Томас Коул. «Падение Империи». 1837
Наполеон говорил: «История Рима — история всего мира». Многое из того, что стало неотъемлемой частью современной жизни — от водопровода до эпиляции, — было если не придумано, то развито и популяризировано именно римлянами. Однако, несмотря на все достижения, Римская империя не выдержала натиска варварских племен и распалась 4 сентября 476 года. Подробнее об этом событии рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
Капитолийской волчице и не снилось
Говоря о распаде Римской империи, подразумевают империю Западную — Восточная, она же Византийская, просуществовала еще почти целое тысячелетие, став преемницей Древнего Рима.
На самом деле деление на Западную и Восточную части было весьма условно. По факту, Римская империя все еще оставалась одним государством, просто с двумя административными центрами. Эта мера была вызвана ростом территории империи — информацию о происшествиях в одной ее части приходилось передавать в другую по морю или через верховую почту, что занимало очень много времени. Подобные разделы практиковались и раньше — например, в 293 году император Диоклетиан утвердил знакомое всем по школьному курсу истории четверовластие, раздав четыре части Римской империи в управление двум «старшим» и двум «младшим», с ограниченными полномочиями, императорам.
На протяжении века следующие императоры еще несколько раз то объединяли, то снова разделяли государство.
Тема падения Римской империи резко заинтересовала ученых в XVIII веке. Эдвард Гиббон, один из самых влиятельных историков того времени, посвятил этому вопросу семитомный труд, на создание которого ушло более 12 лет. Николай Караев, русский социолог, написал об этом намного короче: «В V в. Западная Римская империя сделалась добычею германских племен, которые заняли отдельные ее области, основав в них свои королевства в номинальной зависимости от империи. При Гонории (395–423) вестготский вождь Аларих в 410 году взял и разграбил Рим, а его преемники Атаульф и Валлия основали особое королевство в Южной Галлии и Северной Испании. При следующем императоре, Валентиниане III (425–455), по зову наместника Африки явились в эту провинцию и заняли ее (428) вандалы, а через несколько лет и оставленною римскими легионами Британнией завладели англосаксы (449). В середине V в. на Западную империю сделал еще нашествие Аттила, царь кочевого азиатского народа гуннов, который, несмотря на поражение (451) от римского полководца Аэция на Каталаунской равнине (у Шалона на Марне), повторил в следующем году нападение и на самую Италию. После смерти Валентиниана III титулом императора на Западе распоряжались еще около двадцати лет предводители германских дружин, состоявших на службе империи. Но и эти дружины не могли спасти Рим от нападения на него в 455 году вандалов, которые особенно неистово разрушали памятники искусства (вандализм). Ставленники германских дружин часто менялись, пока в 476 году последний из них, Ромул Августул, не был свергнут с престола вождем герульской дружины Одоакром, не захотевшим назначать для Запада нового императора».
Покатились по наклонной
По большому счету, Римская империя начала трещать по швам задолго до официального развала. Постепенно в упадок приходили и экономика, и социальные сферы, и военная мощь. Множество, казалось бы, мелких причин тонкими ручейками стекались в единый поток, несущий Римскую империю прямиком на рифы развала. Основная часть жалованья солдат удерживалась, из-за чего те теряли мотивацию, а новых было проблематично набирать из-за демографического кризиса. Из-за нападения внешних врагов, инфляций, мятежей средний класс постепенно разорялся, что сказывалось на торговле и городском производстве. Некоторые жители, потеряв возможность честного заработка, объединялись в разбойничьи банды.
Государство повышало налоги, а население, в свою очередь, от них уклонялось. Доходило до абсурда — власти были вынуждены нанимать одних варваров для защиты границ от других.
А ситуация с варварами становилась все более напряженной. К началу V века они вовсю хозяйничали в римских провинциях, опустошая казну. И если в 402 и 406 годах еще удавалось отразить нападение на Италию благодаря умелому руководству главнокомандующего Стилихона, варвара по происхождению, то после его казни за якобы дружбу с предводителем вестготов Аларихом эти самые вестготы наводнили Апеннинский полуостров.
Неоднократно разграбляли и сам Рим, первый раз — в 410 году, все те же вестготы под руководством Алариха. Жители, спасаясь, прятались в храмах. В 452 году к Риму подступили гунны во главе с вождем Аттилой. Вторжение удалось предотвратить, однако уже на следующий год они, зайдя с другой стороны, продолжили нападения.
