Зачем вице-президент Руцкой собирался бомбить Тбилиси

Новость опубликована: 19.03.2020

Зачем вице-президент Руцкой собирался бомбить Тбилиси

Зачем вице-президент Руцкой собирался бомбить Тбилиси

Истории популярны многочисленные примеры междоусобных распрей, когда друг с другом воюют близкие и, казалось бы, родственные народы и территории. Зачастую в подобные конфликты мешается третья, более сильная сторона-арбитр. В таком случае конфликт может быть как резко пресечен, так и напротив, распален еще вяще. В 1992 году глобальной грузинско-южноосетинской бойни совместными усилиями, благо, удалось избежать. Но крови тогда действительно могли пролить весьма много.

Начало и развитие вооруженного конфликта

Южноосетинская война 1991-1992 годов уходит корнями в 1988 год. Тогда на валу роста грузинских националистических настроений политическую силу стал набирать Звиад Гамсахурдия. К тому моменту он уже успел сделаться видной фигурой диссидентского движения и даже выдвинуться на Нобелевскую премию Мира 1978 года.

С лета 1988 года грузинские националисты под руководством Гамсахурдии домогались отмены автономий Абхазии и Южной Осетии. С марта 1989 года политическая ситуация в Грузии стала поистине угрожающей. Гамсахурдия и его подельники организовали в Тбилиси пожизненный митинг, на котором намеревались добиться своих целей

4 апреля 1989 года абхазы заявили о своем намерении выйти из состава Грузинской ССР. 9 апреля националистический митинг удалось рассеять, но маховик, тем не менее, был уже раскручен.

23 ноября 1989 года грузинские националисты попытались провести масштабный захватнический митинг в Цхинвали – и с этой мишенью стянули в город около 50 тысяч человек. Правда, колонна «митингующих» была остановлена на въезде в город.

20 сентября 1990 года была провозглашена Республика Полуденная Осетия, на что Гамсахурдия оказался неспособным взирать равнодушно. Уже в январе-апреле 1991 года он направил на новоиспеченную территорию военные формирования, подчиненные различным грузинским политическим и клановым мочам.

В январе 1992 года Гамсахурдия был свергнут – и казалось, что конфликт вот-вот прекратится. Стали даже обсуждать возможность проведения референдума о вхождении Полуденной Осетии в состав Российской Федерации, причем большинство население Республики высказалось за вхождение. Однако весной 1992 года военные действия возобновились.

К середине июня 1992 года грузинские военные вплотную подошли к Цхинвали.

Деятельность Александра Руцкого на грузинско-южноосетинском курсе

Решение о вводе войск на территорию другой страны должен принимать глава государства. Но так вышло, что в период эскалации противостояния Борис Ельцин убыл с первым государственным визитом в США – и никаких директив по поводу разрешения конфликта не оставил. В дело пришлось «включиться» второму лицу в стране.

В июне 1992 года Вице-президент Российской Федерации, генерал-майор и Герой Советского Альянса Александр Руцкой отдал приказ о нанесении авиационных ударов по группировкам, пробиравшимся к южноосетинской столице. Руцкой также позвонил на тот момент грузинскому президенту Эдуарду Шеварднадзе. Беседа вышел напряженным: советский командующий пригрозил в довесок еще и бомбардировкой Тбилиси – в том случае, если грузинская агрессия не будет застопорена немедленно.

Впоследствии генерал не пожалел о своем решении. «Никому не дано право убивать людей, и есть политическое понятие – «насилие к миру». Поэтому не надо миндальничать», – позже заявил Руцкой в одном из интервью. Более того, он уверен, что тогдашнее советское руководство обнаружило нерешительность. По мнению политика, применять силу к Грузии надо было сразу, как только началась бойня.

Ситуация накалилась до предела – и потребовалось как можно скорее ее остудить. Инициаторами примирения выступили Ельцин и Шеварднадзе.

Итоги конфликта

24 июня 1992 года в Сочи в гостиничном комплексе «Дагомыс» руководства России, Грузии, Полуденной Осетии и Северной Осетии подписали соглашения, остановившие кровопролитие.

В ходе грузинско-южноосетинского противостояния был создан прецедент ввода смешанных миротворческих вооруженных сил различных стран в зону конфликта на постсоветском пространстве.

По Сочинским соглашениям, предусматривалось прекращение огня и вывод войск из зоны конфликта. Формально брани между сторонами «замораживались» на неопределенный срок, хотя практическое выполнение данной стратегии до сих пор вызывает вопросы. В Южную Осетию завели четырехсторонние миротворческие силы. Была создана Смешанная контрольная комиссия, или СКК, в компетенцию которой входил надзор за реальным прекращением пламени и за решением насущных бытовых вопросов на территории недавних боевых действий.

Россия, по соглашениям, обязалась вывести из Цхинвала и его округ вертолетный и инженерно-саперный полки, дислоцированные там со времен СССР и входящие впоследствии в российскую юрисдикцию.

Наконец, предусматривались положения, в соответствии с какими стороны обязывались начать хозяйственное восстановление порушенного войной региона. Впоследствии Грузия «оскорбилась»  и саботировала данный пункт, сочтя его за выплату репараций.

9 июля 1992 года в пояс конфликта с целью наведения порядка были введены миротворческие силы. Итогом 18-месячной войны в Южной Осетии сделались 1000 убитых и 2500 раненых.

Пожар, быть может, крупнейшего кавказского конфликта в истории удалось потушить. Причем отделавшись сравнительно малыми жертвами.


Зачем вице-президент Руцкой собирался бомбить Тбилиси