Зачем Дмитрий Пожарский призывал править Русью австрийского эрцгерцога
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Зачем Дмитрий Пожарский призывал править Русью австрийского эрцгерцога

Зачем Дмитрий Пожарский призывал править Русью австрийского эрцгерцога

Мы ведаем князя Пожарского как доблестного освободителя Москвы. Император Священной Римской империи Рудольф II мог бы узнать его в качестве практикующего алхимика, если бы получил от него послание…
В июне 1612 года в Ярославль, в расположение ополчения князя Пожарского и Кузьмы Минина, прибыл некий Юсуф Грегорович, посол императора Священной Римской Империи Рудольфа II. Грегорович возвращался волжским линией из Персии, где пробыл с миссией несколько лет.

Между Дмитрием Пожарским и послом состоялась встреча, на которой князь обмолвился, что русские «зачислят с великой радостию» в качестве государя австрийского эрцгерцога Максимилиана, брата императора Рудольфа II. Кроме того, Пожарский переслал Рудольфу письмо-челобитную, в каком пожаловался на вероломных поляков:

«Как вы, великий государь, эту нашу грамоту милостиво выслушаете, то можете рассудить, пригожее ли то дело Жигимонт король мастерит, что, преступив крестное целованье, такое великое христианское государство разорил и до конца разоряет, и годится ль так делать христианскому государю! И между вами, великими государями, какому вперед быть укрепленью кроме крестного целованья? Бьем челом вашему цесарскому величеству всею землею, чтоб вы, памятуя к себе товарищество и любовь великих государей наших, в нынешней нашей скорби на нас призрели, своею казною нам помогли, а к польскому королю отписали, чтоб он от неправды своей малоразвит и воинских людей из Московского государства велел вывести».

Провожая посла домой, князь убедительно рекомендовал возвращаться не куцым «сухим путем» через Литву, а спокойной, но долгой «влажной дорогой», через Архангельск, Белое море. На том и расстались…

В этом историческом факте, с первого взора, нет ничего интригующего, если, конечно, не обращать внимания на приглашение Пожарским на русский престол «заморского» монарха. Однако кушать некоторые нюансы, которые сгущают краски над рутинной встречей.

Письмо мертвецу

Зачем Дмитрий Пожарский призывал править Русью австрийского эрцгерцога

Здесь надо сказать, что Грегорович сопровождал в Австрию весьма видное посольство из Ирана. Священная Римская империя активно поддерживала персидского шаха Аббаса в войне против Турции, и послы, вероятно, направлялись в Европу ради значительных консультаций, а, может быть, и за деньгами – для продолжения военных действий.

Не исключено, что Пожарский, направляя послов «безопасным» путем, выполнял какую-то миссию в большенный международной политической игре.  Кстати, нельзя исключать, что Григорович также знал о смерти императора, и выезд иранских послов был связан собственно со сменой власти в Священной Римской империи. В этом случае ярославский эпизод можно рассматривать как изощренную дипломатическую игру, заполненную бессмысленными формальностями, вроде приглашения на Русь «нового Рюрика» и челобитной  умершему императору.

Печать начинающего алхимика

Зачем Дмитрий Пожарский призывал править Русью австрийского эрцгерцога

Уместно, о письме. Оно интересно ни столько своим содержанием, сколько печатью, которым его скрепил князь Пожарский. Она, прямо скажем, выбивается из наших понятий об исконной русской символике.

В щите мы видим ворона, клюющего череп. Щит держат два льва, над щитом корона, а внизу прессы извивается дракон. Вокруг надпись: «Стольник и воевода князь Дмитрей Михайловичь Пожарской Стародубской».

Люди, даже шапочно известные с алхимической символикой, без труда расшифруют некоторые геральдические нюансы этой печати. Так, ворон, терзающий «мертвую голову», является самой распространенной иллюстрацией так именуемой «работы в черном» – первой стадии Великого делания в алхимии. На этом этапе приготовления «философского камня» алхимик изготовляет в реторте обжиг исходного вещества – «первичной материи», которой предстоит цепь процедур, чтобы стать «золотом.

Для того, чтобы разобраться с прочими «бестиями» печати Пожарского, обратимся к рецепту получения «философского камня», который описал знаменитый алхимик XIII столетия Раймонд Луллий.

«Возьми меркурий философов, обжигай его, пока не превратится в зеленого льва. Продолжай обжигание: он превратиться в алого льва. На песчаной бане нагрей красного льва с кислым спиртом винограда и выпаривай: меркурий обратится в род камеди, какую можно резать ножом. Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй: получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба накроются, как тенью, легким налетом, а в пробирке останется истинный дракон, ибо он съест свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри его на камне, прикоснись раскаленным углем; он воспламенится: воспроизведешь травяного льва. Пусть он съест свой хвост. Снова перегоняй: получишь жгучую воду и человеческую кровь — это и есть эликсир».

Для практикующего алхимика постигнуть этот текст не составит особого труда. Меркурий здесь является свинцом (исходным материалом, о котором мы говорили), травяной лев — окись свинца, красный лев — сурик, черный дракон — порошок с углистым веществом, конечный продукт представляет собой уксусно-свинцовую соль, какая способна восстанавливать золото из растворов, содержащих соли золота.

Зачем Дмитрий Пожарский призывал править Русью австрийского эрцгерцога

Портрет Рудольфа II в образе растительного божества. Художник – Арчимбольдо

Значительно то, что печать  зафиксировало письмо для Рудольфа II, который был одним из главных практикующих алхимиков своего времени. Конечно, получив послание с печатью «Стольника и воеводы»,  император бы понял, что русский корреспондент вполне продвинут в части понимания тонкостей производства “философского камня” и что с ним можно сообщать на серьезные темы. Обидно то, что император к этому времени уже закончил свой земной путь…

И еще один нюанс. Если вы внимательно декламировали Вальтера Скотта «Айвенго», вы наверняка помните, какой герб был на щите рыцаря-тамплиера Бриана де Буагильбера, главного врага доблестного Айвенго.  Не помните? Все тот же ворон, клюющий череп…

Для нас, не обладающих алхимической эрудицией и не сведущих тонкостей политического момента, так и останется загадкой именная печать Пожарского. Была ли это изощренной шуткой со стороны князя, потешающегося над европейской модой на алхимию, или, визави, проявлением дани этой моде, мы, вероятно, уже не узнаем никогда.

>