Войска Красной армии вступают в город Ельню
75 лет назад началась Ельнинская наступательная операция. Как она протекала, в чем была особенность советской тактики и чем закончилась операция, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
Наступательный удар
18 июля 1941 года у города Ельня (Смоленская область) появились немецкие танки. Захватив город, 10-я танковая дивизия вермахта, шедшая в авангарде 46-го мотокорпуса 2-й танковой группы Гудериана, не смогла продвинуться дальше. Ельня была стратегически важным населенным пунктом, около которого располагались немецкие и советские военные части, являющиеся частями Смоленского оборонительного сражения и Вяземской оборонительной операции. Главнокомандующий Резервным фронтом Георгий Жуков после того, как стало ясно, что немецким войскам будет сложно продвинуться дальше, приказал командующему 24-й армией генерал-майору К.И. Ракутину разработать план организованного и наступательного удара, который позволит устранить ельнинский выступ, угрожавший обороне и тылу Красной армии.
Помимо находящейся в этой местности 24-й армии была и 43-я армия, создававшаяся из дивизий, прибывших на фронт из различных военных округов и наскоро пополнявшихся маршевыми ротами, под командованием генерал-майора Д.М. Селезнева. С немецкой стороны выступали сразу несколько армий: 4-я армия генерал-фельдмаршала Г. фон Клюге, 9-й армейский корпус Г. Гейера, 7-й армейский корпус В. Фармбахера, а также в резерве имелась 10-я танковая дивизия. Всего группировка противника насчитывала около 70 тыс. солдат и офицеров, 500 орудий и минометов калибра 75 мм и выше и около 40 танков. Первый эшелон советского Резервного фронта был представлен двумя армиями, включавшими в себя: 19, 100, 106, 107, 120, 303 и 309-ю стрелковые дивизии, 6-ю стрелковую дивизию народного ополчения, 103-ю моторизованную дивизию, 102-ю и 105-ю танковые дивизии, а также 10 корпусных артполков. Всего насчитывалось около 60 тыс. человек.
Силы сторон были примерно равны, но советские части были окружены немецкими войсками. Необходим был оперативный план наступления.
Планы сторон
Замысел советского плана заключался в нанесении встречных ударов с севера и юга под основание образовавшегося выступа, простирающегося на несколько километров, а затем в попытке прорвать оборону врага и, развивая наступление, окружить основные немецкие войска. Также предусматривалось рассечение вражеской группировки ударом с востока и уничтожение ее по частям. Таким образом, основу плана составлял решительный оперативный маневр — двусторонний охват с целью окружения и разгрома врага по частям. Согласно директиве, присланной Георгием Жуковым в штаб Резервного фронта 26 августа, операция должна быть закончена 8 сентября, что фактически и произошло.
Командующий 24-й армией генерал К.И. Ракутин почти сразу же начал мобилизовать командный состав и приступать к организации наступления. Прорыв выступа и дальнейший разгром немецких войск было принято осуществлять силами девяти стрелковых дивизий из тринадцати, имевшихся в армии. Оперативно создавались две ударные группы, в каждую из которых входили пять дивизий — северная (две стрелковые и одна танковая дивизия) и южная (стрелковая и моторизованная дивизии). От них должен был последовать первый удар. На северную ударную группу, состоявшую из 102-й танковой, 107-й и 100-й стрелковых дивизий, возлагались главные надежды. Каждая из них была усилена мощными артиллерийскими полками и двумя батареями реактивных установок (БМ-13). Всего в северной группе имелось около 400 орудий и минометов калибра 76 мм и выше, почти половину которых составляла артиллерия усиления.
Южная ударная группа состояла из 303-й стрелковой и 106-й моторизованной дивизий, которая также получила на усиление около 100 орудий и минометов. Также важная роль, согласно разработанному плану, отводилась центральной группе, насчитывающей две стрелковые дивизии под командованием генерал-майора Я.Г. Котельникова и полковника Н.А. Ильянцева.
Их наступление на Ельню предполагалось вести с востока, что позволило бы рассечь окружаемые войска на части и во взаимодействии с другими дивизиями уничтожить их.
