Зачем в СССР бензин окрашивали в различные цвета

Новость опубликована: 14.03.2020

Зачем в СССР бензин окрашивали в различные цвета

Зачем в СССР бензин окрашивали в различные цвета

Что может обыденнее для современного человека, владеющего автомобилем, чем бензин? Однако даже у простого топлива может быть необычная история. Так, в Советском Союзе бензин окрашивали в синий, оранжевый, красный и даже зеленый цвета. И делалось это вовсе не из эстетических соображений, а в мишенях безопасности.

Детонационная стойкость и октановое число

Как утверждает Александр Буров, автор издания «Тепловые двигатели», одной из самых значительных способностей топлива читается его детонационная стойкость. Эта способность заключается в противостоянии детонационному сгоранию, имеющему взрывной характер, при каком скорость распространения пламени достигает 2000 м/с. Эксплуатация автомобиля на режиме длительной детонации недопустима: происходит быстрый износ деталей, обгорание клапанов, понижение мощности двигателя. Детонационная стойкость оценивается так именуемым октановым числом. Чем выше это число, тем выше максимально допустимая степень сжатия.

Как отмечают в издании «Автомобильные двигатели. Теория и техническое сервис» Джеймс Холдерман и Чейз Митчелл, для определения октанового числа используется специальный одноцилиндровый двигатель с возможностью изменения степени сжатия. Октановое число — это сравнительная характеристика, так как в изысканье задействовано условное топливо. Например, если условное топливо начинает детонировать при тех же условиях, что и условное, состоящее из 76% изооктана и 24% нормального гептана, то за октановое число принимается 76.

Увеличение октанового числа

В соответствии с ГОСТ 2084-77 в СССР спускали такие марки бензинов как: А-66, А-72, А-76, АИ-92 и АИ-98. Буква А обозначает, что бензин автомобильный, а И – это исследовательский метод, с поддержкой которого было установлено октановое число. Дело в том, что, по словам Александра Попова и других авторов книги «Основы конструкции нынешнего автомобиля», существуют 2 метода определения октанового числа: исследовательский и моторный. Октановое число, полученное исследовательским методом, обыкновенно характеризует способность топлива сопротивляться детонации при разгоне, а моторным методом – сопротивление детонации при постоянной высокой скорости и нагрузках.

Как уже было произнесено выше, цифры в обозначении топлива и обозначают то самое минимальное октановое число. Примечательно, что это число может быть повышено посредством различных добавок, которые известны как антидетонаторы. Антидетонаторы не изменяют физико-химические свойства топлива, но повышают его антидетонационные качества. Наиболее распространенным антидетонатором является тетраэтиловый свинец, добавляемый в топливо в облике этиловой жидкости. Еще «Автобронетанковый журнал» за 1939 год писал, что добавка всего 1 см³ этиловой жидкости к бензину Б-59 повышает его октановое число на 15 колов (с 58 до 73).

Осторожно: яд!

Однако этилированные бензины небезопасны. Если верить А. И Астахову, автор книги «Автомобильные краны», это связано с тем, что тетраэтилсвинец весьма ядовит. Трудиться с этим топливом можно только в специальных перчатках. Этиловым бензином не следует мыть руки, и уж тем более подсасывать устой при переливании шлангом. При несоблюдении необходимых мер безопасности этиловое топливо разрушающе действует на человеческий организм. Именно для того, чтобы привлечь внимание автомобилистов и предостеречь их от непродуманных шагов, этиловая жидкость марки Р-9 была красно-бурого цвета. Она окрашивала бензин в розовый цвет.

Впрочем, существовали и иные марки этиловой жидкости, которые предавали бензину иные оттенки. Так, согласно ГОСТУ 2084-67, отечественные автомобильные бензины должны бывальщины иметь следующие цвета: А-66 – оранжевый, А-76 – зеленый, АИ-93 – синий, АИ- 98 – желтый. По мнению А. А. Гуреева, автора книжки «Применение автомобильных бензинов», это делалось для того, чтобы предотвратить использование бензина не по назначению, а также для обычного удобства: различные марки топлива было нетрудно различить даже на глаз. Но главная цель – безопасность – тоже никуда не делась: дело в том, что окрашивали в различные цвета только этиловые, то есть ядовитые бензины.


Зачем в СССР бензин окрашивали в различные цвета