105 лет танкам: с чего все завязалось

15 сентября 1916 года немецкие армии планировали намести очередной контрудар в битве при Сомме. Солдаты уже собирались пойти в атаку, но вдруг увидели движущихся по полю боя огромных металлических монстров. В окопах завязалась паника. Тот день сделался дебютом главного оружия XX века — танков.

Прообразы танков разрабатывались задолго до появления британского «Mark I». В их числе черепахообразная повозка Леонардо да Винчи и бронированный 120-тонный поезд изобретателя Э. Буйена. Кроме того, грядущей танков будет подробно описывал фантаст Герберт Уэллс в рассказе «Наземные броненосцы». В 1911 году лейтенант австро-венгерской армии Г. Бурштын разработал военную машину с гусеницами, напоминающую классический танк, а спустя 4 года рижский конструктор провел испытания колесно-гусеничной машины «Вездеход». Впрочем, обе идеи так и не бывальщины реализованы.

105 лет танкам: с чего все завязалось
После основы Первой мировой воюющие державы достаточно быстро перешли в позиционную войну и зарылись в окопы. Для получения преимущества необходима была механизированная бронированная мочь. Летом 1915 года британец сэр Эрнест Суинтон написал письмо фельдмаршалу Джону Френчу, в каком предложил использовать в военных мишенях гусеничное шасси американского трактора «Холт». Смелое предложение даже попало на стол военному министру Британии, но было отвергнуто. Несмотря на это идея понравилась Первому лорду Адмиралтейства — сэру Уинстону Черчиллю, какой поспособствовал начину создания прототипов.

Первым танком в истории стала «Линкольнская машина № 1», собранная всего за 40 дней и с треском завалившая испытания. Конструкторы прочертили работу над ошибками и к концу сентября 1915 года представили новый экземпляр под названием «Махонький Вилли». Основой машины был 15-тонный трактор «Холт». Инженеры У. Триттон и У. Вильсон пристроили двигатель (немецкий Daimler на 105 л.с.) в половину машины и прикрыли его корпусом из котельной стали. Ходовую впоследствии заменили на звеньевые гусеницы с жесткой подвеской, а в лобовой доли появилась установка под пулемет «Виккерс». Впрочем, куратор проекта сэр Эрнест Суинтон был уверен, что для решения положительных боевых задач машина не подходит. Танк должен был покойно двигаться по склону в 45 градусов, а также преодолевать ров шириной в 2,5 метра.

Конструкторы опять принялись за работу и кардинально изменили конструкцию «Вилли». Обводы гусениц получили конфигурацию ромба, а их верхнюю ветвь разместили над корпусом для лучшего зацепа. Направляющее колесо выплеснули вперед, борта оснастили бронированными рамами, а вооружение разместили в выступающих боковых казиматах. 2 февраля 1916 года танк представили командованию. Машина произвела дискусионное впечатление, но первоначальный заказ был подписан. «Вилли» приняли на вооружение под обозначением Mark I, а спустя несколько недель запустили в серию с кое-какими изменениями конструкции.

105 лет танкам: с чего все завязалось
Первое наступление «Марков» при французской Сомме напугало немцев и гарантировало тактическое преимущество, но также выявило многие недостачи: танки падали в окопы, застревали в воронках и попросту выходили из построения. Из 49 машин на исходные позиции вернулись лишь 32. Кроме того, 28-тонные гиганты оказались не такими уж и крепкими. В ходе атаки немцы вывели из построения 10 машин, еще 7 получили незначительные повреждения. Самыми уязвимыми местами сделались ходовая часть и тонкое дно.

Экипаж Mark I заключался из 8 человек: офицера и 7 более низких чинов. Внутри танк чем-то напоминал военный корабль, большую часть какого занимали двигатель и трансмиссия. Немцы прозвали эту машину «исчадием ада» и были близки к истине: температура внутри «Марка» достигала 50–70 градусов Цельсия. Внутри скапливались бензиновые четы и выхлопные газы, потому отравления и обмороки членов экипажа случались довольно часто.

Первый бой с применением танков не переломил ход сражения при Сомме, однако британцы смогли итого за 5 часов завладеть 10-километровый участок фронта и продавить оборону немцев с минимальными потерями. Выход из позиционного тупика был отыскан.

Информация о новоиспеченных боевых машинах быстро разлетелась по всему миру, и военные державы с удвоенным энтузиазмом возобновили разработки наземных броненосцев. Французы дебютировали в апреле 1917 года с Schneider CA1. В отличие от британцев, они покинули на машине шасси от трактора «Холт». Производство стальных монстров начинов и Тройственный союз, и осенью 1917 года с конвейера сошел A7V — первоначальный серийный немецкий тяжелый танк. В движение его приводили два двигателя Daimler, от пуль и осколков отстаивала усиленная броня, а обслуживал машину экипаж из 18 человек. Между тем, уже сквозь год после дебюта британского «Mark I» в производство бывальщины запущены «Mark II» и «Mark III». От предшественника эти танки отличались отсутствием хвостового колеса, а также измененными люками и усовершенствованными смотровыми щелями. Итого было выстроено по 50 машин каждого вида.

Новым словом в линейке тяжелых английских танков стал «Mark IV». Таких машин выпустили 1015 раскалывав, часть из которых передали французских союзникам. Улучшения затронули броню крыши и бортов, которые теперь лучше отстаивали от оружейного и пулеметного пламени. Топливные баки разместили вне корпуса, выхлопную трубу снабдили глушителем, спонсоны сместили к низу, а в качестве вооружения впервые завели пулемет «Льюис». Именно Mark IV вошел в историю как танк, принявший участие в первой танковой битве.

Какие машины притязали на роль первого танка в истории, кто подобный Бэзил Энрикес и чем закончился бой британских «Марков» против немецких «A7V» в 1918 году глядите в видео от компании Wargaming.

>