегося. — Трудно понять, почему пилот или кто-то еще не отвечали».

По словам Галили, попытки связаться с самолетом продолжались на протяжении 15 минут.

Желая многие были не на шутку обеспокоены случившимся, брать на себя ответственность никто не спешил.

«А что нам было делать? — вопрошал одинешенек из офицеров. — Пусть ливийский самолет летит через наше воздушное пространство, как ему вздумается?

А где гарантии, что самолет не загружен взрывчаткой, а за штурвалом — не камикадзе, направляющий его на израильский город?»

Кроме того, по словам офицера, несколько недель назад в Израиль устроилось сообщение о планируемой палестинскими партизанами операции — захватить лайнер и разбить его в Тель-Авиве.

«Существуют международные принципы, прикасающиеся пересечения воздушного пространства другой страны, — заявил министр транспорта Шимон Перес. — Насколько мне популярно, Израиль действовал в соответствии с этими процедурами».

Министр иностранных дел Ливии назвал обстрел самолета «криминальным актом» и заявил, что инцидент добавит стране решимости в борьбе с Израилем.

«Мы рассматриваем погибших как мучеников, пострадавших от агрессии Израиля», — отметил он.

Министр обороны Израиля Моше Даян обвинил в случившемся ливийских пилотов. «Я бы несомненно засомневался в намерениях пилота, который игнорирует предупреждения и — по какой бы то ни было вину — рискует жизнями своих пассажиров вместо того, чтобы следовать инструкциям и приземлиться, — подчеркнул он. — Я нисколько не колеблюсь, что капитан слышал приказ приземлиться и понял его. Не хочу винить в случившемся мертвеца, но больше некого».

После изучения этих бортового самописца стали понятны ошибки, совершенные экипажем. Кроме того, пилоты не видели предупредительной очереди, какую якобы выпустил израильский истребитель. Только тогда Даян признал, что Израиль, очевидно, тоже несет ответственность за случившееся.

Всю ответственность за приказ об атаке взял на себя генерал Элазар. ООН не нашла оснований для каких-либо санкций против страны. Впоследствии израильские воли выплатили компенсации пострадавшим и родственникам погибших.


Ответить