Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Прошедший материал о доколумбовых культурах Америки закончился на том, что «культура Хоупвелл» около 500 г. н. э. как система торговых обменов неизвестно отчего пришла в упадок, курганы насыпать прекратили, а связанные с этой культурой произведения искусства среди находок встречаться перестали. Брань является самой недостоверной причиной, потому как кому и с кем тут было воевать? Кроме того, в погребениях жертвы боевых поступков отсутствуют. Учеными выдвигаются разные гипотезы, ставшие причиной такого социального катаклизма. Это и похолодание, из-за которого звериные – объекты охоты ушли на север или на запад, так как изменение погоды могло сказаться на привычном для них растительном рационе. Другие приводят в качестве аргумента появление лука и стрел. Мол, с их поддержкой перебили всех животных и «хоупвеллам» просто стало нечего есть. Даже и такую причину называют, как переход к полномасштабному землепашеству, изменившему существовавшие социальные отношения и «взгляды на жизнь». Однако совсем эта культура все же не исчезла! Спустя какое-то время на ее пункте (примерно через 400 лет – своего рода «американские темные века») возникла так называемая «миссисипская культура» или как называют ее американские археологи – цивилизация доколумбовых садоводов, живших на территории современного Среднего Запада и Юго-Востоке США где-то около 1000 – 1550 гг. нашей эры.

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

Так или почти так мог глядеть любой из крупных центров, принадлежавший к «миссисипской культуре».

Ее следы были найдены в долинах рек, практически на целой трети территории Соединенных Штатов. Находки бывальщины также сделаны в штате Иллинойс и во многих других местах. Если мы обратимся к данным хронологии, то она для этой культуры будет глядеть следующим образом:
800 – 1050 гг. происходит развитие земледелия, прежде всего в области выращивание кукурузы. К 1000 году н.э. возникает древний город Кахокия.
1050 – 1100 гг. – Эпоха «Большенного взрыва» в Кахокии. Население города достигает численности в 10 000 – 15000, начинается освоение северных земель.
1100 – 1350 гг. – по примеру Кахокии начинают повсеместно возникать города-курганники.
1350 – 1450 гг. город Кахокия закинут, во многих других «насыпных города» численность населения уменьшается.
1450 – 1539 гг. – новые «насыпные города» увеличиваются в размерах и начинают лидировать.
1539 год. Экспедиция Эрнандо де Сото посещает миссисипские города от Флориды до Техаса. Европейцы разузнают о существовании «курганной цивилизации».

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

Представители «миссисипской культуры» жили в меднокаменном веке. Но медь выплавлять не умели, а делали изделия из самородной меди. Вот, так, этот топор. (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

Вот так эта культура и развивалась. Однако сам термин «миссисипская» носит обобщающий нрав. На самом деле в нее входит много локальных культур, схожих по своим культурным традициям. Так, культура на территории штатов Арканзас, Техас, Оклахома и линии соседних называется Каддо; Онеота – название культуры, находившейся на территории штатов Айова, Миннесота, Иллинойс и Висконсин; Древний Форт – еще одинешенек термин, объединяющий города в долинах реки Огайо в штате Кентукки, и штатах Огайо и Индиана. Есть даже такая цивилизация, как «Юго-восточный церемониальный комплекс». Она располагалась на землях штатов Алабама, Джорджия и Флорида. Все они имели определенные различия в символике, по-разному возводили курганы, отличаются они и своими артефактами.

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

Но главным рабочим инструментом представителей этой культуры все же был камень. Вот, например, каменные топоры «миссисипской цивилизации». (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс)

То есть были «культурные группы», из которых, как из «кирпичиков», и сложилась «миссисипская цивилизация». Группы имели похожую социальную структуру, в основе которой лежало сельскохозяйственное производство. А оно в свою очередь покоилось на «трех китах»: кукурузе, бобах и… тыквах. Вылитыми были укрепления: рвы, частоколы, большие насыпные земляные пирамиды с плоскими вершинами (так называемые «платформы на насыпях»). Схожей было символика, относящаяся к плодородию, а также к почитанию духов предков, астрономическим наблюдениям и… брани.