Что касается планов немецкой стороны, то начальник германского Генерального штаба генерал-полковника Ф. Гальдер назвал бои в районе Ельни типичным примером позиционной войны. Для того чтобы противостоять советским подвижным стрелковым дивизиям, немцы вынуждены были отвести свои подвижные войска с ельнинского выступа. Что касается плана наступления или обороны, то, как свидетельствует в своем дневнике командующий группой армии «Центр» генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок, немецкое командование до последнего не знало, как им правильно действовать:
«Трудно дать окончательный ответ на вопрос, что лучше: удерживать выступ или оставить его. Если русские будут продолжать атаковать выступ, тогда удерживать его невыгодно. Если же они прекратят атаки, что вполне может быть, тогда выступ стоит сохранить, поскольку он не только станет опорным пунктом для наших дальнейших атак в восточном направлении, но и даст возможность обеспечить определенное прикрытие для Смоленского железнодорожного узла и шоссейной дороги Смоленск — Москва».
Артиллерийская группировка
Для проведения операции советское командование приняло решение сформировать специальную артиллерийскую группировку, состоявшую из армейской группы дальнего действия (АДД) и групп поддержки пехоты (ПП) в дивизиях. Это было сделано для более активного артобстрела. Для совершения артиллерийской поддержки был использован метод последовательного сосредоточения огня. Авиационная поддержка отсутствовала полностью в связи с тем, что все боевые самолеты фронта к началу операции по указанию центрального командования были переданы Брянскому фронту, за исключением 20 самолетов, оставленных в интересах 24-й армии для разведки и корректировки огня артиллерии.
Подготовка к началу операции в итоге длилась чуть больше четырех суток, что, конечно же, было недостаточным.
Дивизии были укомплектованы личным составом на 70–80%, оснащение войск — лишь на 25–50%. Не удалось накопить и необходимого количества боеприпасов, в результате чего, как показали последующие события, уже на второй день операции ощущалась их острая нехватка. Таким образом, расстановка сил к началу боевых действий была следующей: люди — 1,1:1 в пользу противника, по артиллерии — 1,6:1 в пользу советских частей.
Этапы операции и ее ход
Всю Ельнинскую наступательную операцию можно разделить на три этапа: на первом этапе велся прорыв выступа на направлениях главных ударов с 30 по 31 августа, на втором этапе, самом сложном, советским войскам приходилось отражать ожесточенные контратаки противника, стремившегося сорвать наступление 24-й армии с 1 по 3 сентября. Наконец, на завершающем этапе операции было самое наступление, главная фаза его развития, заключающаяся в преследовании отходящего врага и в ликвидации самого выступа с 4 по 8 сентября.
Почти одновременно, в 30-минутный промежуток, в 7.30 и 8.00 30 августа, соответственно две советские армии начали свое наступление. 24-я армия, несмотря на сильный туман и плохую видимость, обрушила огонь на вражескую оборону. Это позволило начать мобилизацию артиллерийских сил. Затем в 8.00 советские танки 102-й танковой дивизии совершили нападение на противника, но в связи с тем, что пехота отстала, успех развить не удалось. Помимо оперативной поддержки пехотных войск советская разведка также проявила себя не с лучшей стороны, вследствие чего не была полностью вскрыта система огня в обороне противника, особенно в противотанковом отношении, что дало врагу возможность и время прийти в себя и дать отпор. Слабость первых двух советских атак подтверждают цифры: всего в ходе атак было уничтожено до 10 противотанковых орудий, 12 пулеметов и разрушены два орудийных дзота фашистов. В целом соединения северной группы за первый день боя продвинулись вперед лишь на 500 м.
На следующий день, 31 августа, бои продолжались. Немецкие войска оказывали упорное сопротивление, не позволяя далеко продвинуться советским дивизиям. Лишь 107-й стрелковой дивизии к исходу дня удалось прорвать оборону врага, продвинувшись до 2 км в глубину. Причины такого низкого темпа советских войск кроются сразу в нескольких факторах.
Во-первых, как уже отмечалось, советская разведка на данном этапе войны была еще слабо развита, во-вторых, материальное оснащение артиллерии, прежде всего боеприпасами, было слабым. Наконец, имелись некоторые проблемы при организации командования, налаживания эффективной системы использования маневров пехоты и танков.
Также имели место случаи дезертирства, что подрывало моральный настрой. Но все резко изменилось в последующие несколько дней.
