Весной 2015 года в ходе реконструкции Института психиатрии Общества Макса Планка в Мюнхене была обнаружена старая коллекция заспиртованных образцов головного мозга. Казалось бы, находка ничем не примечательна — в любом крупном мединституте на складах можно найти наглядные пособия в виде сосудов с разнообразными органами.
Однако не все так просто: найденные анатомические препараты принадлежали Юлиусу Галлервордену (Julius Hallervorden) — немецкому врачу-нацисту и представляют собой останки жертв геноцида, устроенного гитлеровской Германией.
В числе убитых были не только евреи, но и люди с психическими отклонениями, инвалиды, умственно отсталые и гомосексуалисты. В программу умерщвления попадали дети, отстающие в развитии или имеющие тяжелые наследственные расстройства (именно они стали первыми жертвами убийств, происходящих под видом эвтаназии).
Те, кто, по мнению специально выбранных экспертов, не мог стать полноценным членом общества, отправлялись в специальные клиники, где им делали инъекции яда или обрекали на голодную смерть.
Дети-инвалиды из немецкой брошюры, пропагандирующей преимущества "расовой гигиены"
Многих немецких психиатров, сторонников евгеники, интересовали причины «болезней души». По их мнению, знания о происхождении врожденных умственных отклонений помогли бы создать идеальную арийскую расу.
Историки свидетельствуют, что именно врачи-психиатры были самыми горячими сторонниками «массовых чисток» — термин «расовая гигиена» был придуман швейцарско-немецким психиатром Альфредом Плётцем. Само это понятие не имело ничего общего с расовыми исследованиями и представляло собой псевдонаучное «биологическое обоснование» для массовых убийств.
В 1920 году вышла книга немецкого психиатра Альфреда Хохе (Alfred Hoche) и юриста Карла Биндинга (Karl Binding), названная «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни». В ней авторы утверждают, что уничтожение умственно неполноценных людей освободит немецкое общество от бессмысленного бремени.
По словам Хохе, врачи иногда должны пресекать жизнь «полных идиотов и пустых человеческих оболочек» ради «высшего блага». Под высшим благом психиатр понимал финансовые средства, которые можно перенаправить на отопление, производство продуктов питания и одежды.
Через год после выхода книги был основан Институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма. Его целью был поиск научных обоснований идей, подобных «расовой гигиене». Одним из отделений этого учреждения был Институт исследования мозга (сейчас ему присвоено имя Макса Планка).
"Наследственные заболевания являются тяжелым бременем для страны и ее народа". Надпись на фото с инвалидами из немецкой брошюры, пропагандирующей преимущества "расовой гигиены".
В 1933 году был принят Закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями, который официально разрешал подвергать принудительной стерилизации тех, кто не соответствовал представлениям о «расовой гигиене».
Позднее стерилизация сменилась массовыми убийствами. Пациенты Бранденбургской психиатрической лечебницы первыми испытали на себе действие газовых камер. Затем жестокий эксперимент был воспроизведен в пяти других больницах по всей Германии. В общей сложности с 1939-го по 1945 год были убиты 180 тысяч больных.
Родственников обманывали, выдавая ложные свидетельства о смерти, где описывались диагноз и симптомы, приведшие к гибели, а на костях многочисленных жертв расовых чисток пировали немецкие врачи, радуясь богатому материалу для исследований.
К началу Второй мировой войны работы по невропатологии публиковались в основном на немецком языке. Когда стала осуществляться программа умерщвления, в заголовках научных статей появилось слово «эвтаназия». Самым активным исследователем нервных тканей, полученных от убитых людей, был Юлиус Галлерворден.
В 1942 году он сделал доклад на заседании Немецкого научно-исследовательского общества, где сообщил, что за одно лишь лето ему удалось провести диссекцию (разрезание тканей) 500 мозгов слабоумных людей. Его коллекция состояла из более 110 тысяч образцов.
Научная группа Юлиуса Галлервордена
Часть материала Галлерворден получил от своего коллеги, печально известного врача Йозефа Менгеле, поэтому есть основание полагать, что в руки невропатолога попадали останки узников Освенцима. Однако он не гнушался и лично извлекать мозг у погибших. Например, в 1940 году Галлерворден стал свидетелем казни детей с помощью угарного газа в Бранденбурге, после чего сам проводил аутопсию.
После падения гитлеровского режима сотрудники Института Макса Планка в течение десятилетий использовали материалы Галлервордена. Однако в конце 80-х годов из-за политического давления большая часть лаборатории Галлервордена была уничтожена, а коллекция, которая собиралась с 1933-го по 1945 год, утилизирована.
Тем не менее часть образцов нашли только в 2015 году. В данный момент специалисты исследуют анатомические препараты, чтобы идентифицировать останки и характер смерти, где это возможно, после чего их захоронят в братской могиле.