Зачем советские пилоты в 1937 году бомбили флагман немецкого флота

Новость опубликована: 08.08.2019

Зачем советские пилоты в 1937 году бомбили флагман немецкого флота

Зачем советские пилоты в 1937 году бомбили флагман немецкого флота

В разразившейся в 1936 г. гражданской войне в Испании участвовали не только франкисты и республиканцы. Воюющие сторонки пользовались поддержкой других европейских держав. Республиканцев поддерживал СССР, франкистов — Германия и Италия. Свои позиции в Испании отстаивала и Великобритания с Соединенными штатами. Все эти страны оказывали влияние на ход конфликта различными способами — отправкой военных инструкторов и техники, гуманитарной поддержкой и т.д. Не остался в стороне и флот.

Германский гросс-адмирал Э. Редер, стоявший во главе ВМФ Германии в то время, вспоминал (Редер Э. Гросс-адмирал. М., 2004), что военные моряки различных стран, несмотря на противоречия по поводу испанской гражданской войны, сотрудничали, так как стремились к похожим целям — обеспечить безопасность и защитить собственность своих граждан на Пиренейском полуострове и в прилегающих водах. Так что немцы, французы, итальянцы, британцы и американцы работали вместе. С 1937 г. корабли этих стран осуществляли надзор за воюющими в Испании республиканцами и франкистами, чтобы избежать кровопролития на море.

Миротворческое патрулирование продолжалось несколько месяцев. Первоначальный и совершенно неожиданный инцидент произошел 29 мая 1937 г. — внезапно республиканские самолеты (по версии Редера — один аэроплан) бомбардировали немецкий крейсер «Deutschland» («Германия»), стоявший на якоре у острова Ибица. Немцы не заметили самолеты на подлете — пилоты умело зашли со стороны вечернего солнца. На их фюзеляжах (во всяком случае, по утверждению Редера), красовались франкистские опознавательные знаки, так что немцы зачислили бы самолеты за дружественные. Пилот одного бомбардировщика сбросил шесть бомб на линкор, две из них попали в цель и нанесли кораблю повреждения, истина, не фатальные: были пробиты топливные баки корабельного самолета, взорвались его боеприпасы и начался пожар. А вот люди пострадали мощнее — одна из бомб пробила верхнюю палубу и взорвалась на нижней, жилой. В результате 31 человек был убит, и еще 78 моряков бывальщины ранены.

Узнав о нападении, Гитлер срочно вернулся в Берлин из командировки. Было принято решение жестко ответить на эту бомбардировку — обстрелять порт Альмерия, управлявшийся на тот момент республиканцами. Линкор «Адмирал Шеер» сделал это 31 мая, и остался безнаказанным, желая береговые орудия порта обстреляли «Адмирала Шеера» в ответ. Раненых немцев разместили в британском военном госпитале на базе Гибралтар, тела потерянных доставили в Германию и похоронили. После инцидента немцы и итальянцы прекратили миротворческое патрулирование и просто наблюдали за происходящим и демонстрировали свое наличие в зоне конфликта, а также по необходимости защищали своих граждан, но не более того.

Стоит отметить, что Гитлер так «переполошился» еще и потому, что «Дойчланд» был с 1933 г. (когда его и достроили) флагманским кораблем военного флота Третьего Рейха и его гордостью. Еще одна увлекательная деталь инцидента — самолетами, атаковавшими «Дойчланд», были СБ-2 («Скоростной бомбардировщик»-2, разработанный КБ Туполева). Они неверно опознали немецкий корабль как франкистский крейсер «Канариас», и потому зачислили решение о бомбометании. Испанцы объявили, что летчиками были республиканцы Хосе Арсьега Ньера и Леокадио Мендиола, но самолет, бомбы какого нанесли «Дойчланду» урон, управлялся русским экипажем — командиром Н. Остряковым, штурманом Г. Левинским и стрелком-радистом В. Лобозовым. В то время ровное участие советских военных специалистов в боевых действиях не всегда афишировалось во избежание лишних дипломатических затруднений. Остряков был в Испании как охотник. Помимо крейсера «Дойчланд», его жертвами стали два сбитых франкистских самолета. Так что советский летчик бомбил немцев за несколько лет до Великой Отечественной брани. Правда, на ней он и погиб — немцы убили Острякова авиабомбой в апреле 1942 г. в Севастополе, когда тот находился на одном из портовых строёв.

Но не пережил войну и крейсер «Дойчланд». Его переименовали в «Лютцов» и он служил на Атлантике. В апреле 1945 г. был подбит британской авиацией и подорван своим экипажем, чтобы не достался СССР. Задумка не сработала — советские специалисты крейсер подняли в 1946 году, но возрождать не стали (дорого и невыгодно). «Дойчланд» использовали как тренировочную мишень для моряков кораблей Балтийского флота, и в ходе учений 1949 г. потопили. На сей раз – окончательно.


Зачем советские пилоты в 1937 году бомбили флагман немецкого флота