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

Из кремня и других минералов они выделывали вот такие, характерные по форме, наконечники копий и стрел. От аналогичных артефактов «культуры Хоупвелл» они мощно отличаются, не так ли? (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

Наконечники и зернотерка. (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

А вот тут – целый арсенал и для копий, и для стрел! (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

Археологические раскопки в Кахокии – крупнейшем из древних миссисипских городов и, вероятно, главным центром миссисипской культуры, показали очень высокий уровень развития этой древней цивилизации. Он находился в состоятельной ресурсами нижней пойме реки Миссисипи на стыке нескольких крупных рек в центральной части Соединенных Штатов, известной как «Американское дно». Тучные земли давали высокие урожаи. Вода была всегда рядом. В этой богатой местности к востоку от современного города Сент-Луис, в штате Миссури, город Кахокия со порой превратился в огромное поселение. Здесь высится самый большой курган, который называется «Курганом Монаха», занимающий в основании площадь в пять гектаров, при вышине более 30 метров. Большинство дошедших до нас миссисипских курганов в разных других местах совсем низкие, не более 3 м. Удобопонятно, что причина – эрозия почв. Но то, что эрозия не так уж и сильно понизила высоту «Холма Монаха» (то есть понизила, конечно, но вот насколько?), сообщает нам о том, что в древности он был еще выше!

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

А вот этот топор экспонируется в Британском музее!

Из-за необычайно большого размера Кахокии американский археолог Тимоти Паукетат заявлял даже, что Кахокия была натуральным региональным государством, которое дало сильнейший толчок всей зарождающейся миссисипской цивилизации. Хотя скорее всего это было не так. Дело в том, что особенностью развития середин «Культуры Миссисипи» было разнообразие языков, которыми пользовались входившие в нее индейские народности. Так, только на юго-востоке использовались, так, сразу семь различных языковых семей: Маскогская, Ирокезская, Катаванская, Каддская, Алгонкийская, Туникская и Тимуаканская. А ведь бывальщины еще и другие языковые семьи и входящие в них языки! Впрочем, нет ничего невозможного и в том, что разноплеменные и разноязыкие выходцы из разных регионов «миссисипской цивилизации» встречались именно здесь, на «нейтральной территории», общались, обменивались идеями и достижениями, торговали, возможно заключали браки.

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

Топоры для рубки деревьев. (Музей престарелой истории, Таунтон, штат Массачусетс)

Было найдено также множество поселений, аналогичных Кахокии по устройству, но меньшего размера. Так что «миссисипская цивилизация» со временем охватила огромную территорию: от Великих Озер и до самого Мексиканского залива. Кстати, именно оттуда в ту же Кахокию доставлялись морские раковины. Причем, особенно ценились левозакрученные. Американские археологи Марквардт и Козуч предположили, что такая спираль символизировала неизбежность рождения, кончины и последующего перерождения. Кстати, пирамиды, подобные тем, что были в Кахокии и других подобных ей «городах», известны и на побережье Мексиканского бухты.

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

Наконечник, найденный на берегу Little Gasparilla Island во Флориде. Длина 8,4 см.

Какова была социальная организация всех этих поселений? Был ли у них какой-то целый центр, «столица», или каждый «город» был сам по себе, или лишь торговля и общность религии связывали их в некое единое целое? Захоронения представителей элиты демонстрируют, что она существовала, а раз так, то обладала и определенной властью. То есть мог быть вождь, который являлся властителем на той или иной территории. Вторая точка зрения, что была децентрализация воли и элита была богата, но реальной властью не обладала. Что, как и во многих поздних индейских племенах огромную роль играли внутриплеменные кланы и сообщества, а вожди играли номинальную роль.

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

Курительные трубки. (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

Скорее итого сильная централизованная власть существовала в таких центрах, как Кахокия или Этова в Джорджии, а в западных районах, которые европейцы сделались посещать в XVI веке, существовали внутриплеменные отношения, известные нам по романам Фенимора Купера и Уилларда Шульца…

Земля за океаном. «Миссисипская цивилизация» (часть 3)

Керамика «миссисипской цивилизации» (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

Продолжение следует…

Источник

>