Зачем французский истребитель атаковал аэроплан Брежнева в 1961 году

Новость опубликована: 23.01.2020

Зачем французский истребитель атаковал аэроплан Брежнева в 1961 году

Зачем французский истребитель атаковал аэроплан Брежнева в 1961 году

В начале февраля 1961 года чуть севернее Алжира французские истребители атаковали аэроплан, на борту которого находился Леонид Брежнев. Никто не пострадал, но инцидент рисковал вызвать международный скандал. Советский Альянс обвинил Францию в бандитизме, а та в ответ «выразила свое сожаление» по поводу случившегося.

Дружба с Ганой и Гвинеей

Как известно, Советский Альянс поддерживал дружеские связи со многими африканскими странами и их главами. Как писал Андрей Громыко в своей книге «Памятное. Испытание порой», СССР был в хороших отношениях с независимой Ганой и ее лидером Кваме Нкрумой. По мнению Громыко, Нкрума в свое время продемонстрировал выступающие способности в деле сплочения народа в борьбе за окончательную ликвидацию колониального режима. Движение против британского протектората под руководством Нкрумы добилось провозглашения самостоятельности Ганы.

Советский Союз приветствовал независимость и другого государства Африки – Гвинеи. Огромный вклад в дело освобождения Гвинеи, какая являлась французской колонией, внес Секу Туре. Именно он стал первым президентом страны и взял курс на социалистические реорганизации. Туре не раз прилетал с официальными визитами в Москву. А в 1961 году гвинейского лидера, а также руководителя Ганы Кваме Нкруму разрешил навестить и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев. 

Эскорт открывает огонь

9 февраля 1961 года аэроплан Леонида Брежнева вылетел из Москвы в направлении Гвинейской Республики. Однако, как утверждает Андрей Буровский, автор издания «Да здравствует «Застой»!», в 130 километрах к норду от Алжира на высоте более чем 8 тысяч метров рядом с советским Ил-18 неожиданно появились два истребителя с французскими опознавательными знаками. Брежнев поразмыслил, что это почетный эскорт. Но один из французских самолетов внезапно открыл огонь.

Как вспоминал маршал Куликов, встречавший Брежнева в Гане, командир корабля Борис Бугаев поинтересовался у Председателя Президиума, какие поступки ему следует предпринять в данной ситуации. Но Леонид Ильич повел себя на удивление спокойно и ответил Бугаеву, что тот должен разрешить это самостоятельно. «А я буду спать» – заявил Брежнев. По крайней мере именно такую версию событий приводит в своей книжке «Легенды первых лиц СССР» Алексей Богомолов. Впоследствии Генсек объяснил свое спокойствие тем, что от него в тот момент ничего не зависело. 

Вина обстрела

И действительно жизнь пассажиров оказалась целиком и полностью в руках опытных летчиков. Андрей Гальчик в книге «Изумительная Россия. 500 фактов о нашей стране, которые вас поразят» сообщал, что Борису Бугаеву удалось вывести Ил-18 из зоны обстрела таким манером, что  никто из членов советской делегации не пострадал. К слову, через 9 лет после данного инцидента Борис Павлович стал министром штатской авиации СССР. В своих мемуарах Леонид Брежнев не поскупился на похвалу в адрес Бугаева и возглавляемого им экипажа. А саму историю с французскими истребителями Брежнев наименовал провокацией, от которой никто не защищен даже в мирное время.

Между тем французская сторона с Брежневым не согласилась. Как пишет Рой Медведев в своей книжке «Политические портреты», Советский Союз направил Франции ноту протеста, в которой обвинил власти страны в бандитизме. Однако французы, сформулировав сожаление, ответили, что ни о каком бандитизме не может быть и речи. По их версии, советский самолет попросту отклонился от курса, потому истребители для «определения идентичности» судна произвели два выстрела, «не представлявших угрозу безопасности». Вот только сам Брежнев остался уверен, что колонизаторам запросто были не по душе визиты советской делегации в независимые африканские страны.


Зачем французский истребитель атаковал аэроплан Брежнева в 1961 году