Зачем русская пропаганда в 1812 году огласила Наполеона антихристом

Новость опубликована: 24.12.2018

Зачем русская пропаганда в 1812 году объявила Наполеона антихристом

Зачем русская пропаганда в 1812 году огласила Наполеона антихристом

«Антихриста» в России ждали давно. Французский император Наполеон Бонапарт, посягнувший на рубеже XVIII и XIX столетий на владение всем миром, стал идеальной мишенью для общественной пропаганды православной, католической и даже протестантских церквей.

Святейший Синод: «Наполеон – Лжемессия»

Зачем русская пропаганда в 1812 году объявила Наполеона антихристом

Наполеон Бонапарт после отречения во дворце Фонтенбло. Деларош

Всё завязалось с обвинения Наполеона в безбожии, выдвинутого российскими идеологами и принятое Русской Православной Церковью. Производным от этого стал вывод о том, что Наполеон и кушать «воплощение сил зла» или «антихрист». Противостояние России и Франции официальная пропаганда трактовала как «священную войну», как борьбу против врага христиан и имени Христова.

В 1806 году Святейший Синод РПЦ издал манифест. Наполеона именовали в нём «неистовым врагом мира и благословенной тишины» и обвиняли в ужасных дерзостях: «В Египте приобщился он гонителям Церкви Христовой. Наконец, к вящему посрамлению оной, собрал во Франции иудейские синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый великий сангедрин еврейский, сей самый богопротивный собор, какой некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

Синод отметил и другое непростительное злодеяния Бонапарта:

«И сейчас помышляет он соединить иудеев, гневом Божиим рассыпанных по всему лицу земли, и устроить их на испровержение Церкви Христовой и на провозглашение лжемессии в лике Наполеона».

Загадка числа 42

После вторжения Наполеона в Россию часто вспоминали Стих 5 из «Апокалипсиса»:
«И даны были ему уста, сообщающие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца».

Под последним числом иногда подразумевали возраст Наполеона. В 1812 году ему уже было 43, потому одни толкователи прочили ему скорое падение, а другие исчисляли 42 месяцами время его военных успехов, намекая на безуспешную брань с Испанией.

Сатанинское начало Наполеона

Зачем русская пропаганда в 1812 году объявила Наполеона антихристом

В 1808 году в Севилье появился так называемый «Гражданский катехизис», переведённый на русский стиль в журнале «Сын Отечества» в 1812 году. В нём давались весьма нетривиальные характеристики Бонапарта.

Авторы катехизиса говорили о двух начинах и даже «естествах» Наполеона: «сатанинском и человеческом», а также о том, что великий полководец происходил «от ада и греха».

Возможно испанский автор декламировал синодальное обращение, но независимых друг от друга течениях мысли, связанных с общехристианским восприятием правителя, посягнувшего на мировое господство.

И протестанты туда же!

Зачем русская пропаганда в 1812 году объявила Наполеона антихристом

“Наполеон на императорском престоле”, Жан Огюст Доминик

Протестанты, особенно проживавшие в России, тоже активно поддержали миф отождествления Наполеона с Антихристом. Профессор библейской экзегетики и восточных стилей Вильгельм Гецель приводил свои исчисления, согласно которым в имени императора Наполеона (по-французски – L’empereur Napoleon) содержалась цифра 666 – зверя из Апокалипсиса: «Тут премудрость. Кто имеет ум, сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

Слова Апокалипсиса о звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семейство головами и десятью рогами, понимали как указание на семь королей, поставленных Наполеоном (неаполитанский, вестфальский, вюртембергский, саксонский, голландский, испанский, баварский). Десятью рогов, по суждению Гецеля, символизировали народы, попавшие под власть Наполеона (австрийский, прусский, саксонский, баварский, вюртембергский, вестфальский, итальянский, испанский, португальский, польский).

Не признавшие «антихриста»

Увлекательно, что несмотря на то, дворянство и армия поддерживали версию официальной пропаганды, староверы не признали в великом французе «антихриста».

Видимо, они помнили, что Наполеон кончил с антирелигиозной политикой Конвента и Директории и не подписал в 1801 году конкордат с папой Пием VII, по которому отменялось отделение Храмы от государства, ей возвращались неотчужденные церковные здания, а священнослужители стали получать жалование от правительства.