Героизм, мужество и отвага
В результате нескольких удачных попыток контратак немецких войск советские части были вынуждены мобилизовать все свои силы и начинать очередной отпор. О героизме и отваге советских солдат лично писал бывший командующий Резервным фронтом Георгий Жуков:
«Особенно мужественно дрались наши 19, 100 и 107-я дивизии. Я видел с наблюдательного пункта комдива 107-й дивизии П.В. Миронова, незабываемую картину ожесточенного боя стрелкового полка, которым командовал И.М. Некрасов. Полк И.М. Некрасова стремительно захватил деревню Волосково, но оказался в окружении. Он сражался трое суток. При поддержке других частей 107-й дивизии, артиллерии и авиации полк не только прорвал окружение, но и смял противостоящего врага, захватив при этом важный опорный пункт — железнодорожную станцию».
Также можно привести пример действий 586-го стрелкового полка 107-й стрелковой дивизии под руководством полковника И.М. Некрасова. Будучи раненым, полковник продолжал руководить действиями своих подразделений, приказав организовать круговую оборону, личному составу зарыться в землю, а всю артиллерию полка выдвинул для стрельбы прямой наводкой по танкам, что принесло свои результаты.
«Отряд Иванова» и исход операции
Еще 31 августа командующий 24-й армией генерал К.И. Ракутин с целью продолжения наступления принял решение создать на базе уже имеющихся подразделений 102, 107 и 100-й дивизий сводный отряд в составе танковой группы, десантной роты, мотобатальона и артгруппы из 10 орудий. В его задачи входило совершить стремительный удар в направлении Садки, Бол. Нежоды, выйти в район Ново-Тишово, Петрово, перерезать шоссейную дорогу Ельня — Балтутино, а также организовать круговую оборону и не допустить подхода резервов противника к Ельне. Созданная на скорую руку импровизированная подвижная армейская группа, названная «отрядом Иванова», была введена в бой 3 сентября, но в связи с обильными ударами авиации и сильным немецким артиллерийским обстрелом развить наступление отряду не удалось. Но благодаря мужественным действиям других советских воинских соединений, например 100-й стрелковой дивизии, северной и южной группам к исходу дня удалось постепенно отодвинуть и сузить ельнинский выступ до 6–8 км.
В результате проявленного героизма и мужества советских войск 24-й армии начиная с 3 сентября немецкие войска постепенно начали отводить свои основные силы из ельнинского мешка.
Осознав это, советское командование приказало в кратчайший срок завершить окружение врага и овладеть Ельней.
Для этого в бой была пущена мощная 127-я стрелковая дивизия. Но несмотря на то что советские войска переходили постепенно к преследованию врага, по флангам фронта не было обеспечено безопасности. К исходу 5 сентября 100-я стрелковая дивизия заняла Чапцово (севернее Ельни), а 19-я стрелковая дивизия вошла в Ельню. Уже к 6 сентябрю Ельня была полностью освобождена советскими войсками. К исходу 8 сентября дивизии 24-й армии ликвидировали оставшийся ельнинский плацдарм и вышли к оборонительному рубежу по линии Нов. Яковлевичи, Ново-Тишово, Кукуево. В этот же день Советское информбюро сообщило:
«На Смоленском направлении идут 26-дневные бои за город Ельню. Остатки дивизии противника поспешно отходят в западном направлении. Наши войска заняли город Ельню, наша авиация продолжала наносить удары по войскам противника на поле боя и уничтожала авиацию на его аэродромах».
Главным итогом операции явилась ликвидация ельнинского выступа. Было улучшено оперативное положение войск 24-й армии и в целом Резервного фронта, а также была ликвидирована угроза вторжения немецких войск в глубину советской обороны и тыла. Но в целом весь замысел, сформулированный советским командованием перед началом операции, осуществить не удалось. Уничтожение выступа не сопровождалось дальнейшим наступлением, в связи с тем что не хватало средств и сил в армии, до сих пор отсутствовало четкое взаимодействие между пехотой и танками. Но в то же время стоит отметить, что Ельнинская наступательная операция была одной из первых в Великой Отечественной войне, в ходе которой впервые был использован опыт оперативного маневра в короткие сроки, создания временных ударных группировок, наделенных конкретными целями и задачами.