Попытки захвата и разорительные набеги прекратились лишь в 453 году, после смерти Аттилы на собственной свадьбе от носового кровотечения.
О гуннах, не скрывая неприязни, писал римский историк Аммиан Марцеллин: «Они (гунны. — Прим. авт.) имеют зверские нравы и отвратительную наружность; в детстве надрезывают себе подбородок, лицо и щеки, чтобы не могли расти волосы. При величайшем безобразии лица кости у них крепкие, плечи широкие, и притом они так нескладны и нестройны, что кажутся как бы двуногими скотами.
Для изготовления пищи не имеют надобности ни в огне, ни в пряностях; питаются дикими кореньями и сырым мясом, которое кладут вместо седла на лошадь и распаривают скорою ездою; земледелие им чуждо; постоянных жилищ они не знают, с детства скитаются по горам и лесам и привыкают переносить стужу и голод. Одежда их полотняная или сшитая из кож лесных мышей; они переменяют ее только тогда, когда она лоскутьями свалится с тела.
Они неразлучны со своими малыми, но крепкими лошадьми, на которых едят, пьют, спят и отправляют все дела; даже на общественных совещаниях все сидят верхом. Грязных жен и детей своих возят за собою в телегах. Стыда и пристойности не знают и не имеют никакой религии; непомерная алчность к золоту побуждает их к набегам. Оружие их — копья и стрелы с заостренными на конце костями; они умеют искусно бросать арканы на неприятелей.
В движениях своих чрезвычайно быстры, внезапно налетают на вражеский строй со всех сторон, задирают, рассеивают, убегают и потом опять неожиданно нападают… У них больше всего хвастаются убийством врагов, а вместо того, чтобы снимать оружие, они снимают с них головы, сдирают кожу и с волосами вешают на груди коней».
А уже в 455 году на Рим напали вандалы. Разграблено было все, они увезли с собой даже крышу с храма Юпитера Капитолийского. За следующие несколько десятилетий, остававшихся до развала империи, к власти успели прорваться девять императоров. Казна окончательно истощилась, народ поднимал восстания, территория государства стремительно сокращалась. Это была агония.
Орест мне друг, но власть иметь — дороже
Финальным аккордом стал произошедший в 476 году переворот Одоакра. На тот момент у власти стоял пятнадцатилетний Ромул Август, сын Флавия Ореста, бывшего секретаря Аттилы, завербовавшегося на службу Риму. Орест сверг предыдущего императора, Юлия Непота, и провозгласил своего сына новым императором. Впрочем, «свержение» — слишком громкое слово. Орест только и успел заявить о своих планах на престол, а Непот уже сбежал в Салону, где у него были наследственные владения.
Ромул же занял престол и почти сразу получил уничижительное прозвище Августул — «мелкий Август, Августишка». Греки так и вовсе называли мальчика Момиллус — «мелкий позор».
Одоакр был сыном друга Ореста. Он был назначен начальником гвардии и отправлен в Паннонию для вербовки наемников для новой армии. И он навербовал. А потом, имея под своим началом весьма внушительную армию, решил устроить военный переворот и даже переманил на свою сторону гвардии самого Ореста.
Узнав о приближающейся беде, Орест попытался сбежать, но Одоакр двинул войска за ним. Захватив и разграбив по пути несколько городов, Одоакр настиг и казнил Ореста. Молодой император был сослан в Кампанию, в бывшее поместье полководца Лукулла.
Там он прожил до самой смерти, получая пожизненную пенсию как важный пленник.
Сенат Рима признал переворот легитимным и принял Одоакра как законного правителя остатков Западной империи. Одоакр расселил на захваченных территориях cвою армию наемников, отдав им в собственность участки земли и тем самым заложив основы феодализма. Византийский историк Марцеллин Коммит резюмировал: «Западная империя Римского народа, которой в 709 году от основания Города (Рима) начал править Октавиан Август, первый из императоров, пала на 522 год правления императоров с этим Августулом. С этого времени власть в Риме в руках готских королей».
Что же до Восточной Римской империи, она просуществовала еще почти десять веков. За этот срок Византия тоже прошла через череду кризисов, превратившись в маленькое государство на задворках Европы, и в итоге сдалась османской армии, чья численность превышала численность армии византийской в несколько десятков раз. После этого племянница павшего в бою императора Константина Палеолога, Софья Палеолог, вышла замуж за московского князя Ивана III. Так Москва стала Третьим Римом.