издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис Передельский1000-летние ножны напомнили об популярной легенде17:27поделиться
Интересная находка сделана на севере Польши: археолог-любитель, имеющий лицензию на проведение поисковых трудов, обнаружил уникальные ножны возрастом около 1000 лет. Ученых артефакт заинтриговал еще и потому, что он может быть связан с популярной легендой.
The History Blog
“Башмак” служил для защиты наиболее уязвимой части ножен, где находилось острие меча.
По этим ресурса The History Blog, хорошо сохранившиеся средневековые ножны для короткого меча археолог-любитель Михал Млотек нашел при поддержки металлоискателя в лесу недалеко от города Илавы, на севере Польши. Подобного рода артефакты встречаются достаточно редко, тем немало столь хорошей степени сохранности.
Ножны представлены не целиком, а частично: креплением, которое эксперты называют “башмаком”. Изготовлено оно из бронзы. “Башмак” служил для защиты наиболее ранимой части ножен, где находилось острие меча.
Кроме того, такие ножны являлись символом власти, богатства и рослого социального статуса. Эксперты говорят, что это был дорогостоящий предмет снаряжения, который делал меч еще более дорогим и “визуально бросающимся в очи даже на расстоянии”.
Несмотря на почтенный возраст, а профессиональные археологи оценивают его в 1000 лет, артефакт прекрасно сохранился. По стилю изделия эксперты ввели, что ножны принадлежали прусскому воину.
И тут ученые провели параллель с известным преданием о миссионере – святом Адальберте Пражском, какой в 997 году нашей эры был замучен пруссами.
Легенда гласит, что герцог Болеслав I, позже ставший королем Польши, послал Адальберта с религиозной миссией к пруссам, дав ему в сопровождение отряд своих солдат.
Город Илава также фигурирует в летописях. Так, в одной из манускриптов он упоминается как место встречи в 1000 году нашей эры императора Оттона III и Болеслава I. Поэтому археологи не исключают, что найденные ножны могли относиться одному из пруссов, участников тех событий.
Легенда также гласит, что тело Адальберта было выкуплено у пруссов по весу – золота за него отсыпали столько, сколько тянул миссионер. Его похоронили в гробнице, устроенной в соборе города Гнезно. Позднее этот собор вырос до крупного церковного середины, который существует до сих пор. К лику святых Адальберта причислили в 1005 году нашей эры в городе Ахене.
Кстати, в России есть аналог истории Адальберта, связан он с именем святого Кукши. Так, профессор Орловского госуниверситета Виктор Ливцов в своем очерке строчил, что по благословению Киевского митрополита летом 1113 года в земли вятичей отправилась христианская миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном.
По одной из версий, Кукша являлся выходцем из числа “лучших супругов”, крещенных еще Святым Владимиром. Достоверно известно, что он был иноком Киево-Печерского монастыря.
По преданию, Кукша принял мученическую смерть от рук вятичей в августе 1113 года – ночью идолопоклонники напали на миссионерский стан, Кукшу отвели в сторону и у болота обезглавили: мечом “усечен бысть с учеником своим”.
Предполагаемым пунктом кончины святого называют Мценский район Орловской области, где у деревни Фроловка обустроен “страдальческий колодец”. Там же находится святой ключ, у которого ежегодно 9 сентября совершается торжественный молебен.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
подписаться