Зачем США сделали космический попутчик из утонувшего линкора Гитлера

Новость опубликована: 25.07.2019

Зачем США сделали космический попутчик из утонувшего линкора Гитлера

Зачем США сделали космический попутчик из утонувшего линкора Гитлера

Немецкий дредноут «Кронпринц Вильгельм» по праву считался одним из красивейших линкоров Императорских военно-морских сил Германии. Заложенный в 1910 году, он был спущен на воду в самом начине Первой мировой войны и принял активное участие в боевых действиях. После капитуляции Германии «Кронпринц Вильгельм» был интернирован Великобританией, но в состав королевского военно-морского флота так и не вошел. Дредноут ожидала куда более интересная судьба.

Бесславная гибель

После захвата «Кронпринц Вильгельм» и еще ряд германских кораблей были обезоружены, а команды сокращены минимума. В сопровождении Британского королевского флота суда  прибыли в Скала-Флоу – гавань в районе Оркнейских островов – неподалеку от берегов Шотландии.

Командующим интернированным немецким флотом – Флотом отворённого моря – был контр-адмирал Людвиг фон Ройтер – настоящий патриот и морской волк до мозга костей. Он прекрасно понимал, что переговоры о заточенье мира близки к завершению, и скоро весь интернированный флот будет передан союзникам. А это более двух десятков линейных кораблей и крейсеров, и возле полусотни эскадренных миноносцев. Поэтому он организовал заговор с целью затопления немецкого флота, который удалось реализовать 21 июня 1919 года. По сигналу флагмана команды кораблей возвысили германские флаги и открыли кингстоны. Не ожидавшие такого подвоха английские моряки смогли спасти лишь один линкор, три легких крейсера и 19 миноносцев, отбуксировав их на мелководье.

Так «Кронпринц Вильгельм» очутился на дне – на глубине 38 метров – в одном из самых труднодоступных участков гавани. В течение последующих 10 лет большинство затопленных кораблей бывальщины подняты и использовались Великобританией или были переданы союзникам – Франции и США. Серийные дредноуты «Кронпринц Вильгельм», «Кениг» и «Маркграф», а также четыре крейсера возвысить тогда не удалось.

Космический полет

Вспомнили о немецких кораблях лишь в начале 50-х гг. – в связи с активным развитием космической программы и нуждой использования приборов для измерения радиоактивного фона. Создание ядерного оружия, его активное применение и испытания привели к тому, что вся имеющаяся и изготавливаемая в мире сталь оказалась «зараженной» радиацией. Использовать «фонящий» металл при создании авиационных и космических датчиков, счетчиков Гейгера и кое-какого другого научного оборудования было невозможно – слишком велики искажения.

Многомиллионная космическая программа США «Эксплорер» оказалась под угрозой. В нее входил эксперимент по измерению космической радиации, а в перспективных планах бывальщины опыты по обнаружению ядерных взрывов на основе регистрации изменений радиоактивного излучения планеты. Тогда и вспомнили про лежащий на многометровой глубине «Кронпринц Вильгельм». В 50-60-х гг. он сделался источником металла для американских космических спутников.

Поднять корабль целиком было проблематично, но спустить водолазов, которые разрезали его на доли, оказалось вполне реально. Металлические элементы транспортировались в США, где переплавлялись без доступа атмосферного воздуха. Последний и являлся источником всех бед – из-за содержания большенного количества радионуклидов. Существовавшие на тот момент технологии получения стали предполагали использование именно атмосферного воздуха. «Кронпринц Вильгельм» был создан до основы ядерных испытаний, а потому его металл «не фонил».

Таким образом германский красавец-дредноут по частям побывал в космосе. Правда, век таких полетов был не весьма долгим. В 1963 году было подписано соглашение о частичном запрете ядерных испытаний и в течение 10-15 лет уровень фоновой радиации снизился в 20-30 раз. Да и новоиспеченные технологии позволили создавать более чувствительные и менее зависящие от «фона» приборы.


Зачем США сделали космический попутчик из утонувшего линкора Гитлера