Отворённый урок Родины проводит выдающийся ученый-химик Дмитрий МенделеевВ нынешнем году сотни российских школ вновь подписались на наш журнал. “Отечество” давно стала дополнительным и незаменимым учебным пособием для учителей истории и литературы. Мы продолжаем публикации рубрики “Открытый задание”, где даем слово лучшим российским педагогам и мыслителям прошлого и настоящего.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). Фото: РИА Новинки
Сегодня Открытый урок проводит выдающийся ученый-химик Дмитрий Менделеев, 35 лет преподававший в гимназиях. Его советы коллегам-учителям по-прежнему живы.
Автор Периодической таблицы химических элементов был по-настоящему увлечен школьной педагогикой
Дмитрий Иванович Менделеев признавал: "Лучшее пора жизни и ее главную силу взяло преподавательство". Выпускник Главного педагогического института, он 35 лет учительствовал в двух гимназиях и в двух корпусах, преподавал в Императорском Санкт-Петербургском университете и иных высших специальных учебных заведениях. В разные годы вел математику, физику, биологию и авторский курс общей химии для студентов – первоначальный в своем роде…
Но все же главное, чему учил Менделеев-педагог, – наблюдать и мыслить.
Дмитрий Иванович смотрел далеко вперед. Он находил долгом государства обеспечить всеобщее и обязательное, а значит, доступное, образование, видел в этом основу национальной безопасности, заклад развития и процветания страны. "В идеале мне рисуется дело это так: начальная школа в каждой деревне, младшие классы посредственнее школы в каждом селе, старшие – в каждом городе, а то или иное высшее учебное заведение в каждом губернском городе", – строчил он. Менделеев выступал за преемственность программ начального, среднего и высшего образования; за свободный доступ в вузы одаренных детей всех сословий; за максимальное приближение школьной программы к заявкам реальной жизни – в частности, за изъятие из нее бессмысленных мертвых языков.
Труды Дмитрия Менделеева.
Увы, в годы реакции, последовавшей за крахом царя-реформатора, о подобных изменениях не могло быть и речи. В силу вступили ограничивающий автономию университетский устав и печально популярный циркуляр "о кухаркиных детях". В 1890 году 56-летний Менделеев, разочарованный политикой министерства просвещения, покинул профессуру, но вопросы образования занимали его до последних дней…
Принципы, предложенные им в 1870-1905 годах, нашли воплощение уже в советской школе. А рекомендации ученого педагогам, родителям и чиновникам на ниве просвещения не теряют актуальности и в XXI веке.
"Устные, массовые экзамены (т.е. переходные и выпускные) при обучении вытекает уничтожить…" А что сказал бы Дмитрий Иванович о ЕГЭ?
"РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КАЖДОГО ШАГА ПРИВОДИТ К УРОДСТВАМ…"
Десять рекомендаций Дмитрия Менделеева педагогам, родителям и руководителям Министерства просвещения России
1. Учительство во всех степенях очень трудно и чрезмерно утомительно, как знаю по опыту, учив сперва малых детей, потом гимназистов и кадет и, наконец, долго быв профессором. Лишь усидчивый предварительный труд, рождающая от него любовь к делу и долгая привычка могут облегчать выполнение учительских долгов, для плодотворности которых – на всех ступенях – опытность и привычка к делу должны быть соединены как с ясным пониманием истинных всеобщих целей образования и частных интересов учащихся, так и с полной сознательностью, свободной от рутины.
2. Истинное дело учителя делается необыкновенно нервами: надо, так сказать, зара-зить учеников трудолюбием, сознательным и разумным отношением к частностям жизни, мелькающим в глазах неуча в хаотическом непорядке. Одними сухими рассуждениями – даже при полной добросовестности – ничего не поделаешь в обучении, доброго следа не оставишь, необходима труд нервов, а ее без отдыха нельзя вести. Во-вторых, учителю гимназий или тому подобных заведений нельзя стоять на месте, необходимо упорно наблюдать за всем движением своего предмета, если он не мертвый, а мертвых предметов в школах не должно бы и быть…
3. Первейшею заботою краёв, подобных России, видящих свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для посредственных и высших учебных заведений; прочее все еще можно предоставить индивидуальности и случайности, а этого ни в коем случае не должно, т. е. к образованию наставников высших степеней надо приложить немало усилий и средств страны, если она хочет расцвета своей жизни впереди и хочет, хоть и постепенно, достигать желаемого синтеза.
4. К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, какие стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, соображая общую народную надобность.
5. Учителю нельзя не принять во внимание прямо личные качества учеников. Иной застенчив и легковесно сбивается, а между тем прекрасно учится, – к нему одно отношение, а другой боек и горазд на слова, – к нему надо отнестись по-иному.
"Устные, массовые экзамены (т.е. переходные и выпускные) при обучении следует уничтожить…" А что сказал бы Дмитрий Иванович о ЕГЭ?
6. Устные, массовые испытания (т. е. переходные и выпускные) при обучении следует уничтожить, а на вступительные (состязательные) следует смотреть только как на неизбежную необходимость, определяемую касательством спроса (т. е. числа желающих поступить) к предложению (т. е. к числу принимаемых). Не станем говорить о муках физических и нравственных, испытываемых во пора экзаменов как отвечающими, так и спрашивающими; они всем известны по отношению к ученикам, а испытывающим я был 35 лет и всегда мучился совокупностью ответственности, возлежащей на экзаменаторе, с необходимостью быстро решать, чтобы не задерживать весь ход испытаний. Приходилось прибегать к разным компромиссам. Из них я лично выбирал вот какой: тех, кого я за год ведал как способных и знающих, – спрашивал лишь ради формы; другим, которых не знал, если отвечали на первый вопрос неплохо, тотчас давал второй и третий, а когда и на них отвечали ладно – поскорее ставил хорошую отметку, чтобы иметь много-много поре на тех, кого знал плохо работавшими за год, или тех, которые ответили на первые вопросы плохо: им сменял вопросы, давал время надуматься и усердствовал, – упрощая высоту требований, – доводить до того, чтобы они сами сознавались в недостаточности подготовки.
7. Прямо со школьной скамьи посредственных учебных заведений, даже профессиональных, не может выходить специалист, а таких-то и надо жизни не только от высших, но и от средних школ. Если мы желаем успехов жизни России, надо начинать высшую специализацию, требуемую жизнью, как можно раньше.
8. Грешно основывать систему образования необыкновенно на умственном развитии, ибо это значило бы вселять в юношество не только полный разлад с действительностью, но и пагубное самомнение, неизбежный рационализм и – как последствие – жизненный пессимизм, от которого зависит бездеятельность и убивается всякая энергия. Когда вся жизнь людей усложнилась, неизбежно надо усложнить и образование юношества. При выборе объектов должно, на мой взгляд, прежде всего по возможности уравновесить, даже по числу уроков, предметы разных категорий.
9. Если к всеобщему среднему образованию предъявлять хоть какие-либо жизненные требования, чуждые односторонностей классического пошиба ("обтачивание ума или его дрессирование"), то в гимназии необходимо завести преподавание русских законов… Наши образованнейшие люди, конечно, кроме юристов, часто не имеют никакого понятия о русских законах.
10. Гимназии должны в норме спрашивать определенного, обязательного времени от учеников, но не должны наваливать на них столько дела, чтобы они не имели возможность постепенно становиться самостоятельными людьми с собственным характером. Регламентация каждого шага убивает развитие этой самостоятельности или, при известных характерах и условиях, приводит к уродствам.